Изменение климата угрожает не только биологическому разнообразию, таежным лесам и полярным льдам — у него есть и более близкие и понятные человеку эффекты. Метеорологи из британского Университета Рединга выяснили, что глобальное потепление отрицательно сказывается на безопасности и комфорте авиаперелетов.
Температура воздуха прямо влияет на характеристики так называемого струйного течения — узкого пояса сильного ветра, который извивается между полюсами Земли и тропиками на уровне или чуть ниже высоты полета самолетов. Ветер и температура в атмосфере находятся в балансе: невозможно изменить температуру, не вызвав перемены в характере ветров.
Однако в предыдущие годы множество исследователей отмечали: скорость ветра внутри, например, Североатлантического струйного течения за десятилетия почти не изменилась. Дело в том, что изменение климата влияет на скорость течения двумя противоположными способами:
- в верхних слоях атмосферы изменение климата усиливает движение тепла от экватора к полюсу Земли (перпендикулярно ветру), ускоряя высотный струйный поток;
- в нижних слоях атмосферы полярное усиление изменения климата, напротив, несет тепло от полюсов к экватору, ослабляя противоположный вектор и замедляя струйный поток.
Борьба этих двух движений сверху и снизу от струйных потоков помогает сбалансировать их скорость. Однако в большинстве исследований, отмечают метеорологи из Университета Рединга, недостаточно внимания уделяется другому фактору — вертикальному сдвигу ветра.
Сдвиг ветра — это резкое изменение скорости или направления ветра на небольших участках в атмосфере. Авторы доклада рассматривают конкретно скачки в скорости ветра в вертикальной плоскости. Эти явления могут быть потенциально опасны для авиации: например, вертикальный сдвиг ветра является официальной причиной крушения Ту-154 под Алма-Атой в 1980 году, когда погибли 166 человек. Советский самолет разбился вскоре после взлета из-за резкого нисходящего потока воздуха (в сочетании с другими второстепенными факторами).
На высоте вертикальные сдвиги ветра являются одной из причин возникновения турбулентности, что создает дополнительные сложности для пилотов. Не у поверхности Земли, а выше, на уровне полета самолетов, чаще возникают горизонтальные сдвиги ветра, вертикальные же сдвиги на такой высоте характерны как раз для струйных течений.
Проанализировав спутниковые снимки и данные из трех разных источников, британские метеорологи выяснили, что вертикальные сдвиги ветра в Североатлантическом струйном течении за 40 лет с 1979 года усилились на 15%. Произошло это именно из-за глобального потепления, уверены авторы доклада: указанные выше векторы потепления от полюсов и к полюсам пусть и сохранили баланс, но заметно усилились, влияя на то, что происходит внутри потока ветра. Если не предпринимать никаких действий по борьбе с изменением климата, с каждым десятилетием трансатлантические перелеты будут становиться все менее приятными, предупреждают они.