Что такое вебинар и как пройти его с пользой

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Онлайн-мероприятия стали частью обучения и общения в современном мире. «РБК Тренды» объясняют, для чего нужны вебинары и как они помогают участникам эффективнее учиться и взаимодействовать

Содержание:

Что такое вебинар

Вебинар — это обучающее занятие, которое проводится дистанционно. Оно позволяет общаться с большой онлайн-аудиторией и обмениваться видео- и аудиоконтентом из любого места и с любого устройства. Большинство сервисов для проведения онлайн-занятий предоставляют функцию записи вебинаров. Благодаря этому видео занятия можно посмотреть позже [1].

Слово «вебинар» произошло от фразы web-based seminar — семинар, который проводят в Сети. Этот термин в 1998 году запатентовал предприниматель, создатель IT-компаний Эрик Корб [2]. Широкое распространение сервис получил в пандемию.

Фото:Freepik
Экономика образования Путь к EdTech: кто такой координатор образовательной онлайн-платформы

Виды вебинаров

Единой классификации вебинаров не существует, однако все возможные варианты условно можно разделить на несколько видов.

По форме доступа:

  • Открытые вебинары — где могут принять участие все желающие, кто перешел по ссылке в открытом доступе.
  • Закрытые вебинары — к ним получает доступ ограниченный круг лиц, нужно специальное приглашение от организаторов.

По тематике:

  • Экспертные вебинары проводятся для повышения профессиональной квалификации слушателей или обучения чему-то новому. Это могут быть полноценные курсы или единичные занятия по узким темам.
  • Личные вебинары популярны среди экспертов и блогеров. Их темой могут быть личностный рост и тайм-менеджмент.

По условиям участия:

  • Платные вебинары — участники получают доступ к трансляции по ссылке после того, как внесут оплату полностью или частично. Такие занятия обычно очень хорошо организованы, а вести их должен квалифицированный в своей области специалист. Часто предусматривается чат, в котором слушатели могут познакомиться, задать вопросы и обменяться нужными контактами. Такой тип часто встречается при покупке занятий в онлайн-школах.
  • Бесплатные вебинары — чаще всего их организовывают компании для своих сотрудников. Также их проводят в качестве рекламы обучающего курса или продукта, который в перспективе привлечет клиентов к покупке. Ссылки на такие вебинары можно найти в соцсетях у известных людей и в email-рассылках.

По целям:

  • Коммерческие. Главная задача — рассказать о достоинствах продукта большой аудитории, чтобы стимулировать продажи, получить мгновенную обратную связь и контактную информацию потенциальных клиентов или партнеров для дальнейшего сотрудничества.
  • Имиджевые. Проводятся для формирования репутации продукта, бизнеса или спикера, чтобы сделать его узнаваемым, востребованным. Громкое имя ведущего может само продвигать продукт.
  • Обучающие. Задача этих мероприятий — формирование навыков, определенных качеств и расширение знаний. Вебинары позволяют быстро и эффективно обучать группы от нескольких человек до нескольких тысяч.
  • Для взаимодействия с клиентами. Эти вебинары предназначены для общения с целевой аудиторией, что поможет построить доверительные отношения с будущими клиентами.
  • Для взаимодействия работников. Эти вебинары рассчитаны на работу сотрудников внутри одной компании. Чаще всего так проводится обучение для повышения квалификации и укрепления корпоративной культуры [3].

Фото:Freepik
Экономика образования Что мешает окончить онлайн-курс по английскому, и как все же его выучить

Зачем нужны вебинары

Благодаря вебинарам получение знаний в разных областях стало намного доступнее. Подключиться к занятию в интернете быстрее, проще и гораздо экономнее, чем присутствовать на офлайн-мероприятии, особенно если участник живет в другом городе или регионе [4]. Вебинары активно используются образовательными организациями и экспертами, производителями товаров и услуг.

Вебинары могут быть полезны в различных сферах и имеют ряд преимуществ:

  • Дистанционное образование: те, у кого нет возможности физически посещать учебные заведения, получают доступ к образованию из любой точки мира. Онлайн-школы и курсы предоставляют различные услуги: от лекции до занятий для подготовки к экзаменам, как на платформе «Умскул» [5].
  • Дополнительное профобразование: будущие специалисты могут овладеть новыми методиками или прокачать свои навыки, не отрываясь от основной учебы или работы. Нужный вебинар можно выбрать по своей специализации и слушать в удобное время, а после — получить сертификат.
  • Личностный рост: вебинары по личностному росту часто охватывают широкий спектр тем — от развития навыков коммуникации и управления временем до саморазвития и повышения мотивации. Участники могут общаться с опытными коучами и психологами и получать ценные советы. Например, на сайте Skillbox [6] есть более 700 курсов для профессионального и личностного развития.
  • Расширение аудитории: использование компаниями вебинаров позволяет создать новую базу клиентов, которые оформляют подписку и оставляют свои контакты при регистрации на мероприятие.
  • Обмен опытом: профессионалы из различных отраслей могут участвовать в вебинарах и обмениваться знаниями независимо от города или страны. Также вебинары предоставляют сотрудникам, партнерам и клиентам актуальную информацию о задачах и преобразованиях компании, помогая им лучше понять и адаптироваться к этим нововведениям. Для точечного решения задач и построения систем обучения сотрудников используются, например, корпоративные тренинги и бизнес-вебинары Advance [7].
  • Реклама. Вебинары могут использоваться как метод анонсирования другого мероприятия или учебного курса. Например, если вебинар дает только базовые знания, для их расширения слушатели приглашаются на полный курс.

