Предикативная аналитика: как предсказать эпидемию и успех в бизнесе

Предикативная аналитика: как предсказать эпидемию и успех в бизнесе
С помощью статистики можно предсказать поломку оборудования, спрогнозировать, сколько клиентов перейдет к конкурентам, и узнать, кто из сотрудников скоро уволится

Что такое предикативная аналитика

Предикативная (или предиктивная, прогнозная) аналитика — это прогнозирование, основанное на исторических данных. С помощью статистических инструментов можно выявить закономерности в изменениях показателей в предыдущих периодах и предсказать, как они будут вести себя в будущем. Например, проанализировав котировки акций, можно просчитать обвал или изменение цен. Банки используют предикативную аналитику, когда оценивают заемщика, анализируя финансовые показатели и рассчитывая вероятность того, что клиент не сможет выплатить кредит.

Крупные компании создают целые отделы, занимающиеся предикативной аналитикой. Они преследуют разные цели — от оптимизации затрат на рекламу до повышения эффективности производства. Считается, что из всех видов бизнес-аналитики именно предикативная аналитика приносит наибольшую выгоду компаниям.

Фото: TDWI
Фото: TDWI

Как строится процесс

Основа прогнозной аналитики — большие данные (от англ. big data). Это огромные массивы информации, которые невозможно обработать с помощью привычных инструментов. Сейчас ИТ-компании предлагают готовые программы, которые анализируют большие данные и визуализируют их в виде дашбордов — наглядных таблиц, графиков и отчетов. Самый актуальный дашборд на сегодняшний день был создан центром системных наук и инжиниринга Университете Джона Хопкинса. Он демонстрирует количество заболевших коронавирусом во всех странах.

Скорость распространения коронавируса в мире
17 октября
Случаев за сутки
+ 334,1 тыс.
321,6 тыс.18 сентября
277,5 тыс.19 сентября
251,1 тыс.20 сентября
295,3 тыс.21 сентября
372,0 тыс.22 сентября
166,5 тыс.23 сентября
363,8 тыс.24 сентября
335,8 тыс.25 сентября
268,2 тыс.26 сентября
246,8 тыс.27 сентября
280,6 тыс.28 сентября
284,5 тыс.29 сентября
329,6 тыс.30 сентября
319,4 тыс.1 октября
325,3 тыс.2 октября
286,8 тыс.3 октября
255,2 тыс.4 октября
320,6 тыс.5 октября
329,6 тыс.6 октября
351,2 тыс.7 октября
359,5 тыс.8 октября
359,7 тыс.9 октября
329,8 тыс.10 октября
268,2 тыс.11 октября
326,5 тыс.12 октября
330,1 тыс.13 октября
378,8 тыс.14 октября
343,3 тыс.15 октября
412,2 тыс.16 октября
334,1 тыс.17 октября
18
 
20
 
22
 
24
 
26
 
28
 
30
 
2
 
4
 
6
 
8
 
10
 
12
 
14
 
16
 
сентябрь
октябрь
Источник: JHU
Данные по миру i

Большие данные появляются постоянно — их генерируют компании, устройства и мы сами, когда пользуемся смартфонами и компьютерами, делаем покупки и путешествуем. Кроме того, они легко собираются и оцифровываются: например, если раньше мы покупали продукты на рынках и расплачивались наличными, то теперь чаще оплачиваем товары банковскими картами или делаем заказы в интернет-магазине.

Фото:Gilles Lambert / Unsplash
Индустрия 4.0 Карманные банки: кто переносит в смартфоны сложные финансовые инструменты

Распространенные примеры данных:

  • генерируемые в интернете — посещаемость сайтов, данные о покупках в интернет-магазинах, «лайки»;
  • корпоративная информация — транзакции, отчеты о звонках в компанию, количестве покупателей;
  • показания приборов — сведения из различных датчиков, телеметрические данные;
  • экономические показатели.

Если перечисленные источники уже можно назвать «классическими», то в последние годы компании научились обрабатывать менее очевидные данные: зарплаты игроков американского футбола, содержание фильмов и географические координаты ударов молнии.

Построение прогноза состоит из нескольких этапов:

  • Определение цели анализа. От этого будет зависеть, какие именно данные нужно будет собрать.
  • Сбор данных из разных источников. Чтобы сделать более точный прогноз, важна их чистота и однообразие. В процессе могут быть введены некорректные значения или произойти сбои программного обеспечения, поэтому задача аналитиков — преобразовать их в подходящий вид.
  • Анализ с использованием статистических инструментов. Для этой цели есть готовые решения, но некоторые компании предпочитают создавать софт под собственные нужды.
  • Моделирование. На этом этапе часто используется машинное обучение и другие методы с применением искусственного интеллекта. Аналитики выявляют зависимости и факторы, влияющие на поведение показателей, и строят модель с прогнозом.
  • Применение на практике. Это финальный этап, когда становится понятно, насколько точным оказался прогноз. В процессе применения модель обучается на новых данных и корректирует прогноз.

Предикативная аналитика не может быть точной на 100%. Иначе, например, биржа не имела бы смысл — каждый мог бы предсказать, как поведут себя те или иные акции. В реальности на каждый бизнес-показатель влияет множество факторов, но точность предикативной модели можно повышать, работая над качеством данных и обучая ее.

Примеры применения предикативной аналитики

  • Продажи

Компании анализируют историю покупок и текущую активность клиента. Если по итогам анализа покупатель попадает в сегмент тех, кто потенциально может перейти к конкурентам, то ему могут предложить скидку, бонусы или подарок.

Фото:Charles / Unsplash
Экономика инноваций Шопинг-2020: пять революционных технологий в ретейле

  • Управление кадрами

HR-специалисты используют предикативную аналитику, чтобы заранее выявить, кто из работников уволится, кто из кандидатов на вакансию преуспеет, сколько позиций нужно открыть в следующем году, сколько сотрудников воспользуются разными опциями медицинской страховки и т.д. Google использует ее, чтобы сохранить кадры — если аналитика предсказывает, что ценный работник скоро уйдет из компании, ему предлагают повышение или другую должность.

  • Производство

Анализируя данные об использовании оборудования, можно определить, когда оно будет нуждаться в профилактическом ремонте. Так, в феврале Mail.ru Group объявила, что создаст для «Сухого» цифровую платформу предикативной аналитики. Данные о работе промышленного оборудования и параметрах выполнения операций позволят прогнозировать исправность станков и осуществлять их своевременное обслуживание.

  • Финансы и банки

В этой сфере прогнозная аналитика используется особенно широко. Например, с ее помощью выявляются мошеннические транзакции. Банки смотрят на данные прошлых лет о нормальном поведении: расходах, обычном времени и географии транзакций. В случае аномалий организация получает уведомление и может запросить у клиента дополнительное подтверждение операции.

Фото:PhotoMIX Company / Pixabay
Индустрия 4.0 Как правильно пользоваться мобильным кошельком: инструкция в пяти шагах

  • Маркетинг

Прогнозная аналитика особенно эффективна в интернет-маркетинге, где легко собрать информацию и быстро внести изменения. Она помогает снизить расходы на рекламу, показать объявление, подходящее конкретному пользователю, квалифицировать посетителя сайта как будущего платящего клиента, улучшить клиентский опыт и т.д.

  • Эпидемиология

Специалисты сервиса BlueDot в декабре 2019 года определили, что вспышка заболевания будет именно в провинции Хубэй, опубликовав первую научную публикацию, в которой были предсказания о глобальном распространении вируса.

Индустрия 4.0 Китайские ученые разгадали секрет COVID-19? Разбираем новость с экспертом

Бывают неожиданные области применения предикативной аналитики с искусственным интеллектом. О них рассказал технический директор Redmadrobot Data Lab Алексей Соколов:

  • Спорт. Компания ICEBERG анализирует хоккейные матчи, собирает статистику по игрокам, их владению шайбой и прогнозирует ряд показателей для клубов. Также в Японии был разработан алгоритм, предсказывающий на основе позы игрока место падения шарика для пинг-понга. По словам создателей, точность алгоритма составляет 75%.
  • Медицина. Помимо стандартных диагностических задач, предиктивная аналитика используется для разработки лекарств (с ее помощью можно моделировать белки для лечения определенных заболеваний), построения индивидуальных планов лечения и даже для качественной чистки зубов.
  • Азартные игры. Долгое время игра в покер считалась недоступной для машины. Сейчас алгоритмы научились блефовать, предсказывать поведение соперников и играть сильнее лучших игроков мира.

«Системы, построенные на машинном обучении, стремительно развиваются. Основная «пища» для алгоритмов такого рода — это данные и вычислительные мощности, и их становится все больше. Через пять лет машинные алгоритмы будут пронизывать все вокруг точно также, как электричество, — добавляет Алексей Соколов. — Скорее всего, государства научатся корректно регулировать интеллектуальные технологии, беспилотные автомобили станут нормой, а в медицине произойдут прорывы, которые позволяют людям жить дольше».


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Обновлено 30.09.2020
Авторы
Теги
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть