Что происходит
- Незрячие люди и люди с нарушением моторики сегодня активно пользуются интернетом и гаджетами. Но работать с тем или иным онлайн-ресурсом без проблем они могут только в том случае, если он адаптирован для специальных программ экранного доступа — скринридеров. Они зачитывают пользователю весь имеющийся на экране контент. Для людей с нарушениями моторики доступность означает, что платформой можно управлять с помощью клавиатуры.
- В ходе исследования были протестированы 90 платформ 35 компаний из шести сфер: ретейл, путешествия, телеком, обучение, банки и маркетплейсы. Для оценки были взяты самые востребованные бренды, которые незрячие участники сообщества Everland назвали в ходе опроса. Только треть платформ оказались доступны для людей с нарушениями зрения и моторики.
- Исследование проводили 13 тестировщиков с инвалидностью по зрению, прошедших специальную подготовку на платформе Everland. Они оценили сайты, их мобильные версии, приложения на iOS и Android с точки зрения удобства их использования обычным незрячим пользователем. Тестировщики также проверяли управление платформой с помощью клавиатуры (без мышки) и оценивали удобство использования с точки зрения людей с нарушением моторики.
- Для каждой сферы был выбран свой набор пользовательских сценариев. Например, для телеком-сферы проверялись: вход и восстановление пароля, просмотр текущего тарифного плана и его условий, возможность их изменить или выбрать другой тариф, пополнение баланса и продление тарифа, доступность обратной связи и технической поддержки из личного кабинета. Каждый сценарий получил оценку — от одного до пяти баллов (пять — максимальный балл доступности).
- Наиболее адаптированными среди протестированных ресурсов оказались платформы маркетплейсов и компаний банковской сферы, наименее адаптированными — платформы компаний сферы путешествий.
- Однако иногда различия в доступности в рамках одной сферы значительны. Например, средний балл доступности банковских платформ варьируется от одного до пяти. Наиболее доступны платформы банка ВТБ, а также приложение Сбербанка для Android.
- Среди образовательных платформ наиболее адаптирован сайт «Открытое образование».
- Среди сервисов сферы путешествий максимальный балл получил сайт РЖД, а среди сервисов сферы телекоммуникаций — сайт и приложение для Android «МегаФона».
- Наиболее комфортными для покупок оказались сайты маркетплейсов Wildberries, «МегаМаркет», «Яндекс Маркет», приложение агента по организации выкупа и доставки товара CDEK.Shopping для Android, приложения для iOS сетей «Магнит» и «Перекресток», а также сайт последнего.
- Ни одна из протестированных платформ не получила максимальный балл по всем сценариям для оценки.
Что это значит
Инклюзия, или включение людей с разными видами инвалидности в повседневную жизнь общества, — безусловный тренд последнего десятилетия. Постепенно стираются барьеры: физические, цифровые, психологические. Люди с ограничениями здоровья начинают активнее интегрироваться во многие процессы, а современные программы и технические средства помогают им в этом, расширяя их возможности.
Например, незрячие люди сегодня имеют возможность учиться, осваивать самые разные профессии, работать, общаться, путешествовать и т.д. Это стало возможным в том числе благодаря появлению скринридеров — специальных программ экранного доступа, которые помогают управлять компьютером и смартфоном. Но, чтобы незрячие люди могли пользоваться онлайн-ресурсами свободно, компаниям стоит позаботиться об адаптации своих платформ для таких программ.
По данным Всемирной организации здравоохранения, около 1,71 млрд человек в мире страдают от нарушений и болезней костно-мышечной системы. Корректная работа платформы с использованием скринридера означает, что ей можно управлять с помощью клавиатуры, что делает ее доступной для людей с нарушениями моторики.
Неадаптированные ресурсы — это потеря огромной клиентской аудитории для компаний. По данным аналитического бюро GxP News, в России около 6 млн людей с нарушениями зрения. Инклюзивность и универсальный дизайн продуктов и услуг, когда они доступны для всех без исключения, постепенно становятся нормой. Мы все можем рано или поздно столкнуться с временным или постоянным ограничением здоровья, потерять остроту зрения или слуха с возрастом или просто оказаться в ситуации, когда нам нужны настройки доступности, например субтитры при просмотре видео в метро. Формирование доступной среды в итоге — это про каждого из нас. В инклюзивном обществе мы все чувствуем себя более защищенными.