Фото:Freepik
Социальная экономика Только треть онлайн-платформ в России доступны людям с нарушениями зрения

Как проходят вебинары

Стандартно спикер находится перед своим компьютером или телефоном, транслируя на аудиторию занятие. Важное условие, необходимое для успешного занятия онлайн — стабильная интернет-связь [8].

Существует множество платформ для проведения вебинаров, российских и зарубежных:

  • Zoom: эта платформа наиболее проста в использовании, имеет высокое качество видео и звука.
  • Microsoft Teams: есть интеграция с другими инструментами Microsoft, такими как Word, Excel и Outlook, а также возможности для совместной работы над проектами.
  • Webex by Cisco: главное преимущество — высокий уровень безопасности и защиты данных.
  • GoToWebinar: у этого сервиса есть возможность создавать опросы прямо во время вебинара.
  • «МТС Линк»: русскоязычный сервис с широким функционалом для проведения вебинаров, запускается на всех браузерах и не требует дополнительного ПО.
  • ClickMeeting: имеет простые настройки вебинара, интеграцию с различными инструментами и многоязычную службу поддержки.

Единого формата вебинаров не существует, их выбирают организаторы в зависимости от цели. Самые распространенные: лекции, онлайн-курсы (цикл вебинаров) и смешанный вебинар (виртуальный вебинар и последующая очная практика). Обычно на вебинаре видеосвязь односторонняя и слушателей не видно. Сам спикер может находиться как в кадре, так и за кадром. Он показывает презентацию, демонстрирует экран и отправляет в чат дополнительные материалы.

Для слушателя прохождение вебинара включает несколько этапов:

  1. Регистрация на участие.
  2. Получение ссылки на подключение к вебинару, ведущий или организаторы направляют ее персонально на почту или в сообщество.
  3. Присоединение к вебинару: участники могут подключиться любым удобным способом с помощью компьютера или мобильного телефона.
  4. Просмотр вебинара с возможностью задать вопросы в чате. Лектор может заложить время, чтобы ответить на них, или делать это по ходу занятия.
  5. Получение записи. Обычно по окончании вебинара организатор скидывает участникам его запись, чтобы они могли освежить полученную информацию, и дать возможность посмотреть выступление тем, кто не смог присоединиться.

Фото:Андрей Любимов / РБК
Экономика образования Будущее онлайн-образования: искусственный интеллект и этические дилеммы

Отличия вебинаров от других курсов

Часто вебинары путают с другими онлайн-форматами обучения. Но у каждого из них есть свои особенности.

Семинар

Семинар — это форма активного обучения, при которой группа участников под руководством преподавателя обсуждает и анализирует различные кейсы. В рамках семинара акцент делается на дискуссии и решении задач, а вебинар чаще всего ориентирован на одностороннюю передачу информации от лектора к учащимся. Еще одним существенным отличием является то, что семинар чаще всего проводят офлайн с живой аудиторией, а вебинар — всегда онлайн.

Презентация

Презентация представляет собой форму представления информации с использованием слайдов, графиков, диаграмм и текстов. Принципиальная разница между вебинаром и презентацией заключается в том, что вебинар обычно включает в себя не только презентацию, но и интерактивное общение между спикером и участниками, а презентация чаще всего ограничивается представлением информации без взаимодействия с аудиторией.

Видеоурок

Видеоурок отличается от вебинаров тем, что он доступен только в записи, а не онлайн. Во время видеоурока слушатель не может задавать вопросы и участвовать в обсуждениях.

Онлайн-конференция

Разница между вебинаром и онлайн-конференцией заключается в том, что на вебинаре обычно один или несколько ключевых докладчиков обращаются к большой аудитории, в то время как конференция — это, как правило, небольшая встреча, которая поддерживает неформальные дискуссии между всеми участниками, которые находятся в равных условиях [9]. Конференции могут продолжаться несколько дней, а стандартный вебинар — несколько часов.

Автовебинар

Если обычный вебинар проводится в реальном времени, то автовебинар — это заранее записанное выступление, которое запускается в определенное время. Однако автовебинар также сохраняет общение с аудиторией, опросы, тесты и другие формы взаимодействия.

Фото:Unsplash
Экономика образования Ученые выяснили, насколько эффективны курсы финансовой грамотности

Как эффективно пройти вебинар

Для эффективного прохождения вебинаров операционный руководитель маркетинга платформы GetCourse Максим Василевич посоветовал слушателям следовать таким принципам:

  1. После регистрации следует сразу зафиксировать у себя в календаре дату и длительность вебинара и заложить нужное время.
  2. Смотреть вебинар в тихом, спокойном месте и избегать отвлекающих факторов. Например, можно поставить телефон на беззвучный режим и предупредить окружающих людей не беспокоить во время прослушивания.
  3. Нужно приходить вовремя и не опаздывать.
  4. Иметь при себе блокноты, ручку для записи, заметки в телефоне или любые другие средства, куда можно выписать важную информацию.
  5. Взаимодействовать со спикером и не стесняться отвечать на вопросы. Как правило, хорошие спикеры не просто вещают вебинар как лекцию, а задают вопросы и просят дать обратную реакцию, например поставить «+» в комментариях в вебинарной комнате.
  6. Не стесняться задавать вопросы, если что-то непонятно или нужно, чтобы спикер раскрыл смежную тему, которая не была освещена на вебинаре. Как правило, под это есть отдельный блок. Также важно не стесняться дублировать вопрос, если его пропустили.
  7. Для усвоения информации лучше сразу после вебинара обдумать, как применить полученные знания, чтобы они были не только зафиксированы, но и меняли жизнь в лучшую сторону. Например, можно спросить себя: «Какие три простых шага я могу сделать на основе полученной информации?»

Читайте также:

Обновлено 18.07.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть