Наследство на благотворительность: как это работает с крупными капиталами

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Передача крупных капиталов в наследство благотворительным организациям может кратно увеличить объемы их поддержки. Разбираемся, как это происходит и почему фонды принимают не любое наследство

Как складывается ситуация в мире и в России

Завещать активы в пользу благотворительных организаций — распространенная практика во многих странах, прежде всего в западных. Тренд на осознанное потребление и социальную ответственность сделал ее еще более популярной, в том числе среди состоятельных людей.

По оценкам Smee & Ford (занимается вопросами наследования в Великобритании), почти 16% завещаний, обработанных компанией в 2022 году, включали взносы на благотворительные цели. Общая стоимость такого наследства оказалась рекордной за всю историю — £21,3 млрд. Более трети этих активов — пожертвования свыше £0,5 млн (около ₽57 млн по состоянию на начало декабря 2023 года).

В других странах наследство состоятельных людей также дает весомую поддержку благотворительному сектору. К примеру, в Австралии 42% из 50 крупнейших пожертвований за 2022 год — это исполнение завещаний или взносы от именных трастов умерших.

В России такая практика только начинает развиваться. По предварительным данным совместного исследования Sber Private Banking и Frank RG «Сфера профессиональной благотворительности в России», только 6% состоятельных филантропов оставляли завещания в пользу фондов. Однако четыре из восьми благотворительных НКО, опрошенных в ходе исследования, уже имели опыт с получением таких завещаний.

Так, в благотворительном фонде «Подари жизнь», который уже 17 лет помогает детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями, практика получения пожертвований в рамках завещаний появилась в 2015 году. «С тех пор фонд вступил в 16 наследств. Это были как денежные пожертвования, так и объекты недвижимости, часть из которых были реализованы, а часть были переданы для нужд проекта «Амбулаторные квартиры». Теперь в них живут дети, которые приезжают на обследования в Москву», — рассказывает директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова.

На Западе традиции филантропии складывались десятилетиями и даже веками. В России прошло всего 30 с небольшим лет с тех пор, как вновь появились частная собственность и понятие «состоятельные люди». «Это очень мало по сравнению со странами, где не было проблем с частной собственностью и всегда было что оставлять. Понадобится время, чтобы их догнать», — объясняет директор фонда.

Фото:Freepik
Социальная экономика Как прозрачность работает в благотворительности

Что подталкивает оставить наследство

Состоятельные россияне, которые занимаются наследственным планированием, сегодня все чаще интересуются благотворительностью, говорит управляющий директор Sber Private Banking Андрей Шенк.

«Клиенты постепенно начинают смотреть в эту сторону. У большинства есть запрос на то, чтобы сделать благотворительный фонд получателем по завещанию или подключить его к финансированию из личного фонда», — рассказывает эксперт.

Тенденция стала особенно заметной в 2022–2023 годах. По словам Андрея Шенка из Sber Private Banking и представителей фонда «Подари жизнь», для этого есть несколько причин.

  • Пришло время передавать активы

Владельцы капиталов, заработанных в 1990-е годы, вступили в зрелый возраст и озаботились вопросами наследства. Большинство из них хотят не просто обеспечить семью, но и сделать вклад в решение социальных задач страны.

  • Опыт пандемии

На фоне пандемии коронавируса люди осознали риски и задумались о том, что оставят после себя. В этот период выросло количество завещаний в пользу «Подари жизнь» и других благотворительных организаций.

  • Санкции

У состоятельных россиян были трасты в странах, которые теперь стали недружественными. Часть финансирования из этих трастов шла на благотворительные цели. Сейчас владельцы крупных активов переносят их в российскую юрисдикцию.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Что ждет сферу благотворительности в будущем

Что филантропия дает владельцу капитала

1. Сформировать репутацию и усилить личный бренд

Благотворительность становится частью работы с собственным брендом. Состоятельные люди готовы инвестировать в то, как общество воспринимает их имя и созданный ими бизнес.

2. Найти единомышленников

Занимаясь благотворительностью на постоянной основе, можно попасть в сообщество людей, для которых филантропия — образ и стиль жизни.

3. Создать наследие

Многие современные благотворители ориентируются на меценатов конца XIX — начала XX веков, поэтому охотно вкладываются в искусство и помощь незащищенным слоям населения.

Как фонды принимают наследство

Многие благотворительные фонды в Европе имеют специальные подразделения, которые занимаются работой с завещаниями. А на сайте этих организаций есть разделы для оформления пожертвований в наследство. Можно просто заполнить форму онлайн и подписать электронной подписью.

«У нас пока этого нет, рынок молодой. Очень мало фондов принимают завещания в свою пользу», — рассказывает Андрей Шенк.

Проблема в том, что принять наследство для благотворительной организации в России не так просто. Когда речь идет не о деньгах, а о любых других активах — например, о предметах искусства, недвижимости и тем более акциях или бизнесе, — нужно дважды заплатить налог. Сначала за получение наследства, а потом с продажи, потому что с точки зрения закона это нецелевая реализация имущества.

Но главное, передача такого имущества требует серьезного юридического сопровождения и решения множества бюрократических вопросов. Большинство фондов в России — маленькие организации, в которых работают всего несколько человек. У них просто нет ресурсов, чтобы этим заниматься.

Некоторые юридические и консалтинговые компании бесплатно помогают благотворительным фондам решить вопросы с наследством. И даже в этих случаях игра не всегда стоит свеч.

«Мы никогда и ни к кому не обращаемся с просьбой оставить завещание в пользу фонда. Более того, прежде чем принять такое решение, просим дарителей вспомнить о близких и родных, друзьях», — добавляет Екатерина Шергова.

Благотворительным организациям нередко пытаются передать спорные активы. Например, созданные в 1990-х компании или их акции.

Чтобы не причинять добро фондам, в Sber Private Banking призывают владельцев капиталов предварительно готовить активы к передаче. «Приходите заранее. Мы структурируем, приведем в должный вид, чтобы фонд мог спокойно принять имущество и при необходимости его реализовать», — объясняет Андрей Шенк.

Как работают с наследодателями

Работа с клиентами, которые хотят передать активы в наследство благотворительным организациям, выстраивается в несколько шагов, рассказывают в Sber Private Banking.

  • Выбор направления. Обычно желание поддержать социальные проекты связано с личным опытом. Например, если кто-то в семье болел онкологией, можно поддержать фонды по борьбе с раком.
  • Формат поддержки. В зависимости от того, насколько сильно человек готов вовлекаться в процесс, возможны два варианта: создание собственного благотворительного фонда или поддержка уже существующих.
  • Проектирование фонда. Если клиент готов создавать собственную организацию, для него готовят презентацию с лучшими практиками, помогают сформировать стратегию будущего фонда и обеспечить его работу.
  • Выбор фондов. Если у клиента нет времени, ему предоставляют подборку проверенных партнерских фондов. Фокус на системную благотворительность, например благотворительные фонды с собственными эндаументами.
  • Знакомство с организацией. «Наши исследования показывают, что основным критерием в решении о поддержке становится личное знакомство с руководителями фонда», — объясняют в Sber Private
  • Оценка отчетности и импакта. Вместе с клиентом эксперты оценивают, насколько прозрачна организация и какой результат даст каждый вложенный рубль при решении социальной проблемы.

Какие инструменты есть для передачи наследства

Один из популярных инструментов структурирования активов среди владельцев капитала — закрытые ПИФы. Но, по словам Шенка, большинство клиентов не знают, что ЗПИФ входит в наследственную массу. И все внесенные в него активы, включая бизнес, останавливают их работу на полгода и более, пока наследники вступают в права.

Альтернативный вариант — создание личного фонда. Это некоммерческая организация для управления имуществом, которая позволяет обособить практически любой набор активов. Механизм появился в России в 2022 году. Минимальная стоимость имущества личного фонда должна составлять более ₽100 млн.

В отличие от ЗПИФ такой фонд не входит в наследственную массу. И смена собственника не отразится на управлении бизнесом, а также финансировании семейных расходов или социальных инициатив.

Личный фонд может быть учредителем эндаумент-фонда (или фонда целевого капитала, ФЦК), который позволяет накапливать целевой капитал и за счет его дохода финансировать социальные и благотворительные инициативы. Самый известный в мире эндаумент — Фонд Нобеля, за счет которого выплачиваются Нобелевские премии. В России по такой модели финансирование получают МГИМО, СПбГУ, школа «Летово», Эрмитаж и Музей современного искусства «Гараж».

Один из крупнейших благотворительных эндаументов в России создал бизнесмен Владимир Потанин. Сначала он сделал взнос в размере ₽10 млрд, а затем передал в эндаумент 47,5% акций Росбанка. Общий размер эндаумента достигает ₽85,8 млрд. Доходы от управления средствами идут на финансирование благотворительного фонда и его программ.

Такой подход позволяет в перспективе увеличивать стоимость компаний, отмечают в Sber Private. Если часть дивидендов идет на благотворительность, это делает бизнес интереснее для инвесторов, которые работают с ESG-активами.

В своем исследовании Sber Private и Frank RG отмечают, что количество НКО с целевым капиталом растет, но объем рынка целевых капиталов увеличивается еще более высокими темпами. К концу 2022 года он достиг рекордных ₽148 млрд. Основной прирост связан с передачей акций Росбанка Фонду Потанина. Но и без его учета рынок увеличился на 35% по сравнению с 2021 годом — до ₽57 млрд.

С каждым годом все больше эндаументов появляются в новых отраслях. В 2010-м их создавали в образовании, культуре и искусстве, соцпомощи, благотворительности и науке. Теперь их также формируют для поддержки физкультуры и спорта, социально ориентированных НКО, здравоохранения и других направлений.

Фото:Freepik
Социальная экономика Как меняется корпоративная благотворительность в России

Эндаумент для детского пансионата

Фонд «Подари жизнь», который уже 17 лет помогает детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями, создал фонд целевого капитала для финансирования детского пансионата «Измалково». Он предназначен для проживания детей с родителями во время лечения. В 2023 году руководство фонда «Подари жизнь» приняло решение направлять все наследства в целевой капитал.

При онкогематологических заболеваниях лечение может длиться годами. Ребенку нельзя ни постоянно находиться в стационаре, ни уезжать далеко от больницы. Поэтому для подопечных фонда решили построить пансионат.

Основной источник средств для эндаумента — взносы состоятельных благотворителей. Первый целевой капитал сформировали в сентябре 2021 года. Средства передали в управляющую компанию «Сбер Управление Активами». Доходы пойдут на содержание пансионата.

«Фонды целевого капитала интересуют состоятельных людей, потому что это настоящий вклад в вечность, реальная возможность оставить о себе память всерьез и надолго», — говорит Екатерина Шергова.

Как будет развиваться практика

В ближайшие пять лет объем помощи благотворительным организациям может кратно вырасти за счет передачи капиталов в наследство, считают в Sber Private Banking. Основной прирост обеспечат клиенты с активами ₽300+ млн.

«Будут распаковываться завещания, активно создаваться личные фонды», — прогнозирует Андрей Шенк. По итогам первого полугодия 2023-го объем рынка эндаумент-фондов составляет порядка ₽138 млрд. По оценке Sber Private Banking, к 2027 году он может достигнуть ₽200 млрд.

Директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова также считает, что практика передачи наследства на благотворительные цели будет развиваться, а объемы такой поддержки — расти. Важную роль в этом сыграет увеличение прозрачности благотворительных фондов и доверия к ним.

«Мы стараемся работать с благотворителями так, чтобы у них никогда не оставалось вопросов. Мы сторонники того, что все нужно объяснять и показывать», — говорит Екатерина. По ее словам, это помогает запустить сарафанное радио среди благотворителей: те, кто доверяет фонду, делятся опытом с друзьями и знакомыми, и аудитория расширяется.

«В то же время для быстрого развития рынка требуются удобные инструменты и инфраструктура. Важно создавать коробочные решения, позволяющие передавать капиталы по завещанию», — заключает Андрей Шенк.

Обновлено 21.12.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть