Об эксперте: Надежда Макова, CEO EdTech-платформы для развития бизнес команд K-AMPUS и просветительского медиа «Теории и практики».
Рынок труда как в России, так и во всем мире переживает постпандемийный кризис. В сентябре 2021 года, исходя из данных международного исследования Future of Work, 58% работодателей заявили, что поиск кандидатов с нужными навыками в пандемию стал их самой большой проблемой. Сегодня, по результатам исследования Hays, 76% работодателей не могут найти квалифицированных специалистов, 69% из-за этого готовы принимать на работу сотрудников не только из других регионов, но и из других отраслей. В то же время 56% опрошенных планируют в ближайшее время менять работу.
Борьба за таланты обостряется: бизнес пытается привлечь кандидатов перспективами карьерного роста (58%), а соискателей интересуют в первую очередь интересный функционал и возможности для развития (69%). Все это происходит в условиях, когда навыки устаревают с невероятной скоростью: в ближайшие месяцы каждый третий навык, необходимый для работы в 2018 году, окажется ненужным, а 85% профессий, которые возникнут в 2030 году, сегодня еще не изобретены.
Чему в 2021-м учились в мире
Ажиотаж в онлайн-обучении оказался ниже, чем в подогретом пандемией 2020 году: 40 млн новых учащихся, зарегистрировавшихся как минимум на один открытый электронный курс, против 60 млн. Тем не менее, онлайн-образование основательно закрепилось в нашей жизни. Тематика курсов максимально широкая. Например, на Coursera в числе наиболее популярных программ за последние два года есть и машинное обучение, и основы UX, и well-being. А образовательная платформа edX в своем ревью отмечает, что в число лучших курсов вошли программы по Excel, экологии, финансовому учету и пищевой ферментации.
Чему в 2021 году учились в России
Евгений Лебедев, руководитель «Яндекс.Практикума» в России, также подтверждает, что онлайн-образование только набирает обороты: «Сегодня огромная часть россиян заинтересована в перепрофилировании, получении новых востребованных навыков. Все более популярным инструментом для перехода в новую профессию становится онлайн-образование. Если опираться на опыт «Практикума», наиболее востребованными образовательными программами среди наших студентов остаются такие направления как программирование на разных языках (курсы выбрали 40% учащихся в 2021 году) и аналитика данных (25% в 2021 году). Также мы видим увеличение спроса на направления маркетинга, управления и дизайна. В них заинтересован и рынок: по последним данным исследования Института образования Высшей школы экономики, 78% выпускников «Яндекс.Практикума» успешно трудоустраиваются на новую работу, каждый шестой — не дожидаясь окончания обучения».
По словам Елены Герасимовой, руководителя направления дополнительного профессионального образования «Нетологии», в 2021 году рейтинг выглядит следующим образом: тестировщик ПО, менеджер по маркетплейсам, интернет-маркетолог, SMM-менеджер, графический дизайнер, Python-разработчик, дизайнер интерьера, таргетолог, UX/UI-дизайнер и специалист по продвижению в Instagram. Стало понятно, что пандемия с нами надолго, а значит, необходимо усиление продукта в «цифре» в условиях продолжающегося роста конкуренции за внимание пользователя. Скорее всего, в ближайшие годы сохранится спрос на курсы по интернет-маркетингу, SMM, таргетированной рекламе и продвижению в Instagram.
Артем Казаков, коммерческий директор Skillbox, отметил, что пользователи чаще всего выбирают программы ИТ-специальностей, особенно «Python-разработчик» и «1С-разработчик». Интерес к Python Артем объясняет его простотой и актуальностью в области интеллектуального анализа данных и машинного обучения. Также эксперт прогнозирует, что спрос на ИТ-программы будет оставаться высоким и в будущем.
Другие популярные программы онлайн-университета — «Графический дизайнер», «SMM-специалист» (которая подходит как новичкам, так и владельцам бизнеса) и универсальный трек «Веб-разработчик», на котором пользователи с нуля учатся создавать полноценные сайты и веб-приложения.
Что касается корпоративного обучения, статистика следующая: по данным «СберУниверситета», организаторы корпоративного образования предоставляют сотрудникам программы, направленные на развитие узкопрофессиональных навыков (41,2%), работы в команде (36%), лидерства (34,6%) и других важных для работы компетенций.
Но сотрудникам все же более интересны soft skills и кросс-функциональные навыки. Так, по данным LXP-платформы для корпоративного обучения K-AMPUS, сотрудники чаще всего изучали программы по личной эффективности (21%), управлению проектами (27,4%), agile-техникам (18%), дизайн-мышлению (12%) и целеполаганию (22%).
Что изучать в 2022 году, чтобы повысить свою профессиональную ценность
Несмотря на возрастающий тренд на непрерывное обучение, исследования показывают: специалисты применяют только 37% приобретаемых навыков. Одна из причин заключается в том, что часть из них просто не нужны, но были назначены сверху. Для того чтобы сделать обучение эффективным, необходим индивидуальный план, сформированный с активным вовлечением самого обучающегося из трех областей: профессиональные навыки, soft skills, развитие кругозора. Ниже представляем список наиболее актуальных навыков по каждому из этих направлений.
Hard skills 2022
Исследователи рекомендуют в 2022 году сфокусироваться на следующих профессиональных областях:
- Информационные технологии и кибербезопасность. Борьба с киберпреступлениями будет обходиться международному бизнесу в $6 трлн в год в условиях жесточайшего дефицита специалистов в этой сфере. Область кибербезопасности — отличный долгосрочный выбор для индивидуального и корпоративного обучения.
- Анализ данных. Выбор верных бизнес-решений и способов продвижения проекта во многом зависит от того, насколько умело команда работает с данными и умеет прогнозировать результаты. Аналитические навыки становятся все более актуальными как отдельная профессия (по данным Deloitte, в этом году в США доход аналитиков вырастет до $130,2 тыс.), при этом являются важным и веским дополнением к основным профессиональным компетенциям.
- UX-дизайн. По версии MyJobMag, в 2022 году в первую очередь нужно заниматься развитием навыков в UX-дизайне, потому что именно они помогают создавать продукты, которые полезны и комфортны для пользователя. Курсы по UX-дизайну пригодятся не только непосредственно дизайнерам, но и всем, кто связан с созданием, обслуживанием и продвижением продукта.
- Контент-маркетинг. По прогнозам, к 2025 году рынок контент-маркетинга вырастет на $417,85 млрд. Обучение в этой сфере пригодится и фрилансерам, и специалистам корпораций. Рекомендуем дополнять курсы по контент-маркетингу обучением по созданию разных форматов. Первые помогают определиться с целями и контент-стратегией компании, а вторые позволяют делать качественный и актуальный контент.
- Производство контента. В 2021 году люди ежеминутно смотрели 167 млн видео, время нахождения на стриминговых сервисах выросло с получаса до часа, а число слушателей подкастов в США достигло 120 млн. В России подкасты пока не так популярны, но ожидается, что к 2024 году их будут слушать около 28 млн человек. Кроме этого, 54% потребителей хотят смотреть больше видео от любимых брендов. Поэтому бизнесу становится интересно и выгодно производить видеоконтент собственными силами, а не отдавать его на аутсорс, а также работать с людьми, которые понимают, как делаются подкасты. Это, в свою очередь, повышает спрос на специалистов, которые могут как собрать команду, так и создавать контент без сложного продакшена.
Soft skills 2022
Обучаясь на курсах, которые дают вам сугубо профессиональные навыки, не забывайте про soft skills. Они сейчас не менее, а иногда даже более важны. По итогам глобального исследования Future of Work, 63% работодателей готовы взять на работу специалистов с ярко выраженными гибкими навыками — командная работа, тайм-менеджмент или лидерство — и самостоятельно обучить их техническим аспектам работы.
К наиболее важным гибким навыкам 2022 года относят:
- Умение решать проблемы и действовать нестандартно. Это не только позволяет найти подходящие решения, но и отлично расширяет кругозор и помогает в нетворкинге.
- Стратегическое планирование. Здесь самое главное — умение анализировать информацию, выявлять тренды, ставить цели и выбирать правильное направление для развития человека или бизнеса.
- Принятие решений — один из ключевых навыков для лидеров. Если вы хотите управлять командами и создавать продукты, которые меняют мир, важно научиться быстро сканировать всю доступную информацию, использовать интуицию, выбирать один из множества вариантов и убеждать людей, что нужно идти именно этим путем.
- Активное слушание — это навык, который пригодится не только при общении с близкими, но и для работы в самых успешных командах, которые придерживаются принципа этнического и культурного разнообразия. А там нужно уметь договариваться практически обо всем.
- Логистика находится на стыке навыков, которые нужны для успешной работы, и навыков, которые пригодятся для комфортной жизни. Каждому из нас для профессионального развития уже недостаточно выполнять только узкий круг обязанностей, при этом ценность семьи и личного времени возрастает. Логистические навыки помогут выбрать оптимальные маршруты, экономить время на дорогу и тратить его на важные для вас занятия.
Эрудиция
Широкий кругозор — это обязательное условие для развития важных soft skills. Он помогает замечать неочевидные связи между явлениями, стимулирует креативность и подпитывает любопытство. Эрудицию можно развивать с помощью путешествий, книг, статей, коротких видео, подкастов и коротких курсов. Углубляйтесь во все, что вам было интересно ранее, и непрерывно узнавайте новое.
Например, уже сегодня можно выбрать интересный материал на таких бесплатных просветительских ресурсах:
В заключение хочу отметить, что есть два навыка, которые никогда не потеряют актуальность и значимость: цифровая грамотность и критическое мышление. Благодаря этим умениям вы будете чувствовать себя безопасно в онлайн-пространстве, сможете защищаться от киберпреступников и фейковых новостей, а также выбирать действительно качественные материалы для образования в любой интересующей вас сфере. Кроме этого, цифровая грамотность и критическое мышление становятся ключевыми навыками, которые помогут найти хорошую работу.
Согласно исследованию Markle, восемь из десяти рабочих мест теперь требуют цифровой грамотности, а руководители высшего звена во всем мире рассматривают «критическое мышление и анализ» как группу навыков, значение которой, скорее всего, возрастет в период до 2025 года. При этом именно эти навыки сегодня — ваше конкурентное преимущество на рынке труда: даже среди технически подкованных миллениалов еще мало людей, которые могут смело указывать их в резюме. А ведь от умения пользоваться технологиями и отличать хорошее от плохого зависят и ваша репутация, и карьерные перспективы, и размер банковского счета.
Собрала для вас подборку из 60 курсов, которые рекомендую к прохождению в 2022 году. Изучайте, выбирайте лучшие и осваивайте навыки, которые помогут вам и вашим сотрудникам стать еще более конкурентными завтра и в более отдаленном будущем.