Как живые: кто такие виртуальные блогеры и модели и что их ждет в будущем

Фото: youtube.com
Фото: youtube.com
Виртуальные персонажи ведут популярные блоги, участвуют в модных показах, общаются с подписчиками и продают рекламу в своих аккаунтах за тысячи долларов. Разобрались, для чего их создают и какие у них перспективы
Время на чтение: 6–8 минут

Виртуальные инфлюенсеры — это созданные с помощью компьютерной графики персонажи. Первые цифровые «звезды» появились более 20 лет назад: виртуальная группа Gorillaz, чьи альбомы несколько раз становились платиновыми, существует с 1998 года. Хацуне Мику — виртуальная певица из Японии — с 2007 года. Ее самый большой концерт, который посетило 25 тыс. человек, состоялся в 2009 году.

У новых героев свои характеры, истории, взгляды и стиль ведения социальных сетей. Они, как и живые lifestyle-блогеры, рассказывают о своих буднях.

Самые известные виртуальные модели

У Лил Микелы 3 млн подписчиков в Instagram, аккаунт ведется с 2016 года. Она меломан, имеет либеральные взгляды, продает рекламу модным брендам и общается с подписчиками в комментариях. Однажды она записала видео, в котором рассказала, что до нее домогались в такси. Ее создатели — сотрудники стартапа Brud. Лил — самый популярный виртуальный инфлюенсер в Instagram.

Виртуальный инфлюенсер Лил тоже носит маску
Виртуальный инфлюенсер Лил тоже носит маску (Фото: instagram.com)

Если Лил похожа на реального человека, то Нунуюри — девушка с необычной внешностью. Это не мешает ей принимать участие в показах Gucci, Versace, Tom Ford, Chanel и других брендов. В описании ее аккаунта написано «digital character. activist. vegan» («цифровой персонаж, активист, веган». — РБК Тренды).

Имма живет в Японии. У нее есть брат — Пластикбой. Вдвоем они посещают актуальные выставки и фотографируются для модных журналов. Еще один виртуальный инфлюенсер-мужчина — Лиам Никуро, он работает продюсером.

Виртуальный инфлюенсер Лиам играет в баскетбол
Виртуальный инфлюенсер Лиам играет в баскетбол (Фото: instagram.com)

Шуду Грэм — первая виртуальная супермодель. Она сотрудничает с The Digitals — первым агентством для виртуальных моделей. Сейчас помимо Шуду в нем еще itcnm моделей, они работают с Samsung, Louboutin и другими крупными брендами, а также модными журналами.

Шуду Грэм рекламирует новую модель смартфона от Samsung
Шуду Грэм рекламирует новую модель смартфона от Samsung (Фото: instagram.com)

Компании все чаще стали создавать собственных виртуальных инфлюенсеров. KFC «обновили» полковника Сандерса. Теперь он летает на частном самолете, стильно одевается, у него есть татуировка с надписью «Secret Recipe For Success» («секретный рецепт успеха». — РБК Тренды). Фото можно посмотреть в официальном аккаунте компании. Бренд дизайнерских игрушек Superplastic оживил своих персонажей и успешно развивает аккаунт в Instagram, на него подписано уже 1,4 млн пользователей. Бренд одежды Yoox создал виртуального консультанта Дейзи. Она порекомендует, что вам подойдет, и может «примерить» вещи. Ее фото иногда выкладывают в аккаунте бренда наряду с живыми моделями.

В России созданием персонажей занимаются несколько компаний, например, Malivar. Их персонаж Алиона Пол — самый популярный российский виртуальный инфлюенсер. Она пишет длинные тексты, призывает носить маски, чтобы не заболеть коронавирусом, а в октябре она «побывала» на форуме «Открытые инновации».

Российский виртуальный инфлюенсер Алиона занимается йогой
Российский виртуальный инфлюенсер Алиона занимается йогой (Фото: instagram.com)

Как это работает

Виртуальных инфлюенсеров делят на четыре группы:

Независимые:

  • Виртуальные звезды — блогеры, которые рассказывают свою историю. Примеры: Лил Микела, Нунуюри и Имма.
  • Виртуальные модели — они участвуют в показах и снимаются в рекламе. Пример: Шуду Грэм.

Созданные брендами:

  • Виртуальные спикеры — персонажи, которые представляют определенный бренд, его ценности. Пример: Полковник Сандерс.
  • Виртуальные маскоты — у них нет подробной истории, они помогают выполнять определенные задачи. Пример: Дейзи, которую создал бренд Yoox.

Независимых инфлюенсеров создают креативные агентства. Они продумывают их внешность и историю, набирают подписчиков и привлекают внимание брендов. Популярные виртуальные инфлюенсеры так же, как и реальные, продают рекламу в своих аккаунтах, участвуют в творческих проектах и снимают сториз.

Основа виртуального персонажа — CGI-технологии (computer-generated imagery, изображение, сгенерированное компьютером). Процесс начинается с концепции, затем создается 3D-модель. Ее улучшают: делают текстуры, добавляют цвета, детали. В конце персонажа анимируют, чтобы его мимика и движения были естественными. Создать персонажа, в зависимости от сложности, в России будет стоить от ₽150 тыс. до ₽600 тыс., а создать виртуального амбассадора бренда — уже около ₽1 млн.

Выпуск подкаста «Что изменилось?» на тему спецэффектов и CGI

Для бизнес-задач у виртуальных инфлюенсеров есть преимущества перед людьми:

  • нет дополнительных расходов, например, на стилиста, визажиста, водителя, перелет, питание, проживание;
  • виртуальный инфлюенсер не устает и может быть в нескольких местах одновременно;
  • свобода передвижения: виртуальный инфлюенсер может оказаться на Эвересте, а уже через час — на концерте в Лос-Анджелесе;
  • он может легко менять внешность: сбросить или набрать вес, накачать мышцы, поменять прическу.

Но есть и сложности. Реальный блогер может сделать селфи за несколько секунд, а каждый пост виртуального инфлюенсера создает целая команда 3D-художников.

Ядро аудитории виртуальных персонажей — женщины в возрасте от 18 до 24 лет (45%), а 14,5% аудитории — и вовсе в возрасте от 13 до 17 лет, что не типично для Instagram: подростки сегодня предпочитают TikTok и Snapchat. По данным британского маркетплейса OnBuy, самый высокий доход в отрасли сейчас у Лил Микелы. Пост у нее стоит $8,5 тыс. Эксперты считают, что в 2020 году Лил Микела заработает для своих создателей около $11,7 млн. На втором месте идет Нунуюри: пост у нее стоит около $1,8 тыс., в 2020 году она заработала около $3 млн.

Перспективы виртуальных инфлюенсеров

Глядя на этих персонажей, думаешь, что попал в сериал «Черное зеркало». На самом деле, это только начало. Коронавирус пришелся виртуральным инфлюенсерам на руку. Их деятельность почти всегда была в онлайне, кроме того, они не болеют. Компании могут устраивать с ними модные показы и концерты, ведь им не нужно переживать о социальной дистанции. В отличие от людей, виртуальные инфлюенсеры могут путешествовать, рассказывать о новых отелях и ресторанах.

Бюджеты на продвижение через инфлюенсеров растут. В 2019 году компании потратили $8 млрд, в 2020 году уже $10 млрд, а в 2022 году — $22 млрд. При этом виртуальные персонажи создают более вовлекающий контент. Средний показатель вовлеченности инфлюенсеров— 0,7%, а у Лил Микелы он достигает 2,7%. Эксперты ожидают появления нишевых микроинфлюенсеров с меньшей аудиторией и еще большей долей вовлеченности.

CGI-технологии совершенствуются, и разработчики делают все, чтобы снизить издержки на создание персонажей, либо делают надстройки к существующим технологиям, таким, как Maya или Unreal Engine. Это мобильные платформы для переноса виртуальных инфлюенсеров в реальный мир с помощью дополненной реальности. Таким образом, в будущем можно будет оказаться рядом с виртуальным персонажем.

С развитием технологий виртуальные инфлюенсеры смогут обрести физическое воплощение и, например, присутствовать на офлайн-мероприятиях и давать интервью. Так, в сентябре 2020 года IKEA построила в витрине магазина в Токио две комнаты — гостиную и спальню — и на три дня «поселила» в ней Имму. Она занималась обычными делами: проверяла социальные сети в смартфоне, разговаривала по телефону, лежала на диване, спала. Выглядело все реалистично благодаря светодиодным экранам внутри инсталляции.

Инвесторы тоже заинтересованы в развитии отрасли. Компания Superplastic привлекла $10 млн в виде стартового финансирования в августе 2019 года и дополнительно $6 млн в октябре 2020 года. SV Angels и Scooter Braun вложили средства в японский стартап Aww Inc., который создал Имму и Пластикбоя. В сентябре 2020 года Aww Inc. привлек $1 млн в посевном раунде от Coral Capital. В прошлом году социальную сеть для виртуальных инфлюенсеров Toonstar проинвестировал фонд Social Starts, в портфолио которого входят стартапы, приобретенные Amazon, Indeed и другими гигантами. Сумма сделки, правда, не раскрывается. В этой социальной сети виртуальные инфлюенсеры могут делать прямые трансляции, выкладывать видео, общаться. Это поможет им развивать свои истории и сделает их еще более человечными.

Обновлено 26.03.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть