Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Законы нового времени: как формируется образовательный опыт

Фото:РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Сегодня роли педагога и ученика поменялись: учитель перестает быть простым «передатчиком знания», а студенты хотят получать более качественный образовательный опыт и предъявляют больше требований к контенту

Традиционная образовательная модель, в которой учитель фронтальным образом передает одну и ту же информацию по одной и той же программе всему классу, больше не работает. По словам многих экспертов, ей на замену должна прийти система индивидуального обучения, в которой к каждому учащемуся применяются особый подход и индивидуальная образовательная траектория. Однако использовать этот метод на деле удается далеко не всем.

Большую роль здесь играет образовательный опыт в широком смысле, состоящий из программ, ролей, среды, цифровых атрибутов. От их выстраивания во многом зависит то, какие знания и навыки, а также ощущения и эмоции получат студенты нового поколения.

«Проектирование образовательного опыта — многослойное понятие: мы системно программируем все компоненты, составляющие обучение, — рассказала программный руководитель School of Education (Universal University) Соня Смыслова. — Помимо прочего, проектирование зависит от того, что мы знаем об обучении человека: новые открытия в нейронауках происходят с фантастической скоростью. Не менее важно, чтобы вся эта система создавалась совместно с людьми на этапе не только исследований, но и разработки решений».

В связи с новыми запросами разным институтам все чаще приходится соревноваться за аудиторию: конкуренцию традиционным образовательным учреждениям составляют активно развивающиеся EdTech-проекты, которые во многом быстрее перестраиваются и внедряют новые технологии. Разразившаяся в мире пандемия коронавируса только педалирует ситуацию: карантинные меры вынудили классические школы и вузы перейти на дистанционный формат обучения и ускоренно перестраивать внутренние процессы, что стало серьезным вызовом для многих.

Шон Майкл Моррис, директор цифровой педагогической лаборатории Школы образования и развития человека в Университете Колорадо Денвер:

«За последние несколько месяцев мы стали свидетелями того, как вычеркивались многие наши представления о школе, вплоть до архитектурного пространства, которое она обычно занимает. Классы исчезли, и поэтому наши традиционные принципы педагогики уже не так надежны, как раньше. Эффективность социального обучения снизилась, поскольку студенты начинают выполнять свою работу автономно, асинхронно и часто на фоне серьезных проблем в семейной жизни, работе и самочувствии. Многие студенты, полагавшиеся на жилье в кампусе, питание в столовой и работу в университете, оказались без дома, пропитания и работы.

Учителя сейчас дают уроки в спальнях и гостиных перед портативными устройствами учащимся, живущим в автомобилях, студентам, ищущим работу. Педагоги преподают ученикам, которых окружает их повседневная жизнь — та, которую традиционно оставляют за дверью класса в пользу часа обучения. Классная комната, свободная от личных забот, — это роскошь, которой у нас больше нет».

Что ждет сферу образования дальше? Как правильно использовать цифровые технологии и есть ли у них обратная сторона? Цифровые университеты станут новой траекторией развития или все же временным явлением? Об этом и многом другом эксперты поговорят на конференции EdCrunch on Demand, которая пройдет в смешанном формате: 8–9 декабря онлайн, 10 декабря в Центре международной торговли и онлайн.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: