Кто такой трендвотчер
Трендвотчер — это специалист, который изучает изменения в экономике, политике, науке, культуре и общественной жизни. Эти изменения и есть тренды.
Он рассматривает информационную повестку и исследует аудиторию. С помощью полученных данных он прогнозирует изменения существующих потребительских предпочтений и формирует новые. Позже на их основе бизнесу даются рекомендации. Например, с помощью карты трендов можно определить, какие потребительские группы помогут расширить бизнес в ближайшие три-пять лет, а какие за это время вырастут.
Трендвотчер — одна из профессий будущего.
«Трендвотчер — это совокупность наблюдателя, исследователя, социолога, психолога, технологического «гика» и просто очень любознательного человека с широким кругозором», — объясняет Илья Литвиненко, руководитель направления трендвотчинга в лаборатории клиентского опыта и новых способов продаж Сбербанка.
Чем занимается трендвотчер
Трендвотчеру необходимо найти сигналы — явления, говорящие о зарождении новых трендов. Чтобы отыскать их, используют специальные платформы вроде TrendHunter.
Исследователь просматривает авторитетные исследования, отчеты консалтинговых фирм, публикации в научных и бизнес-изданиях, новостные ленты. Для анализа соцсетей и поисковых запросов использует сервисы вроде Wordstat, «Медиалогии», Google Trends.
Трендовотчер собирает эти сигналы на карте трендов. Карта трендов помогает собрать их в одном месте, приоритезировать, понять перспективу развития и увидеть пересечения. Например, понять, насколько тенденции долгосрочны и как много людей попадает под их влияние. Для этого сравнивают проявление сигналов в разных странах и накладывают на них местные ограничения: например, законодательные.
После этого трендвотчер оценивает целевую аудиторию — смотрит на незакрытые потребности пользователей и проводит опросы. Важную роль играет кросс-индустриальность: чем больше сфер затрагивает тренд, тем выше его живучесть.На последнем этапе он представляет сценарий или набор сценариев и показывает, насколько каждый из них реалистичен. Объясняет, как использовать это в бизнесе с максимальной пользой.
Например, так выглядит карта трендов и технологий футуролога и трендвотчера Ричарда Уотсона
Основные навыки трендвотчера
Трендвотчерам нужно понимать социологию и психологию, чтобы разбираться в поведении потребителей и предугадывать его. В профессии важно обладать развитыми хард и софт скиллами. Вот некоторые из них:
- медиа-сканирование и умение пользоваться сервисами, помогающими выявить сигналы о зарождении трендов;
- сильные навыки работы с Excel и другими инструментами для аналитики данных и визуализации выводов;
- критическое и системное мышление, чтобы правильно оценивать и сопоставлять тренды;
- проектное и продуктовое мышление, которое поможет использовать полученную картину будущего в деле.
Тренды и направления профессии
Чтобы оставаться конкурентоспособными, компании уже не могут игнорировать трендвотчинг. Например, услугами трендвотчеров пользуются: Netflix, Adidas, Spotify, Tommy Hilfiger, Volvo, WWF, MasterCard, Unilever, L'Oréal и др. Поэтому востребованность профессии и ее пересечение с новыми индустриями растет.
В последние годы набирает популярность работа с искусственным интеллектом и Big Data, благодаря которым упрощается поиск и анализ данных. Современных трендвотчеров привлекает изучение лидеров мнений — трендсеттеров. Американский социолог Эверетт Роджерс в книге «Диффузия инноваций» описал их как 2,5% потребителей, за которыми следует остальная масса людей.
Откуда придет профессия
Трендвотчинг связан с маркетингом и аналитикой. Как бизнес-направление он появился еще в 2002 году в Нидерландах, когда экономист Райнер Эверс основал компанию TrendWatching. С тех пор подразделения, занимающиеся отслеживанием трендов, появились во многих международных и российских компаниях.
Например, в РБК есть отдел UX-исследований и трендвотчинга, а в Сбербанке — направление трендвотчинга в лаборатории клиентского опыта и новых способов продаж. Но не все корпорации могут себе это позволить, поэтому появляются агентства, специализирующиеся на исследованиях трендов вроде Aventica и Algorithm.
Как стать трендвотчером
Российские вузы еще не выделили трендвотчинг в отдельную специальность, но получить необходимые базовые навыки и знания можно на программах по социологии, рекламе и маркетингу. Но чтобы успешно стартовать в профессии, диплома бакалавра будет мало. Лучше усилить экспертизу — получить степень магистра по социальному анализу, инновационному маркетингу или коммуникациям. Можно пройти дополнительное обучение, например, программу по трендвотчингу от московского Центра дизайн-мышления или курс от Skillbox.