Целевое обучение 2.0: в чем суть модели ISA

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Около половины выпускников в России не работают по специальности. Остальные часто разочаровываются — в 2022-м сменить работу хотели 71% россиян. Эксперт рассказал, как обучиться новой профессии, а заплатить потом

Об эксперте: Егор Сорокин, директор по развитию школы IT-профессий Skillfactory

Почему появляются новые модели оплаты обучения

Одна из проблем традиционного образования — к моменту окончания университета специальность, по которой обучался студент, может стать невостребованной или даже вовсе исчезнуть. Люди теряют деньги, время, но в результате так и не получают возможность устроиться на интересную и высокооплачиваемую работу.

Решением этой проблемы занимаются EdTech-компании по всему миру. Они осваивают всевозможные инструменты и механизмы дистанционного образования, в том числе с применением моделей искусственного интеллекта, дополненной реальности и так далее — вспомните, как стремительно такие проекты развивались в пандемию. Сейчас же одна из главных задач — изобрести приемлемые и конкурентоспособные в сравнении с традиционными финансовые модели, которые позволят быстро выводить востребованные кадры на рынок труда, сохраняя мотивацию учиться и хорошо зарабатывать в перспективе, не обременяя себя долгосрочными кредитами.

Сейчас такие модели в большей степени распространены в развивающихся странах, стремящихся быстро создать фундамент для инновационной экономики. Ярким примером является Индия, где EdTech-проекты активно внедряют модель оплаты обучения ISA (Income Share Agreement). Например, через одного из самых популярных провайдеров образовательных услуг по такой модели — Masai School — прошло более 6 тыс. студентов.

Фото:Freepik
Экономика образования Гибкость и спрос на краткосрочные курсы: каким будет EdTech в 2023 году

Что такое ISA

ISA — это модель оплаты обучения, при которой специалист получает образование бесплатно, а впоследствии отчисляет образовательной организации процент от своей зарплаты на протяжении определенного периода. Причем если человек так и не смог трудоустроиться по приобретенной специальности, то платить ему ничего не нужно. Этим данная модель отличается от образовательного кредита, который нужно выплачивать вне зависимости от будущего трудоустройства, включая не только само тело кредита, но еще и проценты по нему. А в случае с целевым образованием, на которое модель ISA очень похожа, ключевым отличием является большая вариативность второго формата при трудоустройстве. Если при целевом образовании студент на старте выбирает базовую организацию, в которой он потом обязуется отработать оплаченное образование, то при ISA по окончании учебы можно выбрать любого подходящего работодателя. ISA-модель можно назвать целевым обучением 2.0.

Когда появилась и как развивалась

Модель ISA возникла в США в 1955-м — студенческие долги, которые люди были вынуждены возвращать практически на протяжении всей своей будущей профессиональной жизни, для многих превратились в подобие образовательной ипотеки. Модель ISA еще тогда стала спасением для многих студентов, но ее широкое распространение началось с Йельского университета в 1970-х, где ее внедряли именно как один из способов сокращения студенческих долгов. А уже в 2000-х вместе с форматами дистанционного образования модель ISA появилась у огромного числа EdTech-сервисов. Сейчас такой подход используют более 200 компаний, в числе которых BloomTech, Microverse, CAPSLOCK, JobEasy, Outtalent. А в целом за последние несколько лет, по нашим подсчетам, только через пять самых популярных проектов в США (Lambda School, Holberton School, Wyncode, Make School, Awesome Inc) прошло порядка 25 тыс. студентов.

Из числа развивающихся стран достаточно интересный опыт по внедрению модели ISA есть у некоторых африканских государств. Местные школы, работающие по такому механизму, получают основное финансирование от благотворительных и инвестиционных фондов, причем вложиться в проект может любой желающий. За счет этого странам удается не просто решать проблему с низким качеством и доступностью образования для населения, а фактически бороться с бедностью. Самые распространенные школы, работающие в регионе по модели ISA, — Lumni, CHANCEN, Brighter Investmen и Laboratoria. Совокупное число их выпускников уже превысило 15 тыс. человек.

Фото:Freepik
Экономика образования Что такое дистанционное высшее образование и как его получить

ISA на отечественном рынке образования

В России этот механизм пока что не очень распространен. Попытки запустить такие проекты уже предпринимали многие EdTech-компании и университеты, в числе которых «Синергия», Skypro, Skillbox, Kata Academy, но не все из них пока нашли свою идеально работающую бизнес-модель. Однако в дальнейшем распространении такого формата образования я не сомневаюсь, ISA кажется одним из самых перспективных способов сокращения дефицита сотрудников в IT-сфере. Мы решили развивать систему постоплаты и запустили специальный курс для будущих аналитиков данных по такой модели — они востребованы во многих областях бизнеса, в том числе в ретейле, финансовых организациях, высокотехнологичных производствах, логистике, электронной коммерции и так далее. Появление такой финансовой модели расширит доступ к IT-образованию для тех россиян, у которых ранее не было такой финансовой возможности.

За семь месяцев человек с определенной фундаментальной базой вне зависимости от его основного образования может обучиться этой специальности, после чего мы помогаем ему с трудоустройством. Чтобы новому специалисту было проще найти работу, образовательный процесс сконцентрирован на практическом применении полученных навыков: решение реальных бизнес-задач от компаний-партнеров, работа спринтами под руководством ментора-тимлида, обмен опытом с другими командами, участие в хакатонах.

После окончания обучения и трудоустройства, согласно контракту со школой, специалист будет отчислять за обучение 17% своей зарплаты на протяжении восьми месяцев — здесь нет ограничения по компаниям и их виду, будь то частные или государственные структуры. То есть устроиться можно в любую компанию, после чего в соответствии с договором выпускник производит оплату оказанных ему услуг. Но если студент не получит оффер в течение этого периода, выполняя при этом ряд условий, связанных с поиском работы, — например, участие в карьерных консультациях, отклики на сайтах с вакансиями, — то он не будет ничего должен компании.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Джуны джунам рознь: какие специалисты нужны российскому IT-рынку

EdTech-проектам такая модель тоже выгодна. Во-первых, компания берет на программу не всех желающих, а только тех, кто действительно мотивирован завершить ее для дальнейшего трудоустройства. Кандидаты проходят тестирование, собеседование с ментором и пишут мотивационное письмо. Мы расширяем привычную целевую аудиторию и ориентируемся на новый сегмент — студентов последних курсов и выпускников вузов. Они обладают хорошей академической базой, но при этом им недостает практических навыков, поскольку в университетах есть сложности со встраиванием прикладных инструментов, нужных отрасли. Задача EdTech-компании здесь как раз в том, чтобы оснастить студентов инструментарием в максимально короткие сроки, помочь трудоустроиться и тем самым постепенно сокращать разрыв между ожиданиями работодателей от выпускников и их реальными знаниями.

При этом условие в виде доли дохода, закрепленное в контракте, фактически становится стимулом для самого EdTech-проекта: чем качественнее будет обучение будущего айтишника, тем больше у него будет шансов для успешного трудоустройства. В этом смысле доходы EdTech-проекта выстраиваются не столько из ценовой конкуренции с аналогичными проектами, сколько из рыночной стоимости выпущенных специалистов.

Один из ключевых плюсов ISA-модели в том, что подготовка специалиста для работы в новой для него области происходит гораздо быстрее, чем при более традиционных способах обучения, — сейчас она занимает в среднем до года. Считаю, что образование по модели ISA будет становиться все более распространенной практикой в России и вскоре сможет стать широко востребованным форматом, как это уже работает в той же Индии. При этом перспективы для развития есть не только у этой модели оплаты, но и у других, направленных на удобство пользователей, где оплата идет за результат, поскольку EdTech-рынок в России становится более зрелым.

Обновлено 12.05.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть