Партнерство и взаимная выгода: как будут развиваться экосистемы в России

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Директор по стратегическому развитию продуктового портфеля Tele2 Андрей Борзов рассказал, как сейчас в России развивается рынок экосистем и какие препятствия перед ним стоят

Об эксперте: Андрей Борзов, директор по стратегическому развитию продуктового портфеля Tele2.

Фото: пресс-служба Tele2
Фото: пресс-служба Tele2

— В 2023 году на российском рынке существует около десяти цифровых экосистем. Качество технологического сервиса становится одним из главных инструментов для развития. Какая у Tele2 стратегия в этом секторе?

— Тренд на создание экосистем в России мы наблюдали еще несколько лет назад. Перед нами стоял вопрос, создавать собственные сервисы или строить экосистему с помощью партнерств. Тогда мы поняли простую вещь: секрет успеха — в фокусе команды на том, что мы делаем, и на качестве работы. Экосистема, в свою очередь, позволяет закрывать дополнительные потребности клиентов в разных сегментах: в финансах, развлечениях, шопинге, здоровье, образовании.

В экосистемах мы решили идти по пути развития партнерств и выделили основные направления подписки: видео и музыку. Там у нас уже были два стратегических партнера: онлайн-кинотеатр Wink и «VK.Музыка».

— Почему именно эти сервисы?

— Эти сервисы популярны у клиентов. Востребовано то, что ты часто потребляешь. В нашей мультиподписке это аудиовизуальный контент. Музыку можно послушать в машине по дороге на работу, сериал или фильм — дома вечером после нее.

— В каком сейчас состоянии находится рынок российских экосистем?

— Российский рынок на самом старте. Сейчас у наиболее развитых экосистем в России отсутствует телеком-составляющая, и это дает Tele2 большие перспективы развития. У нас core-часть мультиподписок в основном строится вокруг телеком-сервисов, которые мы дополняем услугами для закрытия потребности клиента.

— Можно ли ожидать дальнейшего роста рынка экосистем в России?

— Безусловно. Все игроки рынка экосистем смотрят друг на друга и оценивают стоимость того или иного сервиса. Клиентоориентированные компании будут поддерживать этот тренд, но с разным успехом. Некоторые из них раньше стали экосистемами и интегрировали востребованные услуги, следующим игрокам будет труднее их получить. У владельцев сервисов уже будут определенные требования по выручке и числу клиентов при участии в экосистеме. Конкуренция экосистем и неготовность сотрудничать друг с другом будут драйверами этого рынка.

— Технологическим трендом для экосистем, возникшим в 2022 году, было создание метавселенных и работа с ними. Но некоторые эксперты уже ставят на этой истории точку, объясняя, что никакую технологическую революцию метавселенные не произвели. Вы как считаете?

— Я считаю, что тренд на метавселенные закончился, так и не успев толком стартовать. Сейчас на повестке существование метавселенных абсолютно не стоит, этот хайп прошел. Если сервис не решает никакой клиентской проблемы, то он обречен на закрытие.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Что такое бизнес-экосистемы и зачем они нужны

Как Tele2 строит собственную экосистему

— В апреле 2022 года вы запустили мультиподписку Mixx. Насколько охотно партнеры, которых вы включаете в развитие этой подписки, идут вам навстречу?

— Это всегда взаимовыгодное сотрудничество по модели revenue share (разделение доходов между заинтересованными сторонами): есть показатели по новым клиентам, получаемым средствам и маржинальности. Мы не занимаемся бартером, речь идет про финансовый взаиморасчет. Для наших партнеров участие в экосистеме Tele2 — выход на новый рынок сбыта. Клиенты, в свою очередь, получают качественный продукт по более привлекательной цене.

Модель подписки Mixx довольно тяжело скопировать с технологической точки зрения, она также требует больших ресурсов на поддержание в работоспособном состоянии не только со стороны мобильного оператора связи, но и со стороны партнеров. Кто первым протоптал эту дорожку, тот и получает всю выгоду. После того как к Mixx подключились более 18 партнеров, мы начали проводить с пользователями индивидуальные исследования и получили более тысячи рекомендаций о том, как можно улучшить как сервис мультиподписки, так и сервисы партнеров.

— Какие возражения приходится отрабатывать при выборе новых партнеров?

— Если уже построен успешный сервис, то партнер понимает выгоду от этого сотрудничества. Как правило, партнер — компания, которая находится на стадии, когда ей необходимо дополнительно расширяться и она весьма хорошо технологически развита.

Единственное, что нас ограничивает в скорости внедрения нового сервиса в подписку, — это необходимость интеграции наших IT-систем, то есть данных, чтобы мы могли работать друг с другом. Как правило, наши партнеры из digital и эта проблема успешно решается.

Если говорить о вызовах при расширении периметра сервисов и управлении ими в мультиподписке, многое зависит от самих партнеров. С кем-то бывает сложнее с точки зрения определения приоритетов IT-команд, работающих над проектом. Речь о том, насколько компания готова делиться своим ресурсом для поддержания партнерства с Tele2. Как правило, у крупных компаний план работ уже расписан на несколько месяцев вперед.

— Как распределяются деньги от использования подписки между вами и партнером?

— Все очень индивидуально и зависит от многих факторов. У разных партнеров своя маржинальность бизнеса, требования по ней есть и у нас. Работа по достижению договоренностей в плане объема выплат от использования сервиса в экосистеме очень кропотливая. Важно понимать интерес своего бизнес-партнера и идти на компромисс.

— Есть ли у клиента Tele2 возможность управлять условиями по тарифу мобильной связи — минутами и гигабайтами — с помощью подписки Mixx?

— Такая возможность есть. Выбирая, вокруг чего нам строить нашу мультиподписку, мы исходили из того, что клиент выбирает Tele2 в первую очередь за качество связи и оптимальный набор сервисов. Из-за этого подписка должна содержать дополнительные функции, прежде всего больше мобильного трафика.

Когда мы в октябре прошлого года ввели в мультиподписку возможность управлять тарифом, пазл идеально сложился. Сейчас наши основные услуги можно подстраивать под нужды клиента, а можно оставить так, как она была собрана изначально. Так же и с мультиподпиской. Мы сделали ставку на развитие своих сервисов именно по модели конструктора. Наши исследования и опросы показали, что это то, что клиентам очень нравится.

— Правильно ли я понимаю, что один из способов увеличения выгоды от использования подписки клиентом — повышение его среднего чека?

— Не совсем так. Каждый дополнительный востребованный сервис ухудшает экономику мультиподписки в целом, потому что партнеры устанавливают разную стоимость за свои услуги. Клиент в любом случае будет пользоваться тем или иным сервисом в том или ином месяце.

— Как Tele2 рассчитывает выгоду от использования подписки?

— Сейчас мультиподпиской Mixx пользуется более 2 млн клиентов. Размер тарифа рассчитывается таким образом, чтобы среднестатистический пользователь потреблял меньше запрашиваемой суммы — ₽250 — и определенная часть стоимости уходила оператору.

Фото:Getty Images
Индустрия 4.0 Xiaomi, Huawei, Oppo и Vivo: как китайские бренды строят свои экосистемы

Цены, связь и безопасность

— Основной продукт Tele2 как оператора — мобильная связь. Какие у вас планы по повышению ее качества как в центральных, так и в отдаленных регионах РФ?

— Мы продолжаем развивать сеть и расширять ее емкость. Сложившаяся за последние пару лет ситуация в мире, конечно, повлияла на темпы этой программы, но замедлить ее в корне не смогла. В то же время контент, потребляемый пользователем, становится каждый год тяжелее, его качество растет.

Tele2, как и другим операторам, приходится соответствовать возросшим объемам передачи данных. Программе развития мы уделяем приоритетное значение: не будет качества, не будет и клиента.

— Самый актуальный вопрос для клиентов в плане мобильной связи — цены и риски удорожания услуг. Как здесь поступает Tele2? Как часто приходится повышать цены на связь?

— В Tele2 установили внутреннее правило: повышать цены для клиентов можно не чаще, чем один раз в год. Это уникальное обязательство на телеком-рынке. Для того чтобы поддерживать темпы стройки и соответствовать требованиям качества для нашего клиента, нам необходимо повышать цены как минимум на уровень ИПЦ. Если мы говорим о повышении цен на ₽30–40, не стоит забывать, что это в любом случае меньше, чем тариф проезда в метро.

— Как компания Tele2 справляется с вызовами, связанными с управлением и развитием экосистемы, включая вопросы безопасности данных?

— В части развития мультиподписки Mixx мы работаем только с проверенными компаниями, с лидерами в той или иной категории. Как правило, это большие IT-гиганты, у которых уже есть сертификация по кибербезопасности и достаточно защищенная инфраструктура. Каждый из них защищает персональные данные своих клиентов, мы, в свою очередь, не обмениваемся ими даже с партнерами.

Если у какого-либо из наших партнеров произойдет утечка, максимум, что смогут получить злоумышленники, — идентификатор клиента в системе Tele2, но никаких платежных данных.

Обновлено 15.12.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть