Что такое STEM образование
STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) образование — это модель, объединяющая естественные науки и инженерные предметы в единую систему.
В ее основе интегративный подход: биологию, физику, химию и математику преподают не по отдельности, а в связи друг с другом для решения реальных технологических задач. Такой подход учит рассматривать проблемы в целом, а не в разрезе одной области науки или технологии.
Об эксперте: Денис Кузьмин — директор Физтех-школы биологической и медицинской физики МФТИ. Партнер Мета-университета. Это университет, который создаёт совместные магистерские программы ведущих университетов России и компаний, заказывающих подготовку кадров.
Второй краеугольный камень STEM — проектная форма научной работы студентов. Такой формат объединяет дипломный проект со стажировкой в технологической компании. Студенты получают опыт, максимально приближенный к будущей профессии. При этом работают над сложным технологическим проектом в команде, развивая свои «гибкие» навыки.
STEM образование помогает готовить ценные кадры для полноценной работы в технологических компаниях сразу после выпуска из университета.
Почему сейчас растет спрос на STEM образование
Акроним STEM ввели сотрудники Национального научного фонда США, чтобы обозначить новую образовательную парадигму в 2001 году. С ее помощью планировали обеспечить Соединенные Штаты высококвалифицированными техническими специалистами для развития науки и промышленности.
Сегодня STEM специалисты — самые востребованные люди на мировом рынке труда. По прогнозам аналитиков Бюро статистики труда США, в ближайшие десять лет потребность в STEM кадрах опередит другие специальности на 76%. Только для американского рынка потребуется около 10 млн человек, при этом дефицит кадров сохраняется, несмотря на рост темпов обучения.
Подготовка и привлечение STEM специалистов — один из ключевых приоритетов правительства США. Студентам STEM направлений выдают расширенную визу на 36 месяцев против обычных 12 месяцев. При этом медиана зарплаты STEM специалиста более чем вдвое выше средней по стране — $86 980 в год против $39 810 в год.
По мнению президента Microsoft Брэда Смита, наступил «кризис гениев» — время, когда технологическим компаниям не хватает квалифицированных STEM специалистов. Чтобы подготовить подходящих работников, Microsoft подталкивает США инвестировать в развитие STEM образования в стране.
В России потребность в STEM образовании также растет. На российском рынке труда нужны 222 тыс. работников в области цифровых технологий. К 2024 году их число вырастет до 300 тыс.
Основное направление развития ведущих компаний — цифровизация и анализ данных, поэтому компетенции в IT и Data Science необходимы каждому, кто связан с технологическим бизнесом. Например, в 2020 году промышленные предприятия Китая получили свыше $4 трлн добавленной стоимости благодаря цифровым технологиям. По оценке McKinsey, внедрение методов Data Science в здравоохранение США поможет сэкономить до $450 млн или 17% всего бюджета отрасли.
Применение цифровых технологий и анализа данных может принести пользу любому бизнесу, независимо от сферы деятельности. При этом обработка, казалось, бы сторонней информации может решить довольно сложные задачи. Отличный пример — банковская сфера. Крупные банки собирают и обрабатывают любую информацию о потенциальных клиентах: от социальных сетей до геолокации. Они активно применяют методы искусственного интеллекта и машинного обучения, чтобы прогнозировать и автоматизировать бизнес-процессы.
Преимущества и программа STEM образования
Повышение STEM грамотности поможет любому специалисту оставаться востребованным на рынке высококвалифицированного труда.
Познакомиться со STEM можно на открытых образовательных онлайн-площадках. Например, на Coursera, EdX, Udemy публикуют курсы разной длительности и сложности от ведущих мировых университетов. За дополнительную плату можно получить электронный сертификат о прохождении курса. Такой сертификат можно прикрепить к профилю LinkedIn, его котируют большинство крупных компаний.
Более серьезную STEM подготовку можно получить на корпоративных образовательных программах технических университетов. Это совместные программы университета и индустриального партнера. Партнер оплачивает обучение студентов, помогает составлять учебный план и отбирать кандидатов. При этом студенты работают над дипломным проектом у индустриального партнера, решая реальную технологическую задачу компании. Например, Гонконгский университет науки и технологии (HKUST) объединяет программу трех факультетов вуза: науки, инженерии и бизнес-менеджмент с поддержкой технологической компании.
Такой подход помогает всем участникам программы. Студенты получают актуальное образование и возможность трудоустройства сразу после выпуска. Компании решают кадровый вопрос и часть стратегических задач. Университеты получают дополнительное финансирование и индустриальную экспертизу для образовательных программ.
Корпоративные образовательные программы в России организует Московский Физико-Технический Институт. STEM подход к обучению — интегративный характер образования и тесное взаимодействие с индустрией — закладывали в МФТИ с момента его основания. Институт запустил совместную магистратуру «Сколково» и МТС «Цифровые технологии в бизнесе» и программы с российскими и международными компаниями: Яндекс, Сбербанк, ABBYY по направлениям AI & Machine Learning, Data Science, Mobile & Web Development, Bioinformatics.
Будущее STEM образования
Среди перспектив развития STEM образования — три основных направления: персонализация образования, фокус на проектном мышлении и командной работе, смешанный формат обучения.
Персонализация образования. Большинство ведущих мировых университетов персонализируют образовательные программы — студенты обязательно посещают только несколько основных предметов, а остальные выбирают сами. С одной стороны, такой подход раскрывает потенциал каждого студента, с другой — помогает подстроиться под запросы потенциальных работодателей.
Фокус образования на проектном мышлении и командной работе. Простые инженеры не интересны современному бизнесу. Ему нужны инженеры с проектным видением, которые умеют работать в команде и руководить коллективом. Развитие этих навыков остается за бизнес-образованием, но в отличие от STEM, популярность MBA в последнее время падает. Чтобы удовлетворить запрос бизнеса на современных инженерных специалистов, STEM образование неизбежно внедрит развитие «гибких» навыков в свою программу.
Переход на смешанный формат обучения. Пандемия COVID-19 наглядно показала важность и перспективы грамотной организации онлайн-образования. Используя полученные наработки, целесообразно перевести образовательные программы высшего образования в смешанный формат: офлайн плюс онлайн.
Такой подход поможет студентам свободнее планировать свой график и меньше зависеть от предоставления общежитий. Университетам — привлечь преподавателей мирового уровня, которые не могут преподавать очно. В смешанном формате университеты смогут оптимизировать на преподавателей и аудитории и повысить общую эффективность.
В долгосрочной перспективе STEM должна стать не только частью образовательных программ университетов, но и школ. Это поможет выстроить единую систему подготовки, повысить эффективность всей системы образования, конкурентоспособность отечественной науки и промышленности на мировой арене.