Интересно, но страшно: 9 главных вопросов о фермерской продукции

Фото: Freepik
Фото: Freepik
В новом подкасте РБК мы вместе с экспертом попытаемся понять, что такое фермерская продукция, почему на полках магазинов мало таких продуктов и что нужно сделать, чтобы они там появились

Участники обсуждения:

  • Евгений Случевский — директор по промышленному и сельскохозяйственному комплексу розничной сети «Магнит»;
  • Андрей Абрамов — ведущий подкаста.

Что такое фермерская продукция

Некоторые термины, включая «фермерская», «натуральная», «био» и «без добавок», иногда используются для привлечения внимания потребителя. Длительное время, пока формировался потребительский рынок в России, подобного рода утверждения были исключительно маркетинговым ходом, объясняет Евгений Случевский. Но это не значит, что по-настоящему фермерской продукции не существует в природе. Просто она не всегда обозначена достаточно понятным образом.

На полках магазинов встречается продукция, которая может называться «крестьянская» или «фермерская». При этом она произведена крупными промышленными предприятиями из того же сырья, из которого создается вся остальная их продукция. Чтобы отделить фермерскую продукцию от остальных продуктов питания, в «Магните» выявили ряд критериев. Основной — масштаб производителя. Чтобы говорить о масштабе, важно понять, кто такой фермер. Это предприниматель, непосредственно вовлеченный в создание продукции и рецептур, производство, контроль качества и все остальные аспекты бизнеса. Поэтому к фермерам в «Магните» относят микро- и малых предпринимателей в сельском хозяйстве и производстве продуктов питания с выручкой до 800 млн руб. Остальные критерии, такие как используемые ингредиенты, цепочка поставок, наличие тех или иных мощностей, — уже более сложные и менее формализуемые.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 И фермер, и охранник: как работают дроны в сельском хозяйстве

Что для покупателя означает «фермерский»

У покупателей в голове часто нет четкого определения понятия «фермерская продукция». По словам Евгения Случевского, они чаще всего ждут от таких продуктов более натурального вкуса, естественного состава и менее длинных сроков годности. При этом натуральный вкус — критерий, который тоже трудно формализовать. Также потребители ориентируются на то, что такая продукция произведена не крупным промышленным предприятием, а небольшим бизнесом. И это рождает совокупное эмоциональное восприятие продукта.

Основные мифы о фермерской продукции

  1. Сомнительное качество. Как отметил директор по промышленному и сельскохозяйственному комплексу «Магнит», качество продукции — это атрибут системы управления, которую предприниматель у себя выстроил. Именно ненадежные управленческие процессы повышают риски производства некачественной или небезопасной продукции. Но качество и безопасность — также атрибуты цепочки поставок. Торговая сеть, которая продает продукцию фермеров, тоже будет заботиться о том, чтобы вся эта продукция была безопасна и качественна.
  2. Короткий срок годности — это плохо. Короткие сроки годности в случае фермерской продукции — характеристика их ценности. Например, потребитель скорее выберет молочную продукцию со сроком годности до семи дней, чем варианты с более длительным временем хранения. Причиной короткого срока годности может быть использование меньшего количества консервантов (что подтверждает высокую ценность продукции), но также и менее высокая развитость производственных технологий. То есть не всегда короткий срок годности — признак высокого качества или состава продукции, объяснил спикер.
  3. Фермерская продукция — всегда дорого. Стоимость товаров будет зависеть от двух ключевых составляющих — выбранной ниши и затрат. Например, важная характеристика молочных продуктов — жирность. Жир — один из самых ценных компонентов. Если сметана и сливки имеют высокий процент жирности, то и стоить они будут дороже. Чаще всего фермерская продукция имеет более высокие потребительские характеристики. А затраты никак не связаны со стоимостью сырья. Если фермер не очень эффективно управляет своим производством, это отразится на стоимости конечного продукта.

Как фермеры могут влиять на стоимость яиц

Случевский рассказал, что фермерство — важный элемент рынка как системы. Если бы существовало большое количество малых производителей, занимающих совокупно от 5 до 20% рынка, то вся система была бы более устойчивой. Часть проблем формируется из-за того, что рынок иногда переходит в фазу излишней централизации, когда появляются очень крупные предприятия. При сбое у какого-то производителя или в одной из цепочек поставок возникают проблемы с доступом к продукции на полке. Если бы весь рынок яиц был представлен малыми предприятиями и фермерами, то система легче переносила бы отдельные потрясения. С другой стороны, она была бы менее эффективной, потому что затраты у малых фермеров выше. Поэтому оптимально, когда система сбалансирована наличием крупных, средних и малых производителей.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Сити-фермер и оператор дрона: профессии будущего в агросекторе

Почему фермерская продукция не всегда попадает на полки

На то есть несколько причин, рассказывает Евгений Случевский.

  • Покупатели. Трансформация интереса в спрос — это всегда процесс. Покупатели хотят приобретать фермерскую продукцию, но настороженно относятся к незнакомым и непривычным товарам. Категории постоянного спроса характеризуются высокой лояльностью покупателей к привычным им продуктам и брендам. Когда новая продукция появляется на полке, она встречает некоторое сопротивление. Поэтому требуется время, для того чтобы покупатель привык к ней, попробовал и стал регулярно приобретать.

    «Покупатели имеют высокий интерес к фермерской продукции» — утверждение верно.

    «Покупатели готовы покупать фермерскую продукцию уже сейчас» — утверждение неверно.

  • Фермеры. В «Магните» определили цель: в соответствующих категориях фермерская продукция должна занимать до 5% в товарообороте. Оказалось, что набрать ассортимент в достаточном объеме с точки зрения широты и глубины не представляется возможным одномоментно. Фермерских предприятий, выпускающих продукты питания, в России немного.

Как фермерская продукция попадает в магазины

У федеральных сетей выстроена своя система работы с будущими поставщиками. Евгений Случевский рассказал о каждом этапе на примере «Магнита».

  1. Познакомиться с производителями. Фермеры могут использовать несколько каналов связи: оставить заявку на сайте ретейлера, отправить письмо по электронной почте, прийти на одну из конференций сети, найти номер телефона коммерческой службы и т.д. При этом «Магнит» и сам ведет активную работу по поиску новых поставщиков из числа фермеров.
  2. Изучение поставщика. «Магнит» изучает, где расположено производство, какой продукт и в каком объеме производит фермер, каковы условия поставки, какими мощностями он владеет и какие обязательства по регулярности поставок сможет выполнить. Регулярность поставок — обязательный критерий при сотрудничестве.
  3. Выезд к поставщику. На месте происходит оценка качества управления предприятием. Существуют государственные и международные стандарты качества управления предприятием, производящим продукты питания. Проверяются гигиена, параметры поточности, наличие сертификатов и рецептур. Если имеются несоответствия, то «Магнит» предлагает не только рекомендации, но и свою помощь для исправления. Многократный отказ от исполнения рекомендаций — основание для остановки сотрудничества.

Соблюдение требований, обеспечивающих безопасность продукции, практически не влияет на ее себестоимость. Это исключительно вопрос организации работы, подытожил Случевский.

Как ретейлер ищет поставщиков фермерской продукции

Процесс выбора поставщиков в «Магните» происходит по следующей схеме.

  1. Компания составляет список из позиций, по которым начинает целенаправленный поиск продукции от микро- и малых предпринимателей.
  2. Работа с фермерами — трудозатратный процесс, поэтому невозможно начать поиск во всех субъектах страны одновременно. Выбираются определенные регионы.
  3. На выбранных территориях собирается информация о фермерах и производимой ими продукции. Также сотрудники сети объезжают ярмарки выходного дня, изучают продукцию в региональных или небольших торговых точках.
  4. Собрав необходимую информацию, «Магнит» начинает взаимодействие с производителями. С фермерскими предприятиями, которые активно идут на контакт, подписывается контракт менее чем за месяц, добавил Евгений Случевский.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 AgroTech: как фермеров пытаются подружить с искусственным интеллектом

Что получают фермеры от сотрудничества с ретейлером

Основная выгода — объем сбыта. На данный момент в «Магните» нет ни одного поставщика, у которого хватает мощностей для покрытия всех торговых точек сети своей продукцией. В этом эксперты видят потенциал дальнейшего развития. Как отметил Евгений Случевский, фермерская продукция может занять — по приблизительным расчетам — 1 млрд товарооборота в год на 1 млн человек. Если ориентироваться на эту метрику, то в стране данная категория товаров будет продаваться примерно на 140–150 млрд руб. в год. Микро- и малые предприятия производят сейчас гораздо меньше.

Этим направлением стоит заниматься всем участникам рынка — торговым сетям, производителям, властям и игрокам, которые могут выступать как агрегаторы фермерской продукции.

Обновлено 18.01.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть