Переход в цифру: как высшее образование адаптируется под спрос на онлайн

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Рассказываем, как государственный провайдер образования вышел в cеть и стал одним из игроков рынка EdTech

Провайдеры образования должны постоянно трансформироваться под запрос времени и аудитории. Для вузов, которые являются консервативным сегментом на образовательном рынке, это вопрос конкурентоспособности и поддержания своей актуальности.

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ — проект Высшей школы экономики, реализующий программы высшего образования в рамках самостоятельного онлайн-кампуса. С запуска первой в стране англоязычной онлайн-магистратуры Master of Data Science в 2020 году количество учащихся «Вышки Онлайн» выросло в семь раз. Сегодня в онлайн-кампусе учится почти 3 тыс. студентов из России, Китая, США, Канады, Перу, Германии и других стран. Каждый пятый зачисленный на платные места в НИУ ВШЭ в 2023 году — онлайн-студент.

Фото:Андрей Любимов / РБК
Экономика образования Будущее онлайн-образования: искусственный интеллект и этические дилеммы

Задачи

  • Объединить все онлайн-проекты в единую систему для консолидации опыта и создания центра экспертизы.
  • Дать потенциальным студентам удобный инструмент для получения высшего образования, который можно совмещать с рабочей деятельностью, а также повысить доступность образования для студентов из разных регионов, способствуя глобализации образовательного процесса.
  • Укрепить позиции университета с помощью применения прогрессивных технологий.

Предпосылки

К 2018 году онлайн-форматы в образовании уже активно применялись особенно негосударственными игроками. На мировом и российском рынке росло количество онлайн-курсов для изучения языков, профессий, бизнес-процессов. У аудитории начал формироваться запрос на более серьезные и длительные программы обучения онлайн. Под влиянием этих факторов университет принял решение об экспериментальном запуске первой онлайн-магистратуры.

В 2018 году началась разработка совместно с платформой Coursera двухгодичной магистерской программы по направлению Master of Data Science, которая отвечала возросшему интересу к искусственному интеллекту, компьютерным наукам и наукам о данных. Первый набор пришелся на конец 2019 и начало 2020 года, количество студентов составило более 230 человек.

Юлия Ремезова, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ:

«Это открыло новую стадию в онлайн-программах, выводя в цифровую среду высшее образование. Мы увидели высокий спрос у абитуриентов на подобные инициативы от вузов, причем на международном поле. Это дало понимание, что продуктовую линейку необходимо развивать и создавать прикладные программы на стыке дисциплин, отталкиваясь от пожеланий рынка труда. Например, в 2024 году появились такие программы, как «IT-юрист», «Искусственный интеллект в маркетинге и управлении продуктом», «Управление в креативных индустриях». Помимо этого, мы приняли решение тестировать этот онлайн-формат и с бакалаврами, запустив в 2024 году уже пять программ по дизайну, компьютерным наукам, экономическому анализу, коммуникациям, которые также имеют успех».

После успешного запуска первой онлайн-магистратуры в 2021 году количество направлений было увеличено до 11, еще через год список пополнился еще шестью программами высшего онлайн-образования. Активный рост количества продуктов спровоцировал целый ряд вопросов, например, как обеспечить качественную разработку, как сопровождать процессы обучения онлайн, как их продвигать, кто будет разрабатывать стандарты эффективной работы непосредственно со студентами и другие.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Как пройти онлайн-курсы до конца и получить максимум пользы

Решение

В 2023 году НИУ ВШЭ запустила отдельный онлайн-кампус, который призван стать центром развития онлайн-образования не только в рамках вуза, но и на рынке EdTech.

Юлия Ремезова:

«Благодаря изначальной технологичности университета у команды, которая работала над созданием онлайн-кампуса, были все необходимые стартовые ресурсы для систематизации онлайн-направления: единая образовательная цифровая платформа LMS, целый ряд уже реализованных онлайн-курсов, десятилетняя экспертиза в области дистанционного обучения. Однако мы должны были вывести опыт предыдущих лет на новый уровень, по сути, создав инновационный продукт от ВШЭ»

Онлайн-кампус запустил работу по нескольким направлениям:

  • Аналитика. Он занимается анализом рынка, определяет наиболее востребованные программы у студентов и работодателей, участвует в формировании портфеля онлайн-программ, ценовой политики, в запуске новых образовательных сервисов для онлайн-кампуса, например, бота регистрации и сопровождения студентов. В процессе формирования линейки программ высшего образования используется технология машинного обучения для проверки гипотез относительно потенциального интереса к программам. Такой подход позволяет оптимизировать ресурсы и концентрироваться только на релевантных идеях новых продуктов. Отдел аналитики определяет наиболее актуальные программы и их содержание для студентов, анализируя требования и потребности работодателей из разных областей экономики. Это помогает делать образование ориентированным на практику и удовлетворять основные потребности студентов, так как большая часть онлайн-кампуса — магистранты, которые совмещают работу и учебу. Для этой аудитории крайне важно, чтобы дальнейшее образование стало конкурентным преимуществом и драйвером развития карьеры. Совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ и другими игроками рынка разрабатывает модель оценки качества онлайн-курсов, чтобы обеспечить абитуриентов объективным инструментом сравнения разных образовательных продуктов.
  • Продвижение. Подходы, которые используются для продвижения оффлайн-программ высшего образования, не работают онлайн. В рамках стратегии продвижения был выбран вариант использования маркетинга 4.0. Командой был создан кампус в метавселенной. Это позволило создать «стены», ощущение, что студенты не оторваны от вуза, обеспечить кампус пространством для проведения приемных кампаний, например, дней открытых дверей в метавселенной.
  • Проработка «пути» студента. Обычно учащиеся приходят в кампус, заходят в лекционную и слушают преподавателя. Необходимо было обеспечить такую простоту включения в образовательный процесс и онлайн. Для этого была использована LMS — единая цифровая платформа вуза, которая стала местом обучения онлайн-студентов. В нее интегрированы все необходимые инструменты. Например, там можно найти организационную информацию, записи вебинаров, предзаписанные лекции, учебные материалы, решать тесты, лабораторные работы, задачи в реальном времени и моментально получать обратную связь.

Пример работы платформы для онлайн-студентов на курсе Master of Data Science
Пример работы платформы для онлайн-студентов на курсе Master of Data Science

Коммуникация с преподавателями осуществляется через различные чаты и личные встречи по запросу. Занятия с преподавателями и самостоятельная работа занимают около 20–30 часов в неделю. Студенты онлайн-кампуса также сдают зачеты, экзамены и имеют полный доступ к инфраструктуре вуза, библиотекам и так далее.

  • Оценка качества. Она проводится по стандартам, принятым в НИУ ВШЭ, включая оценки преподавания по результатам каждого модуля от студентов. Эти данные служат для корректировки методик и мотивации преподавателей. Кампус также отслеживает показатель трудоустройства выпускников для измерения эффективности онлайн-программ высшего образования, сейчас он составляет 96%.
  • Разработка программ. Адаптация к онлайн-формату означала разработку новых и переосмысление существующих программ. Для обучения кампус использует синхронные и асинхронные варианты учебного процесса. Кроме того, две трети программ создается специально для онлайн-формата, но есть и успешные программы, которые ранее были очными, но сейчас успешно масштабированы для сети.

Юлия Ремезова:

«На старте создания онлайн-кампуса у нас уже был ряд видеолекций, которые мы могли интегрировать в программы высшего образования. Однако образовательный контент быстро устаревает, создавая необходимость его модернизировать с учетом специфики поколения студентов, у которых преобладает клиповое мышление».

Сложности

При разработке первых программ команда онлайн-кампуса ориентировалась на международные стандарты, которые применялись в то время. Например, было принято, что процесс обучения идет, в основном, асинхронно, с единичными встречами с преподавателем. Несмотря на то, что набор студентов был большой, а программы в качестве инновационного продукта пользовались успехом, ученики все же испытывали дискомфорт, и эту проблему необходимо было решить.

Юлия Ремезова:

«Проанализировав студенческий опыт, мы поняли, что асинхронный формат достаточно тяжелый, даже с точки зрения мотивации. Во-первых, он требует от студента максимальной концентрации, усилий и интереса, ведь никто, кроме тебя самого, не может заставить смотреть ролики и делать тесты. Пришло понимание, что необходимо внедрять больше живого диалога между всеми участникам образовательного процесса, предлагать больше межстуденческих групповых работ. Во-вторых, информация сейчас устаревает крайне быстро, поэтому наличие большого количества предзаписанного контента не может быть преимуществом».

Сейчас в программах делается упор на общение студентов и преподавателя лицом к лицу (face-to-face формат) с помощью сервисов видеосвязи. Это помогло сделать процесс обучения более комфортным, а также увеличить эффективность учебных часов для онлайн-студентов.

Фото:Freepik
Социальная экономика Как не ошибиться в выборе онлайн-курса и пройти его до конца

Результаты

Создание единого онлайн-кампуса позволило объединить 350 курсов на русском и английском языках, 10 специализаций от ведущих экспертов, программы бакалавриата и магистратуры. В 2024 году список доступных вариантов для получения высшего онлайн-образования состоит из 33 программ. За 2022–2023 год рост онлайн-магистратуры составил +110,8%, в этот период более половины всего прироста числа магистров (+54%) в вузе обеспечила онлайн-магистратура. Сейчас в онлайн-кампусе учится более 2800 студентов, среди которых свыше 120 иностранцев.

В планы входит активная интеграция технологий искусственного интеллекта в опыт взаимодействия с онлайн-кампусом. В разработке находятся два бота. Первый призван помочь абитуриентам в выборе подходящей программы с учетом их целей и интересов. Второй же создается для первичной адаптации поступивших. Он будет отвечать на самые распространенные вопросы студентов, которые только начали свое обучение. Это позволит обеспечивать всех мгновенной консультацией, а также разгрузить менеджеров поддержки.

Обновлено 13.06.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть