Чего хотят от нанимателей синие воротнички

Фото: Avito
Фото: Avito
Рабочие все чаще выбирают посуточную работу и легко переходят на новое место из-за небольшой прибавки к окладу. Управляющий директор «Авито Работа» Артем Кумпель рассказывает, чего массовый персонал хочет от работодателя

Термин «синие воротнички» немного old school: в контексте цифровизации границы между синими и белыми воротничками размываются все сильнее. И тем не менее, лексема «синие воротнички» по-прежнему говорит о принадлежности к рабочему классу, одна из базовых характеристик которого — физическая работа и почасовая или другая сдельная оплата труда. Синие воротнички — это основа рынка рабочей силы. Об этом говорят цифры: по разным данным, численность трудоспособного населения России на 2019 год составляет 74–76 млн человек, при этом почти половина экономически активных граждан трудится именно на линейных позициях, то есть является массовым персоналом. В 28 массовых профессиях России сегодня занято 35 млн человек. Водители, грузчики, кассиры, охранники — самые востребованные линейные позиции в стране. Одних только водителей в России сегодня уже 7 млн, а по данным опроса ВЦИОМа, таксистами готовы подрабатывать 42% всех опрошенных.

В 2019 году на площадке «Авито Работа» выросли запросы на вакансии водителя, продавца, администратора, повара, сварщика, курьера и грузчика: в сравнении с 2018 годом люди ищут названные позиции на 10–20% чаще, и, что интересно, тренд продолжает набирать обороты ежемесячно. Чего же хотят синие воротнички? Как и все — стабильности, но с одной поправкой: у линейного персонала есть собственные представления о том, что такое стабильность.

Стабильность должна быть ежедневной

Для того, чтобы понять психологию требований синих воротничков, надо понимать, какие люди стоят за этим определением. Во-первых, граждане, занятые в массовых специальностях, как правило, сильно ограничены в сроках поиска работы — они варьируются от нескольких дней до нескольких недель, но никогда не превышают этого лимита. Почему? Потому что эти люди не имеют возможности долго искать работу, у них нет привычной другим соискателям финансовой подушки безопасности: работа синим воротничкам нужна здесь и сейчас. Стабильность для линейного персонала — это, в первую очередь, регулярность выплат зарплаты, еще точнее — ее ежедневная выплата. В 2019 году мы увидели рост количества запросов с ежедневными выплатами на 23%: пришел, отработал, в конце дня получил свои деньги — вот чего хочет линейный персонал сегодня.

Надо сказать, что работодатели стараются следовать этому тренду: уже практически во всех сегментах рынка находятся варианты вакансий, где заработная плата выплачивается ежедневно, например курьерам, таксистам, водителям, в том числе большегрузных автомобилей, или охранникам.

Тем не менее, все это не отменяет состояния постоянного активного поиска среди соискателей в массовых профессиях. По нашим данным, водители могут менять работу до семи раз в год, хотя бы раз в год меняют работу представители других линейных профессий. Основная причина банальна — желание получать больше денег. Даже выбрав работу, представители массовых профессий все равно остаются в состоянии активного поиска, откликаясь на более интересные и лучше оплачиваемые предложения других компаний. Решающим фактором для смены работы может стать совсем небольшая прибавка к зарплате: в разных регионах России цифра колеблется от 500 до 2 тыс. руб.

Тренд на удержание сотрудников

Работодатели начали уделять внимание карьерному росту линейных сотрудников: в приоритете обучение, адаптация и формирование кадрового резерва. По данным «Авито Работа», более 70% представителей среднего и крупного бизнеса проводят первичный инструктаж массового персонала, более 65% вводят систему адаптации, более 77% оплачивают обучение своих сотрудников, у половины респондентов обучение персонала является обязательным. Хорошим способом удержания сотрудников сегодня стала надбавка за выслугу лет: ее, к примеру, предоставляют массовому персоналу в сети «Лента». Такой подход действительно позволяет снизить текучку кадров: чем дольше работает сотрудник, тем больше он получает.

Бизнес все чаще вкладывает деньги в развитие соискателей в сегменте массового персонала, но становится при этом разборчивее при отборе кандидатов. Такой подход в целом меняет привычный алгоритм найма линейного персонала, работодатели все чаще ищут универсальных специалистов.

Изменения, происходящие в сегменте массового персонала, вполне закономерны. С одной стороны, соискатели получают все больше инструментов для поиска работы, а вместе с ними и возможность сравнивать и выбирать лучшее сообразно своим критериями. Доступность приложений, сервисов, джоббордов и цифровизация в целом сокращают расстояние между соискателями и работодателями, которые также оптимизируют процессы найма и экономическую эффективность в условиях обширного предложения соискателей. Но несмотря на изменения рынка и рост возможностей и взаимных требований с обеих сторон, синие воротнички были, остаются и будут наиболее востребованной категорией на рынке рабочей силы.

Полную версию материала смотрите на сайте «РБК.Pro» по ссылке ниже.

Чего хотят от нанимателей синие воротнички

Обновлено 28.02.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть