Об эксперте: Татьяна Терентьева, заместитель генерального директора по персоналу госкорпорации «Росатом».
Работать в лаборатории или на ледоколе
— В этом году уровень дефицита кадров достиг максимальных значений. Чувствуется ли в атомной сфере кадровый голод?
— Рынок труда сейчас очень непростой. Дефицит квалифицированных кадров действительно есть, и я думаю, что его испытывают все компании, нацеленные на рост и технологическое лидерство. Причин тому несколько: негативные демографические тенденции, смена ценностей — по опросам Росстата, более трети участников рынка труда не считают продвижение по службе основным приоритетом, а психологический климат и качество жизни выдвигают на первый план. Выпускники вузов хотят развиваться в спорте, волонтерстве, творчестве, решать экономические, социальные и экологические проблемы. На все эти запросы нужно отвечать, так как экономике нужна активная молодежь.
— Атомная индустрия покрывает эти запросы?
— В «Росатоме» более 360 тыс. сотрудников, более 100 специальностей, есть из чего выбрать. Найти себя можно в проектах по замыканию ядерного топливного цикла, на атомном ледокольном флоте, на плавучих и наземных атомных станциях по всей стране. В «Росатоме» говорят: у нас можно прожить несколько профессиональных жизней. И возможностей для личной самореализации очень много. Развиты волонтерство, спорт, культура. У нас сильное молодежное сообщество, в нем около 90 тыс. молодых сотрудников «Росатома».
— Насколько высока потребность в новых кадрах?
— Атомная отрасль развивается. «Росатому» к 2030 году необходимо привлечь более 300 тыс. человек. Из них 165 тыс. понадобится для новых высокотехнологичных направлений, порядка 110 тыс. — для сооружений за рубежом. Поэтому самое время получать профильное образование, без работы точно не останетесь.
Каких IT-специалистов ждут в атомной отрасли
— Какие профессии будут востребованы?
— По нашим прогнозам, в ближайшие годы будут востребованы профессии на стыке наук. Именно там рождаются прорывные технологии. Перспективные направления — композитные материалы, ветроэнергетика, ядерная медицина, накопители, промышленные лазеры, цифровые и аддитивные технологии. Получать образование можно также в сфере экологии.
В «Росатоме», например, нужны квантовики, которые бы обеспечили развитие квантовых вычислений. И композитчики — специалисты по созданию и адаптации новых материалов и изделий из них. Так, в результате нашей работы у российского среднемагистрального самолета нового поколения МС-21-300 появилось композитное крыло.
— А где в этом списке айтишники, про которых последние годы только и говорят?
— IT-специалисты тоже очень востребованы: в «Росатоме» их 25 тыс., и в ближайшие годы нужны будут еще 36 тыс. Требуются люди на такие направления, как управление данными, предиктивная аналитика, видеоаналитика, биометрическая аутентификация, цифровизация городской среды, интернет вещей, цифровые двойники, информационная безопасность, искусственный интеллект. В целом мы стремимся к тому, чтобы к 2030 году подавляющее большинство наших сотрудников обладали цифровой грамотностью. При этом 35% из них должны владеть цифровыми компетенциями на продвинутом уровне.
— Чем могут заниматься IT-специалисты в промышленном секторе?
— Созданием промышленного программного обеспечения. В нашем топливном дивизионе есть флагманский IT-продукт «АтомМайнд». Это система предиктивной аналитики, которая помогает прогнозировать качество готовых изделий и контролировать состояние оборудования. Впервые его внедрили в прокатном производстве циркония: система позволила минимизировать уровень брака готовой продукции, повысила время бесперебойной работы оборудования и оперативно устранила неполадки. Создают и поддерживают эту систему специалисты по промышленному IT. Разработка промышленного ПО — очень сложная, но и очень увлекательная задача. Мы уверены, что для молодых айтишников это направление станет не просто перспективным, но и модным.
— Есть ли в атомной индустрии перспективы у специалистов, связанных с AR/VR?
— Да, причем большие. Благодаря AR- и VR-технологиям можно погулять по производству, оценить оборудование, понаблюдать за процессами, погрузиться в атмосферу отрасли. Можно использовать интерактивные VR-тренажеры, просчитывать развитие различных ситуаций — как аварийных, так и штатных вроде увеличения или снижения объема фабрикации топлива. В паре с живым человеком на таких объектах работают интерактивные ассистенты в режиме дополненной реальности.
Восстания роботов не планируется
— Насколько роботизирована сейчас атомная индустрия?
— Это отдельное большое направление нашей работы. Роботизированные комплексы занимаются радиоактивными отходами и отработанным ядерным топливом, его фабрикацией и рефабрикацией. Уже стала реальностью автоматическая перегрузка ядерного топлива. Она экономит четверо суток производственного цикла по сравнению с ручной манипуляцией. С помощью роботизированного оборудования решена проблема формоизменения графитовой кладки, что позволяет продлить срок службы АЭС. Есть роботизированные комплексы для ремонта топливного канала без его замены, сокращающие затраты на ремонт более чем в три раза.
— Есть ли вариант, что в будущем роботы полностью вытеснят человека?
— Нет, уйдут только профессии, требующие рутинного труда. Скорее, профессии переродятся — как, например, водитель. Профессия стара как мир, но управляет водитель то транспортом с лошадью, то транспортом с двигателем внутреннего сгорания. И даже суперсовременные профессии уже через год-два потребуют от их носителей новых знаний.
— Роботы — руки производства, но есть еще искусственный интеллект. Насколько он способен изменить расстановку сил в кадрах?
— «Росатом» активно использует искусственный интеллект, прежде всего как инструмент автоматизации: он распознает сканы документов, занимается маршрутизацией обращений в поддержку, ускоряет поиск информации в системах, идентифицирует информацию с аудио- и видеосовещаний и выдает результаты встреч. Однако он пока не способен предложить интересные, нестандартные решения. Человека ему не заменить. Но даже если представить, что ИИ выйдет на новый уровень и вытеснит какую-то специальность, хороший работодатель предложит сотрудникам переподготовку по новым профессиям.
Попробовать себя в профессии можно еще в студенчестве
— На какие предметы налегать в школе, чтобы в будущем рассчитывать на работу в атомной индустрии?
— На предметы группы STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) — физику, химию, математику, биологию, информатику. Ни в коем случае не упускать литературу, русский язык, географию. Инженер с низким уровнем культуры едва ли будет успешен в профессии. Развитие инженерного мышления тесно связано с начитанностью, насмотренностью, восприимчивостью к искусству.
— А где учиться?
— В школе выбирать сильных учителей-предметников и обязательно участвовать в любой внешкольной учебной деятельности — конкурсе «Большая перемена», мероприятиях «Кванториума» или любых других просветительских пространств, смотреть лекции общества «Знание», участвовать в предметных олимпиадах.
«Росатом» открывает digital-центры и базовые кафедры в опорных вузах. Они есть в НИЯУ МИФИ, МИРЭА, МФТИ. Еще один пример партнерства с вузами — создание сети школ цифрового моделирования. Инженерно-технический центр ДЖЭТ, который входит в контур «Росатома» (центр занимается разработкой, поставкой и модернизацией полномасштабных и аналитических тренажеров различных комплектаций — продукта, критически важного для эффективной и безопасной эксплуатации АЭС), создал эти школы на базе КГЭУ, ТПУ, ДГТУ, КУБГТУ, МЭИ и УРФУ. У студентов есть возможность пройти стажировку на базе ДЖЭТ и в будущем стать частью крупных международных проектов.
Мы также запускаем магистерские программы. «Росатом» стал партнером федерального проекта «Передовые инженерные школы». Мы создали на базе технических вузов уже семь школ по перспективным для нас направлениям и в будущем планируется открыть еще три. В числе направлений уже работающих школ — цифровой инжиниринг, интеллектуальные энергетические системы, интеллектуальные системы тераностики, производственные технологии будущего и другие. Студенты, которые учатся в передовых инженерных школах, получают доступ к самым передовым лабораториям, знаниям, научным и инженерным сообществам.
— Как получить опыт в направлениях, которые только-только появляются?
— Прежде всего — на стажировках. Например, в нашем IT-интеграторе АО «Гринатом» есть регулярная программа. Туда набирают около 400 стажеров ежегодно по таким направлениям, как разработка, аналитика, IT-поддержка, роботизация процессов. Для получения необходимых навыков по редким и инновационным профессиям ребята проходят предстажировку в формате кейс-лабораторий. За три года существования стажерской программы через них прошло порядка 4 тыс. человек. Обучение продолжается даже после трудоустройства. Формат кейс-лаборатории позволяет молодым людям под контролем экспертов попробовать свои силы в решении реальных цифровых кейсов и получить необходимые практические навыки в востребованных направлениях.
«Мягкие» навыки
— Важны ли для работы личные качества человека?
— Безусловно. Я бы сказала, что они определяющие для профессионального успеха. Не обойтись без умения взаимодействовать с людьми, работать в команде, без эмоционального интеллекта, эмпатии, дисциплинированности, воли. Благодаря им роботы никогда не заменят человека, даже на самом сложном производстве. Эти умения насыщают продукт и создают ту ценность для потребителя, которую машины не могут обеспечить. Даже если кому-то не очень повезло и обучение в школе было недостаточным, личные качества — упорство, умение ставить цели, командность — помогут набрать нужную базу в вузе и реализоваться в профессии.
— Какие еще личные качества понадобятся суперсотруднику будущего?
— Пригодится умение работать с неопределенностью. Сегодня многие аналитические агентства, которые пытаются внедрять у себя искусственный интеллект, признаются, что люди-аналитики совершают гораздо меньше ошибок в долгосрочных прогнозах. Важен творческий подход, умение предложить новые и нестандартные решения. Но, пожалуй, самое главное — умение переучиваться. С одним багажом знаний, даже самых качественных, всю жизнь не прожить. Иногда нужно дополнять свои знания, а иногда и попросту забывать обо всем, чему тебя учили. Это непросто, но такие гибкость и адаптивность уже сегодня делают тебя человеком завтрашнего дня.