Гибкость и спрос на краткосрочные курсы: каким будет EdTech в 2023 году

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Не успев отойти от пандемии, российский EdTech-рынок столкнулся с новыми вызовами, но смог адаптироваться и даже перестроиться. Разбираемся, как EdTech-компании оценивают 2022 год и чего ожидают от 2023-го

Что было в индустрии в 2022 году

Эксперты фонда «Сколково» прогнозируют падение объема EdTech-рынка в пределах 20% по итогам 2022 года относительно показателей прошлого.

По сравнению с четвертым кварталом 2021 года суммарная выручка топ-100 компаний в первом квартале 2022 года упала более чем на 13%. А темпы роста снизились относительно среднего за прошлый год (70%) примерно до 50%.

На это повлияли:

  • снижение покупательской способности;
  • усиление зарегулированности отрасли;
  • снижение инвестиционных и кредитных возможностей;
  • неопределенность и тревожность аудитории.

Итоги года

Александр Ларьяновский, управляющий партнер компании Skyeng

Взрослые пользователи намного сильнее реагировали на внешние события. В сентябре после объявления частичной мобилизации мы столкнулись с довольно большим количеством отмен и переносов занятий среди текущих учеников — людям временно стало не до учебы.

Обучение школьным предметам осталось востребованным, несмотря на изменения в стране, и даже заметен рост спроса на английский, математику, обществознание и курсы по ОГЭ и ЕГЭ. Во взрослом английском падение составило около 10%, а вот в детском сегменте мы увидели рост примерно на те же 10%.

При этом просели компании, которые работали по модели образования в кредит или в рассрочку. И те, кто обучал внешкольным предметам (которые кажутся необязательными) — рисование, пение, ораторское искусство.

Но нестабильность года не сказалась на планах в ДПО (дополнительное профессиональное образование) направлении. В условиях неопределенности пик заявок на обучение IT-профессиям в Skypro пришелся на май—апрель 2022 года.

Самые популярные профессии по приросту заявок на обучение — java-разработчик (+150%), QA-тестировщик (+50%) и python-разработчик (+48%).

Резкий рост интереса к обучению связан с тем, что абитуриенты видят перспективы профессии: рынок соискателя, стабильная высокая заработная плата, возможности карьерного роста и удаленная работа

За год наша компания не потеряла в спросе: мы пересмотрели стратегию продвижения, запустили семейный английский, Premium-курсы (спрос на взрослые курсы вырос на 152%, на детские — на 133%), в итоге к концу апреля количество новых запросов на обучение и интенсивность занятий среди действующих учеников увеличились почти в три раза.

Предварительно по итогам года мы видим рост спроса на занятия для детей в Skysmart почти в два раза по сравнению с 2021 годом, в основном по программированию (28%) и курсам подготовки к ОГЭ (43%) и ЕГЭ (15%) по разным школьным предметам.

Фото:Freepik
Экономика образования Взлеты и падения российского EdTech в 2022 году: вызовы, решения, тренды

Илья Паршин, генеральный директор образовательной онлайн-платформы «Учи.ру»

За прошедший год мы не увидели кардинальных изменений в сегменте дополнительного школьного образования, сектор продолжает стабильный рост.

В 2022 году мы экспериментировали и ставили личные рекорды. Запустили восемь курсов по внешкольным предметам для 1-4 классов в новых форматах.

Впервые в этом году мы выпустили курсы для 5-9 классов по физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, литературе в новом для нас формате. Мы взяли лучшие методические наработки, чтобы понятно объяснить ребятам сложный материал, не прибегая при этом к упрощению.

Мария Смолянова, СЕО онлайн-платформы развития речи у детей Novator

Год выдался сложным. Мы забыли о долгосрочном планировании: весной загадывали максимум на неделю вперед, а иногда вносили корректировки каждые 1-2 часа. Соответственно, выросла потребность в умении быстро и дешево проверять гипотезы.

При этим привычные каналы продвижения оказались под запретом, поэтому пришлось находить новые способы рассказывать о себе. Сейчас мы активно развиваемся на YouTube — контент на площадке хорошо индексируется в поисковых системах и не исчезает через сутки.

А вот настоящим вызовом стало привлечение инвестиций. Инвесторы стали намного аккуратнее вкладываться в российские компании и остро реагировали на любые изменения рынка. В итоге даже первичные переговоры могли длиться месяцами, обрываться, а затем заканчиваться ничем.

Пользователи же переключили внимание на обеспечение безопасности. В этом плане нам повезло с нишей: в любые кризисные моменты родители экономят на обучении детей в последнюю очередь. Спрос дважды падал на короткий срок, но восстановился.

А еще в этом году мы научились быстро сокращать неоправданные расходы. Это хороший способ получить опыт ведения бизнеса без излишков — ничего страшного в этом нет, ведь в будущем их можно будет легко вернуть.

Виталий Алтухов, сооснователь, директор по разработке и исследованиям в «Профилум»

В этом году мы увидели, что в ситуации общественных и экономических колебаний сохраняется стабильный спрос на hard skills. Это логично, ведь так появляется возможность быстро монетизировать профессиональные навыки.

При этом заметно снижение спроса в сегменте бизнес-образования. Клиенты рассматривают образовательные проекты скорее как краткосрочную модель развития для быстрого применения навыков на практике, а не как часть долгосрочной стратегии.

Обострился спрос на кастомизацию образовательных треков. Эта особенность прослеживается еще с прошлого года, но сейчас стала одной из ключевых. Людям хочется развиваться с опорой на свои таланты и возможности.

Главным трендом 2022 года в профдиагностике можно назвать именно талантоцентричность.

Марианна Снигирева, генеральный директор «Нетологии»

В 2022 году запрос на дополнительное образование сильно изменился. В первую очередь в «Нетологии» вырос спрос на курсы направлений программирования, аналитики и дизайна. Это программы, которые помогают кардинально сменить профессию и прийти в востребованную сферу IT.

У студентов появилась потребность в переобучении за более короткий срок и развитие определенных навыков. Если раньше большим спросом пользовались комплексные программы переобучения длительностью больше одного года, то теперь люди приходят получить навыки быстро, чтобы их можно было сразу же применять на практике.

Поменялась и общая цель студентов в переобучении. До 2022 года студенты в основном приходили учиться, чтобы развиваться в текущей профессии. В 2022 году цель переобучения и трудоустройства по новой профессии вышла на первое место.

Александр Киселев, CEO и основатель школы IT-профессий Rebotica

В 2022 году уделяют большое внимание IT на всех уровнях. Государство запустило проект «Цифровые профессии», айтишникам обещают привилегии — все это формирует повышенный интерес и рост спроса. Для всех EdTech-проектов это хорошо.

Но рост спроса наблюдается по большей мере в детском сегменте. Только в рамках нашей компании за последние полтора года здесь мы смогли вырасти в 40 раз по выручке. Я объясняю это многими факторами, в числе которых неготовность родителей отказываться от развития своих детей, на этом они будут экономить в последнюю очередь.

При этом вырос и интерес к работе. В период потрясений мы увидели шквал заявок на работу педагогом — многих IT-специалистов привлекает удаленный формат. То есть в найме проблем нет.

Еще в этом году мы искали новые каналы коммуникации с клиентами. Новые каналы — это совокупность всех доступных инструментов, в которых явно выделяются два: продвижение в оставшихся соцсетях и работа с блогерами. В итоге мы смогли выйти на почти такие же показатели, как у нас были со старыми каналами.

Фото:Shutterstock
Экономика образования 5 «гуманитарных» профессий, востребованных в IT

Прогнозы на 2023 год

Александр Ларьяновский, управляющий партнер компании Skyeng

Мы понимаем, что на следующий год не будем ждать никаких инвестиций, а рассчитываем развиваться только на собственные деньги. Мы не прогнозируем крупных запусков, а сконцентрируемся на максимизации рентабельности, улучшении процессов внутри, укреплении и развитии эффективной структуры компании.

Илья Паршин, генеральный директор образовательной онлайн-платформы «Учи.ру»

Сервисы «Учи.ру» относятся к дополнительному школьному образованию, мы работаем в невысоком ценовом сегменте. По нашим данным, этот сегмент EdTech-рынка будет показывать стабильный рост и в 2023 году, несмотря на сложное и непредсказуемое время.

Мария Смолянова, СЕО онлайн-платформы развития речи у детей Novator

В прогнозах лучше быть аккуратными. Вероятно, рынок EdTech продолжит свой рост, особенно в сфере детского образования — определенная доля русскоязычных людей покинула страну, а потребность в обучении детей осталась. А тем, кто остается в стране, хочется дать детям лучшие возможности.

При этом рост продолжат именно проекты в узкоспециализированных нишах — чтобы давать хороший результат, нужно отлично разбираться в методологии продукта и вкладывать как можно больше усилий в улучшения и развитие, а не распыляться на расширение продуктовой линейки в погоне за клиентом.

К тому же, клиенты становятся все более разборчивыми в качестве продукта и ориентируется на результат. Если обещанный результат не достигается, они не стесняются высказываться.

Главный инсайт 2022 года: мы не знаем, с какими экономическими обстоятельствами столкнемся в следующем году, поэтому лучше надеяться на себя.

Инвестиции, эфемерные возможности новых рынков — это потенциальное будущее, которое может реализоваться, а может и нет. А стабильность достигается четко выстроенными бизнес-процессами, постоянными улучшениями и сохранением helicopter view.

Виталий Алтухов, сооснователь, директор по разработке и исследованиям в «Профилум»

Мы ожидаем смену курса игроков EdTech-рынка на более доступные, бюджетные образовательные инициативы, направленные на быструю монетизацию полученных знаний. Особенно в сфере ДПО и цифровых специальностей, включая IT. Вероятно, появятся интересные решения в b2g-сегменте.

Александр Киселев, CEO и основатель школы IT-профессий Rebotica

В 2023 году мы видим много возможностей для роста. Мы попробуем выходить в офлайн. Если получим хорошие результаты от тестовых инициатив, то сможем значительно расширить бизнес в России.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Сквозь дефицит и мифы: какое будущее у IT-отрасли в России

Марианна Снигирева, генеральный директор и Валентина Куренкова, GR-директор в «Нетологии»

Мы считаем, что сегмент ДПО взрослых в целом вырастет на 25-30% к 2022 году. Драйверами роста станут дефицит квалифицированных кадров, релокация диджитал-специалистов и стремление аудитории снизить риск неопределенности через обучение новым профессиям.

EdTech-компании продолжат активно взаимодействовать с вузами, а также выйдут на рынок среднего профессионального образования — самый массовый сегмент образования в России. К примеру, «Нетология» уже запустила пилотные проекты по обучению студентов колледжей в трех регионах. На выходе мы получим практико-ориентированных и конкурентоспособных специалистов. В следующем году мы планируем масштабировать проект.

Если говорить о трудностях, то в последний год мы наблюдали спад интереса к онлайн-образованию. Рынку важно искать и находить новые форматы и подходы к работе. Например, взаимодействие с государством становится одним из обязательных условий эффективного ведения бизнеса.

В 2023 году EdTech-компании продолжат развивать сотрудничество с государством. Следует ожидать их более глубокой интеграции в реализацию госпрограмм, а также влияния рынка на формирование повестки в сфере образования.

Государство стало делать акцент на социальных группах населения, появились аудитории, для которых обучение будет полностью бесплатным: безработные и люди с инвалидностью. EdTech-компании отвечают расширением продуктовых линеек и адаптацией образовательных программ под соответствующие категории граждан. Инклюзивное образование становится новым трендом, который активно осваивают игроки EdTech.

Обновлено 26.12.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть