Лидер с детства: как и зачем прививать ребенку мышление предпринимателя

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива
Предпринимательское мышление — один из ключевых «мягких» навыков, необходимых каждому человеку для собственного развития и карьерного роста. Как воспитать лидерство в ребенке уже с ранних лет, — в материале РБК Тренды

Об авторе: Кирилл Сиваковский, руководитель коммерческих проектов «Школа дела».

В России в последние годы предпринимательство для детей и подростков стало популярной темой. Уроки по бизнес-навыкам в школах всерьез обсуждаются в Минпросвещения после соответствующей инициативы президента, Сбербанк активно занимается обучением детей финграмотности.

При этом, вопреки расхожему мнению, предпринимательство существует не только в коммерческой сфере. Более того, отдельно взятый бизнесмен далеко не всегда является предпринимателем, в то время как многие общественные деятели вполне достойны носить это звание.

По сути своей предпринимательство — это инициирование изменений в реальности. Когда человек чувствует внутренний позыв и начинает действовать, он совершает предпринимательский шаг.

Таким образом, предпринимательство — это состояние мышления, в котором человек, испытав потребность менять мир вокруг себя, актуализирует и реализует ее.

Человек может вполне счастливо жить, не имея предпринимательского мышления. Но в этом случае он будет вынужден находиться в процессах, запущенных кем-то другим. При этом он будет не сможет изменить вектор этих процессов. Мы каждый день видим таких людей: они живут по инерции и ничего не меняют, даже если их что-то не устраивает и раздражает. Чтобы избежать подобной модели, необходимо формировать у ребенка предпринимательское мышление.

Экономика образования Главы IT-компаний об образовании: «Каждый ребенок должен стать экспертом»

Но оно не может быть сформировано умозрительно. Было бы очень удобно, если бы можно было просто сказать ребенку, что надо не бояться, а просто брать и делать. Но предпринимательство — это не одноразовый инсайт, а привычка действовать определенным образом изо дня в день, это modus operandi. Причем предпринимательский навык сложнее формировать после 25 лет, поэтому браться за это надо как можно раньше, желательно еще на самых ранних этапах. Итак, как приучить ребенка мыслить и действовать как предприниматель?

Приобщение к труду с детства

С определенного возраста ребенок должен учиться самостоятельно заниматься бытовыми делами — насколько это возможно.

Он должен видеть, что его деятельность имеет значение и позитивно влияет на него и окружающий мир.

Дети любят копировать взрослых — доведите это копирование до результативной деятельности. Крайне желательно, чтобы любые игры как-то отражались на реальности ребенка. Например, он играет в банкира, потому что папа банкир. Результатом этой игры может стать временное переоборудование комнаты под банк, подарок в виде игрушечного телефона для «важных» звонков, приглашение на ужин с родителями. Постепенно игры сменятся более серьезной деятельностью, но в психике человека останется устойчивый рисунок — моя деятельность имеет значение, само по себе ничего не происходит.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Привычка как игра: какие навыки можно прокачать с помощью геймификации

Воспитание толерантности к ошибкам

Ребенок должен усвоить, что ошибки — это не смертельно.

Иногда родители, увидев, как ребенок роняет пакет с продуктами, отбирают его и больше никогда не разрешают ребенку помогать. Так формируется страх провала, иллюзия его необратимости.

Хуже всего то, что провал — это разочарование родителя, ведь в определенном возрасте взрослый для ребенка — это высшая инстанция и авторитет. Мнение родителя — это фактически приговор. У взрослого человека с подобным комплексом есть страх деятельности, избавиться от которого иногда крайне сложно. То, что без ошибок не бывает эффективного обучения, еще в 2011 году доказал в своем исследовании психолог из Мичиганского университета Джейсон Мозер. Он изучал нейронные сигналы в мозге, которые отвечают за реакцию на провал. Мозер доказал, что если избегать ошибки или воспринимать их в качестве показателя отсутствия способностей к предмету, то эффективность обучения заметно снижается. Если у ребенка нет страха, то он активнее фокусируется и выдает правильный ответ быстрее.

Фото:ASDF_MEDIA / Shutterstock
Экономика инноваций Поощрение и вдохновление: как удержать инноваторов в своей компании

Развитие упрямства

Родителей часто раздражает, когда ребенок упирается в своем решении, которое кажется им неверным.

Но упорные попытки совершить задуманное, несмотря на провалы, отличают успешных людей.

Допустим, ваше чадо упрямо сбрасывает подушки с дивана на пол. На полу им, конечно же, не место, и вы возвращаете подушки назад. Ребенок вновь их сбрасывает. Вы сердитесь и отбираете подушки. Так ребенок с ранних лет усваивает, что его упрямство ни к чему не приводит. Человек, усвоивший этот принцип в детстве, отказывается от повторных попыток после первой же сложности. Поэтому не «ломайте» упрямство ребенка, поборитесь с ним и, в некоторых случаях, поддайтесь, а в некоторых одержите победу. Пусть он усвоит, что иногда упрямство приносит результат, а иногда обстоятельства бывают сильнее.

Экономика образования Людмила Петрановская — о том, как выжить в самоизоляции с детьми

Поощрение любознательности

Любой ребенок любопытен от природы. Взрослому это может приносить серьезные неудобства. Но любое серьезное изменение в мире происходит в результате тяги к исследованию.

Потому что изменение — это шаг в неизвестность. Совершать его всегда страшно, но дети делают это, потому что любопытство одерживает верх.

Привитие ответственности за решения

Страх перед принятием решений знаком всем. Но у некоторых людей он принимает фатальные формы. Как и у большинства страхов, его корни тянутся из детства. С определенного возраста человек начинает делать осознанный выбор, и на этом этапе он либо усваивает, что это классно и удобно, либо фиксирует, что это рискованное предприятие, которое не вознаграждается.

Ваш ребенок должен решать сам и брать полную ответственность за результат. Ему будет страшно, поэтому вам нужно будет его поддерживать.

Постепенно это превратится в modus operandi. Многие современные родители сетуют на безответственность детей и на их неуверенность в себе. Но им стоит подумать: дают ли они ребенку решать за себя или просто перехватывают инициативу?

Помощь в развитии лидерских навыков

Не все предприниматели прирожденные лидеры. К счастью, умение вести людей за собой можно в определенной степени «прокачивать». По моему наблюдению, лучший способ — отправлять ребенка в детские лагеря и вожатские организации. Дети, прошедшие школу вожатых, чаще всего сильно «взрослее» своих сверстников. Они привыкают работать с коллективом и увлекать его деятельностью. Это не гарантия, что ребенок станет предпринимателем, но это сильно облегчит жизнь уже состоявшемуся предпринимателю.

Фото:alpinabook.ru
Экономика образования Прокачка для ума: четыре ключевых навыка успешной личности

Воспитание финансовой грамотности

Отношение к деньгам — больная тема для многих взрослых в нашей стране. Люди боятся зарабатывать, не верят, что хороший достаток вообще возможен, стесняются денег, не любят состоятельность или же помешаны на деньгах. Все это берется из детства. Очень важно, чтобы ребенок имел адекватное отношение к средствам.

Есть три направления обучения в данной сфере:

  1. как зарабатывать,
  2. как тратить,
  3. как относиться.

В каждом направлении важен баланс.

Заработок не должен быть слишком простым, но и ассоциироваться с чем-то мучительным тоже не должен. Дайте ребенку возможность помочь по дому. Причем это должны быть не его классические обязанности, вроде уборки своей комнаты, а дополнительные задачи, которые несут ценность для семьи. Постепенно ребенок сможет заработать собственной инициативой. Многие дети продают простые изделия собственного производства или выгуливают собак. Так ребенок учится зарабатывать не только деньги родителей, но и у своего окружения.

Береги деньги смолоду: как правильно обучить детей финансовой грамотности

Траты должны быть осознанными и не идти только на развлечения или фанатично складываться в копилку. Умение оценить свои вложения — важный навык для предпринимателя, и ребенок с ранних лет способен учиться основам инвестирования, когда откладывает деньги на будущее или с выгодой для себя тратит их на свое развитие. Вопреки сложившимся стереотипам, школьник может создать вполне успешный работающий бизнес. В качестве примера можно указать на массу школьных стартапов, созданных в рамках программы «Школа дела», уроки предпринимательства в лицее НИУ ВШЭ, или разработку школьных стартапов на факультете бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова. Среди проектов, созданных школьниками — продажа бомбочек для ванн собственного производства в Instagram, продажа меда под собственным брендом кофейням и так далее.

Работа с проблемами

Подавляющая часть бизнес-литературы посвящена тому, как найти проблему потребителя, определить ее решение и донести информацию до клиента. Однако мало где написано, что это умение формируется в детстве.

Родительская привычка ограждать от проблем и решать их за ребенка часто приводит к тому, что умение идентифицировать проблему и подсознательно искать ее решение атрофируется.

Если вы хотите воспитать предпринимателя, не делайте все за ребенка, а предложите ему помощь. Еще лучше, если для решения проблемы ребенку необходимо организовать небольшой проект, типа уборки двора или починки забора на даче.

Почти все ключевые предпринимательские навыки заложены в ребенке с рождения. Взрослым нужно уметь бережно относиться к этим «росткам» и стараться их не загубить. Это отнюдь не так просто, как кажется. Если вы хотите вырастить предпринимателя, вооружитесь громадным терпением.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 21.07.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть