Человек будущего: какой он?
Станислав Дробышевский, антрополог и популяризатор науки, размышлял о том, каким будет человек будущего.
Чтобы в нашем организме произошли эволюционно значимые изменения, нужно от 20 тыс. до 50 тыс. лет. Поэтому в ближайшие столетия мы вряд ли изменимся.
Однако мы можем менять среду и уровень интеллекта за счет глобальных социальных сдвигов. И те, в свою очередь, спровоцируют сдвиги биологические: например, изменения в структуре и объеме мозга. Это связано с нейропластичностью — способностью мозга изменяться под воздействием нового опыта, а также восстанавливать утраченные из-за повреждений нейронные связи.
Примеры глобальных сдвигов в прошлом — использование составных каменных орудий и переход от растительной пищи к мясоедению. Они повлекли за собой изменение образа жизни древних людей, откуда возникло прямохождение, изменение ЖКТ и объема головного мозга.
Сейчас мы на пороге обратного перехода: вместо натурального мяса предлагается альтернативное, на растительной основе. Это может совершить настоящую революцию, но только если мы получим источник энергии, сопоставимый по питательным веществам с мясом животных. Иначе наш мозг не справится с возрастающей нагрузкой.
Чтобы социальные изменения приводили к эволюционным, первые должны быть по-настоящему глобальными — то есть охватывать все человечество.
Каким будет наше будущее и как к нему подготовиться
Футуролог Джон Суини и специалисты по исследованиям будущего Ольга Бочкарева и Андрей Потапов рассказали, каким будет ближайшее будущее и как найти себя в новой реальности.
Чтобы увидеть будущее, нужно воспринимать его объективно, абстрагируясь от когнитивных искажений и внутренних установок. Для бизнеса, который хочет быть во главе инноваций, важная цель — научиться воспринимать будущее всеми органами чувств, а не просто понимать мозгом.
Качества, которые для этого необходимы:
- Любознательность: неутолимая жажда новых знаний.
- Обучение и разучивание: постоянная фильтрация получаемых знаний и избавление от ненужных или устаревших.
Компании Heinz понадобилось 20 лет, чтобы понять, что бутылка для кетчупа должна быть такой:
Это яркий пример того, как корпорации удалось преодолеть консерватизм и стереотипы под влиянием новых потребностей общества.
- Тяга к экспериментам: нужно не бояться пробовать новое и ошибаться.
- Предвидение: умение взломать внутренние стереотипы и взглянуть по-новому на происходящее.
- Рефлексия: в правильную ли сторону я иду?
Вы можете переформатировать себя и создать образ будущего своими руками. Для этого нужно полюбить неопределенность: признать, что вы не можете контролировать и на 100% предсказать, что будет дальше. Но можете оседлать эту волну хаоса.
Постнормальное — наша новая реальность?
Постнормальное — новая реальность на стыке хаоса, противоречий и сложности. Чтобы переместиться из него в будущее, нужно пройти через воронку из трех основных компонентов:
- Расширенное настоящее — ближайший горизонт нашего планирования.
- Знакомое будущее — то, которое мы можем себе представить.
- Незнакомое будущее — то, о котором мы даже не думаем.
Знакомое будущее состоит из образов поп-культуры и тех событий, которые уже происходили с нами. Планируя его, лучше опираться на горизонт в 20-30 лет. При этом не стоит фантазировать. Нужно строить прогнозы на основе статистических данных: в какой точке пересекаются наиболее вероятные сценарии? Как это повлияет на мою жизнь?
Также нужно учитывать, что существует еще и незнакомое будущее, о котором мы даже не догадываемся. Классический пример — «черные лебеди», которые никто не смог предсказать. Даже за внешне однозначными прогнозами может скрываться много неизвестного. К примеру, прогноз о том, что мы все придем к бессмертию, не учитывает, когда это случится, кого затронет и что для этого нужно.
XXI век — поворотный в истории человечества?
Артур Шафиров, видеоблогер и популяризатор науки, разобрал популярный тезис философов и футурологов о том, что XXI век — это своеобразный «шарнир истории».
Гипотеза о «шарнирах» была выдвинута в 2011 году британским философом Дереком Парфитом в его книге «О том, что важно». В ней, в частности, идет речь о поворотных точках в развитии человечества, после которых происходят необратимые изменения. К таким можно отнести события, приведшие к Первой мировой войне или Эпохе просвещения.
Что говорит о том, что сейчас мы находимся именно в такой точке? Дело в том, что сегодня в наших руках сосредоточено множество технологий, которые развиваются слишком быстро, и мы не всегда это контролируем. К примеру, мы переживаем поворотный момент в развитии ИИ: он становится все сильнее и вот-вот может выйти из-под контроля.
Австралийский философ Тоби Орд оценивает вероятность вымирания человечества в XXI веке как 1 к 6 — в том числе из-за глобальных катаклизмов, смертельных вирусов или «восстания» искусственного интеллекта. По его выражению, человечество сейчас играет в «огромную «русскую рулетку» (учитывая, что стандартный барабан револьвера вмещает шесть патронов).
Чтобы использовать поворотный момент во благо, нужно максимально ответственно подойти к планированию своих действий на десятки лет вперед. Этим занимаются приверженцы эффективного альтруизма — социального движения, которое исследует все возможные источники, чтобы сделать мир лучше. Например, для эффективных альтруистов в рамках благотворительных организаций гораздо разумнее тратить больше средств на организационные расходы, чем непосредственно на благотворительность. Так в будущем они смогут собрать гораздо больше средств и расширить свою деятельность. Переводя это на более глобальный уровень, нам стоит позаботиться о запасах ресурсов на ближайшие десятилетия и обратить внимание на регулирование ИИ.
Не пора ли нам переселиться на другие планеты?
Лоуренс Краусс, американский астрофизик и космолог, считает, что колонизация Марса и Венеры пока является преждевременной и небезопасной затеей:
- Это очень дорогостоящее мероприятие, и понадобится не одно поколение, чтобы создать пригодную для жизни инфраструктуру. Планет, которые хотя бы не убьют нас радиацией, практически нет, а первые колонисты могут погибнуть в первые же годы.
- Главным приоритетом для нас должно стать сохранение Земли. Только за последние 20 лет мы нанесли природе ущерб, сравнимый с мощной атомной бомбой. Когда мы все окажемся перед смертельной угрозой — только тогда можно подумать о переселении, но, скорее, в виде замороженных эмбрионов. Чтобы отодвинуть этот момент, мы можем активнее снижать выбросы или пустить в ход технологии. Например, щит из аэрозоля, который защитит нас от губительной солнечной радиации, если озон совсем истощится.
NASA уже ведет разработки солнечного щита из соединенных друг с другом спутников.
Какие навыки и профессии будут нужны в будущем?
Максим Кузнецов — руководитель департамента подбора персонала и развития бренда в DiDi, Татьяна Смирнова — руководитель Центра развития карьеры «Нетологии» и Валентина Ватрак — экс-глава департамента корпоративного развития и HRM в «МегаФоне», обсудили, какие навыки станут самыми востребованными в 2025 году.
Топ-7 выглядит так:
- Самоуправление: саморазвитие, активное обучение и переобучение, умение ставить себе задачи, в том числе на далекую перспективу. Этот навык, в частности, содержится в докладах ВЭФ «Профессии будущего» за 2018 и 2020 годы.
- Быть в ресурсе: противостоять выгоранию и восстанавливать силы всеми доступными способами.
- Умение работать в условиях неопределенности: быстро адаптироваться, занимаясь проектной работой.
- Экологичность и устойчивое развитие: умение мыслить общечеловеческими ценностями и планировать любую деятельность так, чтобы не вредить окружающей среде.
- Аналитическое мышление: опора на данные и доказательно-исследовательскую базу.
- Управление удаленной командой.
- Кризис-менеджмент: умение работать под стрессовым давлением обстоятельств.
Тему продолжили Екатерина и Илья Богины из группы компаний «Инсайт». В условиях, когда мир становится нестабильным и непредсказуемым, важнейшую роль играют метанавыки — фундаментальные, определяющие нашу личность и лежащие в основе hard и soft skills.
Важнейшие метанавыки сейчас:
- Осознанность и управление собой: глубокое понимание себя, внутренних состояний и процессов.
- Ответственность и проактивность.
- Осознанное принятие решений: понимание своих мыслительных особенностей, когнитивных искажений и стереотипов.
- Саморазвитие и адаптивность: обучение по индивидуальным программам и методикам, которые подходят именно вам.
Среди профессий будущего Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления hh.ru, выделила ИТ-специальности — включая data-science и ИИ — разработку и управление беспилотниками. При этом сейчас молодых специалистов чаще всего нанимают в качестве курьеров, продавцов-консультантов, кассиров. Все эти профессии скоро уйдут в прошлое, а вслед за ними — водители, сотрудники call-центров, копирайтеры и даже дизайнеры.
Зато актуальными останутся знание иностранных языков, с которыми нейросети пока справляются не слишком хорошо. Еще один способ найти себя в будущем — стать «суперзвездой» в своем деле и строить личный бренд. Если вы идеальный водитель, преподаватель или стилист с кучей социальных навыков, то у вас есть все шансы стать эксклюзивной альтернативой ИИ и роботам.
Будущее онлайн-образования
Патрик Бразерс, СЕО платформы по исследованию рынка образования HolonIQ, поделился главными трендами онлайн-образования:
- К 2050 году в онлайн-образование будут вовлечены 2 млрд человек.
- Рынок онлайн-образования к 2025 году вырастет до $7 трлн, а объем инвестиций увеличится с $200 млрд до $340 млрд.
- Главный ускоритель роста рынка — EdTech-компании. Также драйверами выступают новые модели обучения и технологии: VR, AR, искусственный интеллект.
- Активнее всего развивается d2c-сегмент (direct-to-consumer, напрямую от учителя к учащемуся), который опережает b2b0-сферу (обучение через школы и университеты). При этом самая большая доля инвестиций — 49% — уходит на ПО и образовательные платформы.
- ИИ в онлайн-образовании активнее всего применяют для игр-симуляций, распознавания языков, создания презентаций и роботов, подготовке и проведении экзаменов, выставлении оценок.
Будущее контента
Светлана Белоусова, креативный продюсер и сооснователь Malivar, вместе с Алионой Пол, синтетическим амбассадор Malivar, рассказала, как цифровые инфлюенсеры заменяют живых блогеров и звезд.
Цифровые люди — это виртуальные и синтетические персонажи, а также голосовые и чат-боты, роботы, которые полностью или частично заменяют живых людей. Один из самых популярных подобных аккаунтов — Лил Микела, виртуальный Instagram-блогер с 3 млн подписчиков:
Сразу стоит объяснить, что виртуальные люди — те, что созданы с помощью 3D-графики, а синтетические — с помощью нейросетей. Сервис Malivar Io позволяет создавать синтетических персонажей, генерируя новые лица из фото в открытых источниках. Всего с его помощью можно создать до 20 млрд новых лиц — в 2,6 раз больше, чем население Земли.
Главные сферы применения таких людей:
- амбассадор бренда, которого не перекупят конкуренты;
- персонаж-сторителлер в соцсетях, которому не грозит атака хейтеров и вторжение в личную жизнь;
- модели для интернет-магазинов.
Цифровые люди не заменят живых, но могут стать новым удобным медиа-инструментом. По сравнению с обычными блогерами, синтетические стоят недорого, не требуют регулярных отчислений, доступны онлайн 24/7 и не угрожают репутационными рисками. А еще компании смогут создавать инфлюенсера, который будет на 100% воплощать интересы их ЦА.
Синтетические актеры могут заменять настоящих — живых или умерших — выступать в роли моделей для цифровой одежды или сторителлеров. В будущем даже контент для них сможет сочинять нейросеть.
Наталья Синдеева, основатель и гендиректор медиахолдинга «Дождь» и Тимур Бекмамбетов, режиссер, продюсер, основатель компании Bazelevs, обсудили, как жизнь в онлайне порождает новые форматы в кино и не только.
В первую очередь, речь о скринлайфе — новом формате контента, где сюжет и внутренний мир героев раскрывается с помощью происходящего на экране гаджета. Среди фильмов, снятых таким образом — «Убрать из друзей» (2015 год), «Поиск» (2018 год) и «Хост» (2020 год).
Скринлайф уникален тем, что это самый честный слепок реальности и того, что происходит с человеком прямо сейчас. Мы можем говорить на встрече, а в это время сидеть в телефоне и вести тайную переписку. ИИ может собрать все данные о нашей онлайн-активности и визуализировать их. Возможно, в ближайшее время мы сможем художественно переосмыслить то, как алгоритмы управляют контентом в Сети, а мы сами страдаем от цифрового ожирения.