Об эксперте: Егор Сорокин, директор по развитию онлайн-школы IT-профессий SkillFactory.
Кто такие джуны и как меняются требования к ним в текущей ситуации
По наблюдениям аналитиков компании SkillFactory, количество вакансий для джунов с конца февраля 2022 года начало снижаться. Но спрос на них все равно сохраняется, меняются требования. В текущих условиях компаниям часто приходится решать бизнес-задачи в более сжатые сроки и с минимально возможными затратами. Это стало причиной роста интереса работодателей к сильным джунам — оплата труда таких специалистов ниже, чем у мидлов и сеньоров, но при этом они могут обеспечивать необходимый уровень качества продукта.
Несмотря на общепринятые в IT-сфере градации, классификация джунов на российском рынке довольно размытая. Осенью 2022 года мы проводили кастдевы с HR-специалистами и спросили, кто для них джун. Интересно, что на интервью люди давали разные описания. Помимо того, что у эйчаров и работодателей в принципе могут быть разные ожидания от этой позиции, важное влияние сейчас оказывает постоянно меняющаяся ситуация на рынке.
Мы попробовали классифицировать джунов и посмотреть, какие изменения происходят в каждой из категорий.
- Первая категория — джун−, когда компании нанимают студентов профильных вузов. У них хорошая базовая подготовка, но они совсем не самостоятельны, ни с какими реальными задачами дела не имели, такой человек — чистый лист. Компании в них вкладываются, получая потом талантливые и лояльные кадры. Здесь ничего не поменялось: университеты те же, количество плюс-минус то же самое.
- Просто джуны — это новички без опыта работы, но они уже могут решать рутинные задачи при постоянной поддержке наставника (мидла или синьора). У них есть образование, полученное в вузе или на курсах, знания и понимание, как все работает, но при этом от них не требуется опыт. Так происходит на классическом рынке, а мы действуем сейчас в ситуации постоянной трансформации. Поэтому джун настоящего — это скорее человек с минимальным (до года) опытом работы в отрасли или прошедший стажировку и умеющий выполнять определенные задачи, но при этом его еще нужно доращивать внутри компании.
- Джун+ — это специалист с опытом коммерческой разработки около 1-2 лет. В отличие от двух предыдущих категорий он приходит на джуновскую позицию с достаточно серьезным потенциалом. Скорее всего, ему потребуется помощь коллег, но многое он может делать самостоятельно, причем не только рутинные операции. Актуальные же запросы работодателей под категорией «джун+» подразумевают людей с опытом уже 2-3 года. По сути это мидл в общепринятом понимании. Такой подход становится выгодным компаниям: меньшая зарплата и более широкий спектр кандидатов.
Структура вакансий в классическом IT — все, что касается разработки, администрирования, инфраструктуры, — не изменилась. По нашей внутренней аналитике, выросло число вакансий в области информационной безопасности, по-прежнему требуются разработчики мобильных платформ. Но сильно изменился рынок дизайна. Стало больше вакансий UX/UI-дизайнеров. Возможно, это связано с уходом зарубежных компаний со своими платформами. Сильно сократился спрос на графических дизайнеров, потому что ушли многие агентства.
Главное, что изменилось в требованиях к джунам, — 90% работодателей стали считать обязательным опыт работы (до года). Здесь имеется в виду опыт длительных стажерских программ на реальных задачах и кейсах. Стажировка, которая длится 4-6 месяцев, — это уже полноценный опыт в кроссфункциональной команде, на реальном проекте под руководством тимлида.
А с другой стороны, именно здесь и чувствуется сейчас наибольший дефицит среди джунов, потому что стажировок мало, их делает в основном крупный бизнес: «Яндекс», VK или Kaspersky. А на рынке есть много других компаний, которые не готовы вкладываться в оплачиваемые стажировки и растить собственных специалистов, при этом им тоже необходимы сильные джуны.
Джуны из вузов vs джуны из EdTech
Анализ 140 тыс. IT-вакансий показал, что примерно в 48% из них требуется высшее образование, тип образования при этом не важен. Одновременно в индустрии есть мнение, что бизнес стремится нанимать только выпускников профильных технических вузов, например ИТМО, МГТУ, МФТИ, МГУ, которые дают качественное образование.
Однако количество предпочтительных для найма вузов, сильных факультетов, отдельных кафедр ограничено. К тому же, не все компании могут себе позволить взять выпускников только с топовым образованием, так как обычно они стоят дорого. Следовательно, необходимо расширять воронку. Это можно делать за счет университетов рангом ниже. Также компенсировать нехватку молодых специалистов могут выпускники EdTech-компаний, у которых есть профильные программы и которые могут закрывать запросы рынка.
Нужно понимать принципиальное различие:
- Классическое образование в том числе развивает важные базовые, фундаментальные навыки: умение учиться, обрабатывать большое количество информации.
- EdTech же в большей степени занимается прикладным образованием, практико-ориентированным.
Поэтому нельзя сказать, что что-то лучше, а что-то хуже, в идеале одно должно следовать за другим. Сложные прикладные вещи людям с хорошим базовым образованием кажутся простыми. И мы говорим не только про технические дисциплины, но и про гуманитарные, которые помогают студентам строить собственную картину мира и понимать, что хорошо, а что плохо.
В ведущих технических университетах мира, таких как Caltech и MIT, на технических специальностях гуманитарные дисциплины занимают до 50% учебного времени.
При этом большинство существующих онлайн-школ заявляют, что бэкграунд студента не важен: приходи учиться — и независимо от базового уровня подготовки на выходе будешь обладать теми же знаниями и навыками, что и выпускник факультета прикладной математики ИТМО. Задача таких маркетинговых заявлений ясна: привлечь в школу как можно больше учащихся, но они часто создают у потенциальных студентов неоправданно высокие ожидания. Например, представление о том, что за несколько месяцев можно освоить с нуля профессию Data Scientist и сразу устроиться на высокооплачиваемую работу. Но эта специальность требует глубоких знаний и серьезного уровня подготовки в области математики. Например, в SkillFactory на курсе Data Science мы долго погружаем студентов в отрасль и в ее специфику, даем инструменты и базовые вещи, обучаем необходимым дисциплинам — недавно запустили обновленный курс, разработанный совместно с академиком РАН из МГУ, который длится 25 месяцев и включает блок с углубленной математикой. Так как для работы в области Data Science необходимо фундаментальное образование, математика здесь базовая дисциплина.
Здесь мы подходим к тому, как важна индивидуальная образовательная траектория для студентов: образовательный продукт должен создаваться с учетом различий в уровне базовой подготовки. Проще всего в IT начинать с позиции тестировщика и постепенно наращивать свои навыки. Таким образом, необходима сегментация по уровням исходной подготовки студентов.
Джуны, которые выпускаются из онлайн-школ, тоже делятся на категории. По нашему опыту, мы можем выделить три уровня обучающихся:
- Люди 35-40 лет, у них уже выстроена карьера в другой сфере или есть свой бизнес, но они хотят развиваться дальше. Если после обучения у них получится сменить работу — хорошо, если нет, они будут применять полученные знания для дальнейшего роста в своей области, станут более востребованными специалистами.
- Люди без опыта в IT, но с любым высшим образованием. У них есть культура обучения, умение взаимодействовать в студенческом сообществе, понимание того, как устроены бизнес-процессы. Им сложно, они запрашивают помощь, но с ними можно работать, и это благодарная аудитория.
- Люди, которые пришли, условно говоря, с заводов и фабрик. Далекие от бизнеса, с другим культурным кодом. Конечно, и здесь бывают исключения, но в целом это сложная аудитория для кардинальной смены профессии.
Также очень важен честный разговор со студентами о том, что магии не произойдет. Учащемуся необходимо объяснить, каких результатов и за какие сроки он может достичь исходя из своего базового уровня. И как ни крути, все зависит от проактивного подхода людей, от их стремления и трудолюбия, когда они самостоятельно «добирают» некоторые небазовые скиллы, дополнительно изучают информацию и ищут возможности для практики. Студент должен быть заинтересован в своем росте в выбранной области.
Это же относится и к трудоустройству — вузы и онлайн-школы дают инструменты, но в определенной степени трудоустройство — это KPI самого студента. Конечно, и рынок играет свою роль. Период поиска работы сейчас увеличился. Раньше было много кейсов трудоустройства уже в процессе обучения. Сейчас получить оффер, например, через три месяца стало сложнее. Рынок многое решает. Но правильная карьерная стратегия, правильное позиционирование себя, хорошее портфолио и высокая мотивация — это вкупе всегда дает результат.
Какая тенденция будет продолжаться на рынке, предсказать невозможно. Большинство прогнозов, которые делали эксперты рынка после 24 февраля 2022 года, не оправдались. Сфера IT — одна из тех, где сейчас происходит масштабная трансформация.
Джуны и бизнес
Для индустрии идеальный вариант джуна — чтобы выпускник был уже готовым специалистом с опытом проектной работы, работы в команде, опытом разработки на реальных задачах. Однако помимо стажировок, которые могут дать необходимый опыт, есть еще период адаптации в компании, который занимает в среднем от двух месяцев до полугода.
Что сейчас делает бизнес? Понимая, что необходима стажировка и есть большой разрыв между выходом специалиста на работу и его реальной производственной мощностью, он инвестирует в свои программы развития, в своих экспертов, покупает платформенные решения, допиливает их и создает собственные корпоративные университеты. И снова оговорка — так делает крупный бизнес, а у большей части компаний недостаточно возможностей и бюджетов для этого.
При этом мировой опыт показывает другие варианты. Например, использование модели OPM (online program management): компания обладает хорошей бизнес-экспертизой, располагает контентом и сильными экспертами, но у нее нет компетенций, чтобы создать качественный и понятный образовательный сервис. Зачем строить его с нуля внутри, инвестировать в разы больше, если на рынке есть профильные игроки?
Ситуация непростая, но мы видим, что EdTech может помочь адаптировать джунов к реальной работе. Это совместные программы обучения и стажировок с привлечением образовательных мощностей EdTech и экспертизы представителей бизнеса. Таким образом, функция упаковки и продвижения отдается на EdTech, формируя взаимодействие между бизнесом и образованием.
При этом EdTech нужна обратная связь от бизнеса для создания наиболее заточенных под запросы рынка образовательных программ. Но насколько компании готовы предоставлять возможности работать с реальными задачами студентам? Чтобы создать ту самую нулевую точку входа для начинающего специалиста, нужно максимально приблизить к реальности учебные задачи, дать прощупать джуну специфику бизнеса, дать возможность работать с менторами, понимать, как устроены процессы, какие есть текущие бизнес-задачи. Сейчас компаниям приходится с каждым работать индивидуально и каждого вытягивать. Об этом мало говорят. А в EdTech есть такая модель. Поэтому если у бизнеса существуют такие запросы и потребности в джунах, можно прийти к EdTech и просто отдать им задачу по привлечению талантов, по их развитию и адаптации, чтобы они вышли на первоначальную рабочую мощность, стали полноценными сотрудниками.