Об эксперте: Сергей Пустыльник, директор по логистике «Авито». Работал с направлениями e-commerce, B2B/B2C, складское хранение, ВЭД и cross border. Руководил логистикой в сети супер- и гипермаркетов Billa и «Гроссмарт», F.D.Lab Group (дистрибьютор одежды, обуви и аксессуаров), KUPIVIP, goods.ru, занимал пост операционного директора маркетплейса в «Леруа Мерлен Восток».
Что происходит на российском рынке С2С-доставки
Российский рынок С2С-доставки — это, по сути, и есть «Авито». То есть его динамика зависит от того, насколько активно развивается наша компания. Поэтому мы растем и совершенствуемся, запускаем новые механики и каналы доставки, сервисы. Количество сделок между пользователями постоянно увеличивается.
Для нас самая главная метрика — выполнение обещания. Если мы говорим пользователю, что доставка будет в конкретный интервал, день или час, мы должны это выполнить.
При этом нужно учитывать, что в отличие от классического B2C-сегмента физлицам требуется больше времени на отправку посылки. Как правило, срок увеличивается на один день. Продавцу нужно время, чтобы дойти до пункта выдачи и сдать заказ. Большинство пользователей ответственные и все делают правильно. Но бывает и так, что продавец уехал на дачу на выходные и не успел сдать товар. В рамках B2C-сегмента все, конечно, работает иначе.
Когда я только пришел в «Авито», я встретился с вызовом: нужно было переосмыслить классические подходы, к которым люди привыкли, заказывая товары в интернет-магазинах, на маркетплейсах. И наложить их на специфику частных сделок. До этого я много лет занимался B2B, потом работал в B2C-сегменте, позднее — в первом в стране маркетплейсе. Так что мне казалось, что я знаю все. Но в C2C пришлось все учить по новой, здесь все по-другому, старые механики не работают и очень много специфики.
В C2C-сегменте нет склада, куда привозят товары. Физлица приходят сами с товаром, и его нужно осмотреть, проверить и принять. Получается схема «точка — точка». И работа через эти точки, то есть через пункты выдачи заказов (ПВЗ), — основа российской C2C-доставки. Кроме того, в конце 2022 года мы первыми на рынке запустили кросс-доставку. Вы как покупатель можете выбрать одну службу доставки, а я как продавец, если мне неудобно отправлять заказ этой службой, могу сдать его в другую компанию. Но покупатель все равно получит свой заказ через ту службу, которую выбрал. Сейчас в проекте участвуют ПВЗ трех служб доставки — «Почты России», Exmail и BoxBerry в 13 городах России.
Это очень сложная логистическая цепочка, таких схем в мире нет, мы придумали и внедрили ее первыми. Благодаря кросс-доставке товары становятся доступны большему числу покупателей, а продавцы могут выбирать более удобные службы доставки. Это особенно важно, если у продавца в городе нет подходящей службы.
Ключевые показатели рынка
-
«Авито Доставка» работает с марта 2018 года.
-
Сегодня товары доставляются в более чем 1,1 тыс. городов и 21 тыс. населенных пунктов России.
-
В 2023 году количество заказов через сервис выросло в 14 раз по сравнению с 2021 годом.
-
В августе 2023 года зафиксирован рекорд по числу сделок в доставке — более 300 тыс. в день.
-
В 2023 году число продавцов с активной «Авито Доставкой» превысило 17 млн (рост за год — почти 10%), а число объявлений с подключенной доставкой превысило 93 млн (+45% год к году).
Что россияне покупают друг у друга
Мы доставляем все, что можно доставлять. У меня большой опыт работы на маркетплейсах и в B2C-сегменте, и такого разнообразия товаров я еще нигде не видел.
Большинство товаров можно заказывать и оплачивать через «Авито Доставку». Под нее не попадают только особые категории, например стройматериалы и крупногабаритные товары. Мы частично решили вопрос с доставкой крупногабарита, интегрировав тариф «Грузовой» от нашего партнера «Яндекс Доставка», и планируем развивать опцию крупногабаритной доставки и дальше. Тем не менее часто те, кто предлагает такие товары, представлены сразу на нескольких площадках, отправляют разом большое количество заказов и имеют прямые договоры со службами доставки.
Для таких случаев мы запустили опцию DBS (delivery by seller, доставка силами продавца). Она позволяет покупателю безопасно заказывать, оплачивать и отслеживать свои посылки через нашу площадку, а продавцу — осуществлять доставку через своих партнеров самостоятельно.
В марте 2023 года DBS стала доступна всем магазинам на «Авито» — юрлицам, верифицированным по ИНН. Мы также добавили возможность отправлять посылки своими и партнерскими курьерами, самостоятельно определять тарифы, географию и сроки доставки. Чаще всего пользователи заказывают и оплачивают таким образом корпусную мебель и габаритные запчасти, а также оборудование для бизнеса.
Самые популярные товары на площадке
-
На C2C-доставку приходится 97% сделок в «Авито Доставке».
-
Топ-3 категорий в C2C-сегменте: fashion (44%), электроника (12,5%) и запчасти (10%).
-
Топ-3 категорий в B2C-сегменте: запчасти (65%), электроника (11%) и fashion (6,6%).
C2C — это изначально наш бизнес, но мы планируем активное развитие и в B2C-сегменте. Мы хотим дать нужный инструментарий частным предпринимателям и коммерции, чтобы они могли масштабировать свой бизнес и развиваться на платформе. Например, мы в тестовом режиме запустили опцию ускоренной приемки, чтобы наши продавцы могли сами заранее распечатать этикетки либо получить единый штрих-код на них и быстро сдать сразу партию товара по упрощенной схеме.
Особенности географии C2C-доставки в России
С2С-доставка охватывает всю страну. Доставить товар можно в любой населенный пункт, где работают партнеры, подключенные к платформе, и где есть почта.
При этом у нашей логистики есть особенности. Например, у нас очень большой трафик, который идет из регионов в регионы. Обычно, если говорить о маркетплейсах, товары распространяются из крупных городов — Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Новосибирска — по всей России. Через нашу площадку либо идет обмен товаров между регионами, либо трафик идет из регионов в крупные города, в ту же Москву. И это уникальный случай.
В целом доля регионов в количестве сделок составляет 60%. И спрос на C2C-доставку только увеличивается. Так, в 2023 году значительно выросло количество заказов в городах-миллионниках: в Челябинске — на 310%, в Тюмени — на 224%, в Краснодаре — на 201%, в Перми — на 147%, в Казани — на 134%, в Екатеринбурге — на 127%, в Ростове-на-Дону — на 121%, в Нижнем Новгороде — на 80%.
Какие технологии лежат в основе C2C-доставки
Мы позиционируем себя как платформу, и у нас все идет через собственную API-интеграцию (Application Programming Interface, интерфейс программирования приложения, используется для взаимодействия программ или сервисов друг с другом. — «РБК Тренды»).
Для нас важно, чтобы все партнеры подключались именно через нашу интеграцию по нашим протоколам. Мы все делаем через максимально устойчивые микросервисы. Это позволяет предоставлять сложные услуги, реализовывать множество опций и возможностей, например ту же кросс-доставку. По сути, она является обычной доставкой, просто в интеграции не два участника в виде «Авито» и, допустим, ретейлера, а уже три.
Когда «Авито Доставка» только запускалась, мы пользовались чужими наработками, чтобы скорее выйти на рынок. Сейчас вся инфраструктура и весь нужный софт — наша внутренняя разработка. Здесь можно отметить нашу «Безопасную сделку» — сердце «Авито Доставки». Мы реализовали эту опцию с Тинькофф Банком, чтобы обеспечить безопасность сделок между частными лицами. Когда покупатель оплачивает товар, банк замораживает на его карте нужную сумму. Деньги переводятся на карту продавцу только после того, как покупатель принимает товар. Если он отказывается от товара, стоимость покупки и доставки возвращается на его карту без каких-либо комиссий. При этом можно отказаться и вернуть средства в любой момент, даже когда товар еще в пути.
Из чего складывается стоимость доставки и почему она не бывает бесплатной
Услуга C2C-доставки — довольно сложная и комплексная. В ее состав входят защита продавца, защита покупателя, проверка целостности и комплектности, гарантия возврата денег. Все вместе это позволяет снизить вероятность обмана и любых других махинаций практически до нуля.
Тут важно понимать, что есть отдельно стоимость доставки и отдельно — обеспечение безопасной сделки. Многие пользователи считают, что это одно и то же. На самом деле безопасная сделка для нас — некий эквайринг, который компания «Авито» вынуждена платить так же, как и пользователи.
При этом мы пытаемся дать максимально лучшую цену за услуги, инвестируем огромные средства в субсидирование доставки, чтобы пользователи могли ощутить, как она работает, чтобы чувствовали себя в безопасности при работе с посторонними людьми. Так, в 2022 году мы направили 3,5 млрд руб. на субсидирование «Авито Доставки».
Некоторые компании включают стоимость доставки в цену товара и делают «бесплатную» доставку. Но очевидно, что бесплатной доставки не бывает, за нее обязательно кто-то платит.
Как связаны C2C-доставка и циркулярная экономика
Развитие C2C-сегмента — это непрерывный процесс обучения, улучшения, масштабирования и постоянные новые вызовы. Я думаю, что потребность в C2С-доставке в России будет расти. Более того, сейчас мы находимся в самом начале процесса, потому что циркулярная экономика только зарождается.
Вообще, C2С-торговля — почти бесконечная история. У товаров появляется новая жизнь, а у покупателей — возможность купить их по привлекательной цене с доставкой практически в любое место.
По данным нашего недавнего опроса, 73% россиян положительно смотрят на покупки розничных товаров «с рук». Более того, 68% жителей страны продавали вещи на ресейл-платформах сами. А среди молодежи до 24 лет к ресейлу положительно относятся вообще 84% — сказывается мода на осознанное потребление, винтаж и «охоту за сокровищами».