Драйвер объединения — стратегия развития
В корпоративном мире сделки из категории M&A (с англ. mergers and acquisitions — «слияния и поглощения») — это распространенный бизнес-процесс слияния капиталов двух компаний. В рамках такого объединения один из игроков может являться крупным инвестором. Но и у второй компании есть свой интерес. Более того, многие стартапы изначально создаются с целью пробудить интерес крупного бизнеса, привлечь крупный капитал или реализовать себя с максимальной выгодой.
Такого рода сделки — это не просто вложения, расширяющие ресурсный потенциал компаний или их операционных подразделений, а результат стратегического мышления менеджмента — перспективного видения рыночных трендов и возможностей для увеличения стоимости молодой компании за счет экспертизы, опыта и инвестиций крупного игрока. Приобретенные активы молодой компании могут включать технологические линии, защищенные патенты, инновационные решения, уже сформированные лояльные группы аудитории (раскрученные бренды) и многое другое. Банки, IT и телеком-компании активно выстраивают экосистемы вокруг своих брендов и могут предложить не только средства для развития бизнеса, но многостороннюю поддержку других своих подразделений.
Как расти совместно
Консолидация активов с другой организацией становится важным этапом развития и позволяет предприятиям пересмотреть эффективность бизнеса, усилить менеджмент, а также расширить перспективы в новых рыночных нишах.
Рост важен не только крупному игроку, но и тому бизнесу, который интегрируется в новую структуру: так новые технологии становятся доступными широкой аудитории, а инновации обрастают той самой инфраструктурой, без которой они бы остались лабораторными разработками. В эпоху высокой цены на вычислительные мощности не всякая компания может позволить себе ИИ и инновации.
Сделки M&A рассматриваются как фактор роста при построении современных экосистем. Представитель банковского сектора может обзавестись собственным бизнесом в сфере логистики, а телекоммуникационная компания — приобрести ведущую туристическую платформу. Половина самых дорогих сделок M&A в истории так или иначе связаны с цифровыми бизнес-технологиями.
Уловить сигналы рынка
Количество сделок на российском рынке слияний и поглощений по итогам первого полугодия 2024 года сократилось на 21% по сравнению с январем—июнем 2023 года, следует из отчета по рынку M&A, подготовленного агентством AK&M (доступен РБК).
В мире, согласно отчету Kept, в 2023 году объем сделок M&A также снизился, причем впервые за десятилетие. Совокупный показатель опустился ниже отметки $3 трлн. Самое существенное сокращение объема сделок наблюдалось в регионе EMEA (Europe, Middle East and Africa) — на 36% в годовом исчислении.
Но тренд на снижение, начавшийся в 2023 году, не фатален. Согласно данным «Коммерсанта», отечественный рынок М&А, несмотря на возросшую стоимость денег, показывает лучшую динамику, чем ожидали эксперты. По итогам второго квартала 2024 года общий объем сделок достиг $11,69 млрд, превысив показатель предшествующего квартала на 20%. Как и в предыдущие годы, хедлайнеры сделок — ТЭК, IT и телеком, а также сектор торговли.
Какие компании успешно провели M&A
Microsoft и LinkedIn
Одним из классических примеров слияния считается сделка 2016 года, когда технологический гигант Microsoft приобрел профессионально ориентированную социальную платформу LinkedIn. На тот момент соцсеть была убыточной, и $26,2 млрд инвестиций были как нельзя кстати.
Сам Microsoft тогда заявил, что приобретение сделано ради развития профессиональной коммуникации, а также для распространения таких бизнес-продуктов, как Office 365. Что и случилось: головная компания, по сути, сделала социальную сеть медийной базой для своих продуктов.
Мало того что сделка вывела корпорацию Билла Гейтса на лидирующие рыночные позиции, она поменяла ее статус — Microsoft теперь начали воспринимать как игрока на поле социальной коммуникации, где в то время доминировали Facebook (принадлежит компании Meta, с 21 марта 2022 года решением суда организация признана в России экстремистской и запрещена) с WhatsApp и Google с YouTube.
Также у компании в свое время не сложились отношения со смартфонами. А с помощью покупки LinkedIn были усилены позиции Microsoft в b2b-сегменте. Ставка делалась на корпоративных клиентов, которым были предложены облачные сервисы и офисные программы.
Для корпоративной культуры LinkedIn крайне важную роль играют причины согласия на сделку с крупным игроком. CEO компании Джефф Вейнер сделал значимое для своей аудитории заявление сразу после присоединения к Microsoft, опубликованное в Time: «Microsoft, который эволюционировал под руководством Наделлы (Сатья Наделла — CEO Microsoft и по сей день. — «РБК Тренды»), — более подвижная, инновационная, открытая и целеустремленная компания… Это было точкой отсчета, которая привела к размышлениям о том, что мы могли бы осуществить идею [объединения], и это стало решающим моментом, который обеспечил всю перспективу».
Сегодня у LinkedIn более 310 млн пользователей по всему миру, а общая прибыль в 2023 году превысила $15 млрд.
МТС, Webinar и MTT
В 2022 году было объявлено, что все цифровые решения компании Webinar объединяются под новым брендом «МТС Линк» в ознаменование перехода к новой бизнес-стратегии.
Целью присоединения нового сервиса к экосистеме МТС было объединение разрозненных продуктов в платформе унифицированных коммуникаций для делового общения (UCaaS). Говоря простым языком, МТС сделал сервисы доступными в едином интерфейсе.
Успешный стартап, сложившийся в устойчивый бизнес в области цифровой образовательной платформы, заинтересовал большую телекоммуникационную группу. В ходе переговоров обе компании увидели потенциал в создании решений для онлайн-встреч. Целью МТС было создание экосистемы, которая может предоставить пользователю, в том числе крупному бизнесу, любой вид цифровых услуг: от мобильной связи до онлайн-банкинга или кинотеатра, а также бизнес-коммуникаций. Webinar во время пандемии уже активно развивал направление ВКС.
Комментируя процесс объединения, директор бизнес-юнита «Обучение» «МТС Линк» Марта Леман так определила ключевые характеристики интегрированного в экосистему МТС бизнес-функционала: «К моменту объединения с МТС мы занимались решениями для онлайн-коммуникаций почти 14 лет — первым нашим продуктом стала платформа для вебинаров, которую мы запустили в 2008 году. К 2022 году в нашем портфолио уже был ряд сервисов для разных сценариев совместной работы в онлайне — корпоративного обучения, рабочих созвонов. Мы начали движение к созданию платформы унифицированных коммуникаций, и постоянный обмен экспертизой с материнской компанией МТС помог нам быстрее приближаться к этой цели. За два года в экосистеме мы запустили новые продукты — корпоративный мессенджер, онлайн-доски и программное обеспечение для переговорных комнат, а также значительно повысили функциональность и качество существующих сервисов. В планах — усиление направления корпоративного обучения».
Компании выработали совместную цель — создание полноценной UCaaS-платформы (Unified Communications as a Service — унифицированные или объединенные коммуникации как услуга) для взаимодействия пользователей, объединяющей все форматы коммуникаций и делающей работу команд простой и эффективной. Процесс интеграции в данном кейсе был сбалансированным, большинство процессов компании остались standalone, также максимально прорабатывались возможные коллаборации в части расширения каналов продаж и систем для сквозных бизнес-процессов.
В апреле 2023 года МТС запустила в коммерческую эксплуатацию облачную платформу для быстрого и гибкого создания коммуникационных сервисов МТС Exolve.
«Мы сделали ставку на парадигму CPaaS (Communication Platform as a Service — коммуникационные платформы как услуга. — «РБК Тренды»). Этим было продиктовано и приобретение в 2021 году компании МТТ, у которой уже были перспективные решения на основе собственных разработок. В начале 2023 года мы вывели на рынок новую CPaaS-платформу — МТС Exolve, собранную силами команды МТТ. Мы позволим нашим клиентам создавать приложения в два-три клика, не привязываясь ни к какой инфраструктуре. Это решение можно масштабировать на огромный пул бизнес-задач, управлять коммуникациями в режиме онлайн», — рассказал о платформе вице-президент по развитию корпоративного и нового бизнеса в МТС Олег Алдошин.
После завершения сделки география сервисов АО «МТТ» расширилась, инновационные возможности современной виртуальной телефонии стали доступны по всей России. Помимо этого, было принято решение усилить портфель продуктов и сервис компании за счет создания единой гибкой API платформы — МТС Exolve, что позволило выйти на лучшие показатели по выручке и операционной прибыли, так как открытое API позволяет интегрировать любые сторонние приложения и информационные системы. Это особенно актуально для компаний, использующих CRM и другие сервисы и приложения собственной разработки.
Комментируя для РБК сделку по приобретению АО «МТТ», Инесса Галактионова отметила: «Мировой рынок виртуальных АТС и Telecom API растет стремительными темпами — от 15 до 20% в год. В России рынок платформенных решений только начинает развиваться и в ближайшие годы будет расти быстрее глобального, а МТТ уже является одним из ведущих игроков в этих сегментах. С покупкой актива мы смогли в минимальные сроки интегрировать в нашу b2b-линейку продуктов перспективные решения МТТ, что позволит через несколько лет вывести МТС в лидеры российского рынка виртуальных АТС и Telecom API. Интеграция решений МТТ поможет нам усилить позиции в таких направлениях, как интернет-торговля, доставка и логистика товаров, медицинские учреждения, продажа и бронирование билетов, службы такси».
Процесс интеграции в данном кейсе можно считать наиболее сбалансированным: большинство процессов компании остались автономными, также максимально прорабатывались вопросы совместного расширения каналов продаж и универсальных систем для сквозных бизнес-процессов.
Сейчас обе компании активно выводят на рынок инновационные ИИ и RPA-решения — саммаризацию встреч, аналитику разговоров, интеллектуальную маршрутизацию вызовов и облачные решения MWS. Недавно игроки запустили совместный проект — возможность подключения к видеоконференциям при помощи телефонного звонка.
По объему доходов МТС Exolve занимает наибольшую долю рынка — 47%, согласно данным исследования «Российский рынок Telecom API — итоги 2023 года», проведенного агентством «ТМТ Консалтинг». «Мы вложили большие усилия в развитие российского рынка Telecom API. Укрепили собственную разработку, реализовали новые сервисы, благодаря чему стали лидерами этого сегмента рынка», — пояснял генеральный директор МТС Exolve Рамиль Биккужин.
Verizon и Yahoo
В 2017 году телемедийный гигант Verizon завершил поглощение одного из родоначальников коммерческого интернета — компанию Yahoo вместе с ее ключевыми активами. Цель американского провайдера беспроводной связи заключалась в расширении своих цифровых сервисов, в первую очередь рекламных, а также в запуске продаж собственного контента для бизнес-клиентов.
Кейс интересен тем, что Verizon совершил крайне выгодную покупку. Выплаченная сумма, по сообщению «Ведомостей», была существенно меньше рыночной капитализации Yahoo, в 2016-м составляющей $37 млрд. Заплатить же за культовый интернет-портал вместе с почтовым сервисом, мессенджером, поисковиком, новостным и спортивным подразделениями и финансовыми сайтами владельцы Verizon умудрились всего $4,83 млрд.
Анализируя историю Yahoo, «Коммерсантъ» сообщал, что за компанию в 2008 году Microsoft готов был выложить $44,6 млрд. Однако в последние годы она серьезно ослабила свои позиции, проходя кризис за кризисом. В итоге менеджмент предоставил новому владельцу солидную скидку.
Активы Yahoo были интегрированы в структуру Verizon в качестве дочернего предприятия под брендом Oath. Последний стал агломерацией более 50 цифровых брендов, в числе которых и заметное издание Huffington Post. Получить дисконт помогла оценка издержек Yahoo, которые были связаны с процессом поглощения. Так что данное приобретение — это не подарок судьбы, а внимательный стратегический расчет.
Alibaba Group и Daraz
Китайский гигант цифровой торговли Alibaba Group активно развивает свой b2b-сегмент через различные приобретения и инвестиции. В данном случае мы рассматриваем одну из ключевых интеграций в истории компании — сделку по поглощению Daraz в 2018 году.
Alibaba приобрела Daraz Group, ведущую онлайн-платформу электронной коммерции в Южной Азии (основана в 2012 году в Пакистане), с целью расширения своего присутствия на новых рынках. В частности, этот актив позволил выйти на новые азиатские рынки b2b-услуг с конкурентным предложением для малых и средних предприятий.
Daraz неслучайно называют «Amazon Южной Азии» — это ведущий маркетплейс для таких стран, как Пакистан, Бангладеш, Мьянма, Шри-Ланка и Непал. Новый владелец не раскрыл детали сделки, что вполне нормально для азиатских бизнес-традиций. Важно отметить, что Alibaba не изменил брендинга компании в процессе поглощения. Очевидно, это было связано с нежеланием испугать представителей регионального бизнеса, ради «обольщения» которого и была осуществлена сделка.
Даниэль Жанг, который возглавлял Alibaba во время присоединения активов Daraz, прямо заявлял: «Вместе с Daraz мы можем дать такие возможности бизнесменам региона, которые позволят им обеспечить лучший клиентский сервис с помощью наших технологий и компетенций».
Smartway и Travelmart
В апреле 2023 года цифровой сервис для организации командировок Smartway (51% которого владеет «1С») приобрел агентство делового туризма Travelmart. Цифры, связанные с этой покупкой, не раскрывались.
Директор по развитию бизнеса Smartway Илья Вагнер так описал область задач сделки: «Идея такая: на базе приобретаемых агентств построить сеть игроков со специализацией на сегментах, например вахтовые перевозки, MICE и т.д. Все участники будут работать по единым контрактам с поставщиками, а также получат доступ к нашим финансовым инструментам, экспертизе и IT-возможностям».
Включение Smartway в свою структуру — логичный шаг для Travelmart, который предлагает корпоративным клиентам целую гроздь b2b-сервисов: систему онлайн-бронирования билетов, визовое обслуживание, обучение за рубежом и эксклюзивные туристические услуги для путешественников.
Согласно данным Forbes, уже в мае 2023 года Smartway приобрел еще одно агентство делового туризма — АТН. Цель очередного поглощения — дать новые цифровые возможности клиентам в сегменте b2b. Сумма сделки оценивается в $3,5 млн. В 2022 году (согласно СПАРК) выручка ATH составила ₽131 млн, прибыль — ₽425 тыс.
Как будет развиваться рынок M&A дальше
Приведенные кейсы — примеры того, как корпорации не просто поглощают, а активно используют и патронируют новый для себя бизнес, постоянно стимулируя его к развитию и, конечно, к получению прибыли. Согласно прогнозам экспертов, в 2024 году российский рынок M&A сохранит динамику. В последние месяцы 2024 года тенденцию может дополнительно ускорить вступление в силу с 1 января 2025 года новых налоговых поправок. Продавцы активов будут спешить закрыть сделки по старым, более выгодным налоговым условиям, отмечают аналитики FinArt Capital.
👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.