Об индексе: Глобальный индекс компетенций — второе подобное исследование, проведенное Coursera. В отличие от многих других, оно основано на данных о том, как учащиеся из разных регионов проявляют себя в течение курсов, а не на опросах, мнениях и аналитике. На платформе представлены тысячи онлайн-уроков, которые прослушивают миллионы пользователей по всему миру, среди которых 1,8 млн — из России. В занятия на Coursera встроена система оценки, а в процессе прохождения требуется отвечать на вопросы. Они, равно как и сами курсы, ранжируются по уровню сложности, после чего анализируется, насколько хорошо слушатели справились с задачей.
Любопытный факт: выяснилось, что существует связь между теми компетенциями, за которыми мы наблюдали, и другими макроэкономическими факторами. Например, в странах с равномерным распределением интернета уровень владения ими выше — и это понятно. Но существует и другая зависимость: чем ближе страна к равенству доходов, тем выше уровень компетенций. Это действительно интересное открытие.
Особенность России — ее замечательная система доступного базового образования. В нашем индексе страна лидирует в доменах «Анализ данных» и «Технологии», что неудивительно: когда люди выпускаются из школы, они зачастую продолжают обучение именно в этих сферах.
На Coursera представлены десять университетов и четыре индустриальных партнера, среди которых «Яндекс», Mail.Ru Group, и которые предлагают курсы с очень продвинутым содержанием на русском языке. И, очевидно, многие инженеры и аналитики данных пользуются ими и отлично справляются — отсюда высокие оценки в рейтинге.
Также лидирующие позиции связаны с тем, что наши российские партнеры очень вовлечены в онлайн-образование и активно сотрудничают для создания совместных курсов по анализу данных. Они очень внимательны и к вопросу карьерных перспектив, так что после прохождения уроков слушатель вполне готов работать аналитиком данных в ведущих технологических компаниях страны.
Чего России не хватает для лидерства в бизнесе
В домене «Бизнес» страна заняла девятое место в глобальном рейтинге — это, конечно, не первая тройка, но в то же время она находится в 86-м процентиле среди 60 стран, которые мы изучали. Мы видим, что в сфере бизнеса российских пользователей интересуют трендовые темы. Первые строчки списка — Microsoft Excel, проджект-менеджмент и диджитал-маркетинг, они же лидируют во всем остальном мире. Домен «Бизнес-аналитика» не пользуется у россиян такой популярностью, как во всем мире, как и «Каналы поставок».
Чтобы улучшить результаты, необходимо сделать упор на текущие менеджерские компетенции, а также связать менеджмент и технологии. Аналитики данных и инженеры-программисты активно получают передовые навыки, и следующий шаг — подтянуть бизнес-лидеров, которые бы понимали эти технологии и знали, как их применить в компании.
Можно ли развить soft skills с помощью онлайн-обучения
Когда говорят о soft skills, обычно подразумевают навыки общения, решения задач, критического мышления. Лидерство, коммуникация, влияние — это те компетенции, которые лучше всего помогает развивать отработка в деле.
В soft skills, как и во многих других вещах, есть принципы, на которых основаны лучшие практики, и есть сама практика, позволяющая применить полученные умения.
Можно знать об удачных публичных выступлениях теоретически, например, что необходимо стоять прямо, не раскачиваться, говорить четко и ясно доносить мысль. Но для того, чтобы выступать действительно хорошо, требуется практика.
Выучить правила хорошего менеджмента или даже освоить soft skills можно онлайн с помощью групповых проектов и практиковаться также с помощью живых сессий с коллегами или коллективных заданий. На самом деле, важен здесь не онлайн- или оффлайн-формат, а возможность отрабатывать эти навыки с людьми.
Сегодня многие менеджеры управляют командами через Zoom, поэтому вряд ли можно сказать, что в онлайне не научиться soft skills. Конечно, немного проще развить их, находясь в одной комнате с коллегами. Но десятки миллионов менеджеров прямо сейчас практикуются и совершенствуют свои компетенции дистанционно — так сегодня устроена наша работа. Поэтому онлайн и офлайн в случае обучения soft skills — это ложная дихотомия.
Как пандемия изменила образование
Уже сейчас можно представить, каким будет будущее образования: пандемия ускорила его переход в онлайн.
Чтобы лучше понять, что нас ждет, стоит вспомнить, как все изменилось за последние четыре года. Когда Coursera только запустилась, то онлайн-курсов было не очень много, но по мере развития все больше университетов стали создавать собственные уроки и выкладывать их на платформу. Они были доступны только для индивидуальных пользователей. Но четыре года назад мы запустили Coursera for Business: с этой опцией компании смогли использовать платформу для повышения квалификации или переподготовки сотрудников. Один из наших крупнейших клиентов — Сбербанк, а также ряд других российских компаний.
Coursera for Government была создана как формат сотрудничества между платформой и государствами, в том числе в вопросе обучения и переквалификации определенных групп населения. А в октябре 2019 года мы запустили Coursera for Campus для колледжей и институтов — не только для 165 вузов-партнеров, но и для любого из 25 тыс. аккредитованных учебных заведений по всему миру. Например, Университет НТИ «20.35», консорциум российских университетов, использует Coursera for Campus с полным каталогом из 4 тыс. курсов, чтобы преподавать на базе кампуса.
То есть в ближайшем будущем мы увидим смешанные форматы, в которых учебные заведения, не являющиеся авторами курсов, смогут использовать их в качестве цифровых учебников как онлайн, так и офлайн.
Coursera for Campus предполагает, что университеты могут приобретать лицензии на существующие онлайн-занятия, но также могут разрабатывать авторские уроки, которые будут доступны только их студентам бесплатно — получается такой продвинутый цифровой учебник.
В прошлом году у нас появилась полностью аккредитованная магистратура по анализу данных от Высшей школы экономики (ВШЭ). Туда необходимо поступать и проходить отбор, а сама программа полностью удаленная, и диплом, который получает слушатель, — это диплом именно ВШЭ, а не Coursera. Это не онлайн-диплом, а настоящая степень, просто полученная онлайн. И в будущем появится целый спектр таких пользователей: кто-то захочет полноценную онлайн-степень, как у ВШЭ, кто-то выберет открытые курсы других университетов. Большинство, скорее всего, будет использовать Coursera в своих университетах, где она будет дополнена локализованным контентом на русском языке, а также курсами из нашего глобального каталога.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.