«Сфера беспилотия открыта для всех возрастов»: где учат специалистов БАС

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Как используются дроны, где учиться, чтобы работать в сфере беспилотных авиационных систем (БАС), и какие специалисты востребованы на рынке труда, разбираем с Дмитрием Кайсиным из «Университета 2035»

«Сфера беспилотия открыта для всех возрастов»: где учат специалистов БАС

О спикере: Дмитрий Кайсин, директор Центра компетенций по БАС «Университета 2035».

Настоящее и будущее гражданских дронов

— В каких гражданских секторах уже активно используются дроны?

— Сегодня мы переживаем настоящий бум в разработке сценариев применения дронов. Сейчас чаще всего они используются для сбора данных с помощью камер и другого оборудования и дальнейшей передачи полученной информации для анализа. Например, дроны находят применение в самых разных областях контрольно-надзорной деятельности — их используют для мониторинга вырубки лесов, фиксации нарушений правил дорожного движения, а также для наблюдения за состоянием лесов, полей и водоемов.

Одной из наиболее опытных организаций в этой сфере является МЧС России. Дроны активно используют для мониторинга пожаров и поисково-спасательных операций. Особенно интересен пример добровольческого отряда «Лиза Алерт», который применяет дроны с нейросетями для автоматической обработки снимков. Эта технология существенно ускоряет процесс поиска людей: вместо ручного анализа тысяч фотографий нейросеть обрабатывает их за считаные секунды. Благодаря этому подходу уже удается спасать жизни людей.

— Какие направления использования дронов вы считаете наиболее перспективными?

— Перспективное направление — сельское хозяйство. Здесь беспилотники используются для мониторинга состояния полей и распыления удобрений. Однако это в основном тяжелые аппараты весом более 30 кг, и их сертификация остается важным вызовом. Тем не менее за последние полгода несколько новых беспилотных аппаратов прошли сертификацию, что свидетельствует о положительной динамике. Кроме того, важно учитывать специфику сельскохозяйственной отрасли: разные культуры, климатические зоны и виды веществ требуют тесного сотрудничества специалистов по беспилотникам и аграриев.

Фото:Freepik
Зеленая экономика Каким будет агропромышленный комплекс через 30 лет

«Университет 2035» активно работает в этом направлении. Например, недавно мы совместно с Московским авиационным институтом провели технологические сборы, в рамках которых проработали вопросы применения беспилотников в сельском хозяйстве, экономической эффективности внедрения БАС и подготовки кадров. Мы стремимся развивать компетенции не только у специалистов по дронам, но и у работников сельского хозяйства, чтобы они могли эффективно использовать новые технологии.

Еще одно перспективное направление — логистика. Легкие дроны массой до 30 кг уже сейчас могут доставлять грузы весом 1–3 кг, но более тяжелые аппараты способны перевозить гораздо больше. В ближайшие пять-десять лет мы ожидаем значительного развития этой сферы. Индустрия продолжает активно исследовать и разрабатывать сценарии применения дронов как в сельском хозяйстве, так и в логистике.

Обучение и тренды в сфере БАС

— Какие цели ставит перед собой «Университет 2035» в рамках федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем»?

— Наша основная цель — создать систему кадрового обеспечения для развивающейся отрасли, которая еще находится в стадии становления. Рынок уже существует, но он ежегодно меняется и трансформируется. Мы начинаем с задач, связанных с рыночным и технологическим развитием, и постепенно переходим к вопросам квалификации и подготовки специалистов, которые будут востребованы как прямо сейчас, так и в будущем. Ведь обучение по многим профессиям требует времени — подготовить квалифицированного инженера за две недели или два месяца невозможно.

Фото:Shutterstock
Экономика образования От детских садов до EdTech-компаний: что ждет рынок образования в 2030-м

От стратегии развития сферы беспилотников мы переходим к созданию квалификационной структуры, определению требований к компетенциям и разработке образовательных программ. Наша задача — объединить существующие ресурсы, потому что производство беспилотников началось не в этом году и подготовка кадров для отрасли тоже ведется уже давно. Существует ряд ведущих вузов, образовательных организаций и корпоративных учебных центров. Мы стремимся выстроить систему коммуникации между этими игроками и закрыть дефицитные зоны, которые еще не охвачены программами обучения. Также важно помогать образовательным провайдерам выбирать правильное направление для развития.

Кроме того, мы вместе с Ассоциацией работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Аэронекст» инициируем создание новых профессий в сфере БАС. Выявив такие профессии, мы описываем квалификационные требования к ним, после чего профессии добавляются в перечень профессий и должностей служащих и получают официальный статус на рынке труда.

— Какие компетенции в сфере БАС востребованы сегодня? Какие перспективы трудоустройства ждут выпускников программ по БАС?

— В начале 2024 года, запуская федеральный проект, мы собрали отраслевой запрос, чтобы обучение сразу решало задачи индустрии. Более 100 компаний — производителей, эксплуатантов и региональных властей — направили свои заявки. Всего поступило более 26 тыс. запросов на обучение, из которых в этом году мы удовлетворили около 7 тыс.

Для реализации проекта мы создали систему отбора образовательных провайдеров — вузов, колледжей и частных образовательных компаний. Они работают с сотней партнеров, обеспечивающих практическое обучение в регионах. Такой подход позволяет закрывать запросы даже в тех субъектах РФ, где отсутствуют образовательные учреждения с опытом обучения в сфере БАС.

Фото:Freepik
Экономика образования Очень малая авиация: кто создает беспилотные летательные аппараты

Основной спрос — на специалистов в области эксплуатации дронов (около 80%). Это не только операторы, но и мастера по ремонту, специалисты по обслуживанию наземной инфраструктуры. Также востребованы конструкторы, специалисты по сборке, программированию дронов, радиоэлектронике, новым материалам и двигателям.

Отдельное внимание привлекла новая категория специалистов — квалифицированные заказчики. Это представители сельского хозяйства, лесного хозяйства, МЧС и других сфер, которые должны уметь формировать запросы на услуги, основанные на применении дронов, и понимать, как использовать эти технологии.

Основные направления обучения «Университета 2035» в области беспилотных авиационных систем

  1. Проектирование и конструирование БАС.
  2. Производство БАС.
  3. Эксплуатация БАС.
  4. Управление в сфере БАС.

— Как устроена система обучения в сфере БАС и кто чаще всего выбирает эти программы?

— Программы БАС выбирают самые разные слушатели. Только 40% составляют граждане до 25 лет. Большинство — это граждане старше 25 лет, повышающие квалификацию или меняющие карьеру, а около 10% обучающихся старше 50 лет. Это доказывает, что сфера беспилотников открыта для людей любого возраста.

Гибкость образовательных траекторий — ключевой элемент нашей системы. Мы подбираем программы, исходя из уровня подготовки и интересов обучающегося. Все начинают с вводного курса, где человек сам определяет, насколько ему интересна и понятна специфика работы с дронами, будь то эксплуатация или разработка. Если обучающийся не справляется с базовыми задачами, мы предлагаем ему рассмотреть другие направления.

Важно подчеркнуть, что наша задача — не заменить систему высшего образования, которая готовит инженеров-конструкторов авиационной техники, а предложить программы дополнительного профессионального образования или профессионального обучения. Программы варьируются по сложности в зависимости от уровня подготовки участника и специфики аппаратов, с которыми человек будет работать в будущем.

На следующем этапе мы помогаем выстраивать карьерную траекторию: обучающиеся получают представление о своих возможностях, перспективах трудоустройства и компаниях, где они смогут применять полученные знания.

Фото:Андрей Любимов / РБК
Экономика образования Андрей Себрант: «В карьере нет заранее известной конечной точки»

Будущее образования в сфере БАС

— Как, на ваш взгляд, изменится спрос на специалистов по БАС через пять-десять лет?

— Наши исследования показали, что через 3–5 лет будут востребованы специалисты трех ключевых направлений в сфере БАС.

Первое — специалисты в сфере искусственного интеллекта и обработки данных. Дроны становятся все более автономными, поэтому возрастает потребность в разработчиках и программистах, способных создавать и совершенствовать цифровые системы управления. Это одно из самых перспективных и востребованных направлений. Второе — специалисты по новым силовым установкам, двигателям и накопителям энергии. Эффективность применения дронов напрямую зависит от этих технологий. Третье — специалисты в области навигации и связи, включая использование космических спутников для управления дронами. С развитием этой сферы дроны смогут применять более безопасно и эффективно, что открывает новые возможности.

Спрос на профессионалов в области беспилотных авиационных систем, безусловно, будет расти. Сфера использования гражданских дронов расширяется, и это открывает новые горизонты для применения технологий в различных отраслях. Мы ожидаем, что с развитием технологий и увеличением числа применяемых дронов потребность в квалифицированных кадрах только возрастет.

Реклама, рекламодатель АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035», erid: F7NfYUJCUneP4VzwrDQk

👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 25.11.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть