«Сложнее всего сейчас джунам»: HR-прогнозы на ближайшие несколько лет

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Много лет назад возникли опасения, не заменят ли роботы людей. Сегодня мы видим, что технологии не только не оставили нас без работы, но позволили уйти от бумажной рутины. Как еще тренд на цифровизацию влияет на HR?

Об авторе: Алексей Баранов, CEO CrewMakers, сертифицированный коуч в методологии Gallup StrengthsFinder, executive-коуч.

Последние несколько лет весь мир обсуждает, как встраивать в свою деятельность искусственный интеллект. Эти новые веяния не обошли стороной и HR. Алексей Баранов поговорил с бизнесменами и карьерными специалистами и поделился своим мнением о том, какие новые тренды появились в последнее время.

Катерина Кириллова, соосновательница Ticketscloud, — о трендах в организации команд

«Первое, что бросается в глаза, — переход на гибридный формат работы. После пандемии работодатели активно возвращали людей в офисы. Сейчас же, по прошествии некоторого времени, стало понятно, что совмещение работы из дома с работой в офисе может стать наиболее эффективным форматом. Например, задачи по квартальному планированию в онлайн-режиме решать проще, а вот долгосрочное планирование, когда, помимо бизнес-задач, нужно говорить про взаимодействие и ценности, лучше переносить в офлайн. И в целом я замечаю, что компании стремятся собрать сотрудников вживую минимум 1–4 раза в год.

Новая и, на мой взгляд, интересная тенденция состоит в том, что все больше команд внутри компании собираются под конкретные проекты со своими лидерами. После того как задача выполнена, участники возвращаются в родные отделы.

Важные изменения произошли и в восприятии HR-функции в целом. Наконец-то в понимании руководителей компаний она не про делопроизводство и бумажную работу: пришло осознание ее стратегического значения. HR-специалисты позволяют связать стратегию компании и корпоративную культуру, они помогают правильно поставить цели и донести их до сотрудников. Также сейчас эйчары отслеживают метрики — жизненный цикл сотрудника, его рост, это дает возможность понять, стоит ли нанимать новых людей или заморозить набор персонала.

В целом сейчас даже в компаниях, которые всегда воспринимались как приверженцы классических иерархических моделей управления, — на промышленных предприятиях, в банках или государственных структурах — можно увидеть, что взаимодействие внутри коллектива стало более открытым. У команд появилось больше автономии, а лидеры понимают, что спущенные сверху цели не зажигают команду. Сотрудники должны влиять на целеполагание, на разработку стратегии, и, понимая это, руководители стремятся привлекать ее. Тон коммуникации, по-моему, тоже изменился: в прошлом остается жесткое управление.

Все меньше компаний используют готовые и известные модели управления в чистом виде. Чаще их стараются творчески переосмыслить и создать свою. Сегодня нормальным стало говорить об «энергии команд», об их динамике. Руководителей волнует выгорание людей, они думают о том, как этого избежать и как с этим работать, поддерживать коллектив в ресурсном состоянии.

И конечно же, в будущем мы никак не обойдемся без искусственного интеллекта даже в вопросах общения с персоналом. Например, я знаю, что некоторые компании уже используют ChatGPT, чтобы собирать обратную связь от сотрудников: платформа позволяет создавать тексты проще, корректирует формулировки, тем самым экономит время».

Фото:Shutterstock
Экономика образования Рынок труда в 2023 году: как компании справились с HR-вызовами

Михаил Верисов, директор Центра технологий роботизации «Некст», — о трендах в найме в крупные компании

«Тренды на автоматизацию, искусственный интеллект и дистанционную работу показали свою устойчивость — в 2023 году они продолжают набирать обороты.

Я бы отметил, что продолжается тренд на автоматизацию бизнес-процессов в HR: все больше крупных компаний начинают использовать алгоритмы и искусственный интеллект, чтобы отбирать резюме, проводить собеседования и оценивать кандидатов. В итоге корпорации ищут сотрудников с опытом работы в области искусственного интеллекта, аналитики данных, цифрового маркетинга и других смежных областях.

Онлайн-формат ожидаемо укрепил свои позиции: на российском рынке растет количество крупных компаний, которые развивают возможности для удаленной работы.

Еще один важный, на мой взгляд, тренд: рекрутеры все чаще ищут таланты в социальных сетях. Корпорации же инвестируют в создание и укрепление имиджа в социальных медиа, чтобы привлекать лучших сотрудников.

Другая показательная тенденция, которая коснулась и нашей компании, — развитие внутренней системы обучения сотрудников. Мы, например, создали внутреннюю академию RPA — это буквально конвейер по наращиванию компетенций разработчиков. С помощью системного подхода можно из любого человека, у которого даже нет опыта в IT, сделать разработчика RPA начального уровня».

Татьяна Мельничук, основатель и СЕО международного рекрутингового агентства Lucky Hunter, — о трендах в глобальном HR

«Глобальный HR в первую очередь ориентирован на максимальное повышение качества жизни и уровень удовлетворенности сотрудников. Кандидаты все больше внимания обращают на участие компаний в различных благотворительностях, заботу и гуманизм. Сотрудники — не корпоративные винтики сложной системы, а ценнейшая часть рабочих процессов. Отсюда вытекает второй пункт — выстраивание партнерских отношений между работодателем и специалистом.

Если говорить о локальных рынках, то все очень индивидуально. К примеру, в США важным аспектом является оптимизация расходов на наем специалистов, поэтому о росте зарплат, рынке кандидатов и весомых бонусах, которые были еще несколько лет назад, говорить не приходится. Вместе с тем в России сохраняется тренд на удержание специалистов. В силу дефицита кадров компании делают все возможное, чтобы сохранить работников, используя как позитивную (повышение заработной платы, бонусы, льготы, найм джунов), так и негативную (запрет на удаленную работу) мотивации.

В 2022 году произошли большие изменения в вопросах трудоустройства россиян в зарубежные компании. Большое количество компаний отказывались рассматривать специалистов из России и Беларуси. Однако это не было связано с русофобией или каким-то «не таким» отношением к гражданам РФ и РБ. По большей части причина крылась в сложностях с выплатой заработных плат, проблемах в коммуникации, непредсказуемости ситуации в стране специалиста. В течение 2022 года постепенно происходили изменения и, к примеру, большинство компаний рассматривали специалистов из России наравне с другими кандидатами при условии, если специалист находится за пределами России, имеет зарубежный счет для перевода зарплаты или в скором времени планирует переехать. В 2023 году отношение к россиянам стабилизировалось: компании не только активно нанимают специалистов «с русским паспортом», но и готовы релоцировать высококвалифицированных кандидатов. Однако не стоит забывать о том, что на международном рынке труда конкуренция среди специалистов значительно выросла за последний год, поэтому найти работу в зарубежной компании сейчас стало более трудной задачей».

Фото:Shutterstock
Экономика образования Дорогой айтишник: где искать самые высокие зарплаты в IT-сфере

Алексей Баранов, сертифицированный коуч в методологии Gallup StrengthsFinder, executive-коуч, CEO CrewMakers, — о трендовых тимбилдингах

«Тимбилдинг перестал быть общением между людьми с целью просто повзаимодействовать и познакомиться. Сейчас принято ставить перед командой общую задачу, и тренер смотрит, как именно люди ее решают. При правильно выбранном упражнении проявляются все паттерны, которые можно увидеть в ежедневной рабочей рутине. Социально одобряемый стиль поведения отваливается в процессе, и человек проявляется таким, какой он есть. В финале программы невозможно отмазаться от того, что ты, например, не передал другой команде проект или не поделился с коллегами информацией, которую получил от ведущего. Это произошло на глазах у всех. Об этом в рамках рефлексии можно честно и без перекладывания ответственности поговорить и переложить на ежедневное командное взаимодействие. А потом выработать новые правила, которые помогут работать эффективнее и быстрее приходить к результату.

Сам тимбилдер сейчас прогрессирует в коуча, фасилитатора, тренера, ментора, модератора. И этот тренд будет продолжаться. Просто предоставить стратегию, не перекладывая ее на бизнес, уже неэффективно. В ближайшие три — пять лет резкий качественный рывок сделают те команды, которые даже в совместной винной дегустации будут искать бизнесовые отсылки и использовать это для достижения результата. А из провайдеров тимбилдинга будут востребованы те, кто погружается не в разработку стратегий, а в психологию командообразования и работают на стыке тимбилдинга и командного коучинга.

Что касается онлайн-тимбилдинга, реальность такова, что множество профессиональных команд сейчас работают распределенно либо в гибридном формате. Соответственно, тренд на гибридные тимбилдинги тоже набирает обороты. Такой формат работает лучше, чем онлайн. Часть команды, находящаяся офлайн, помогает тренеру встраивать в процесс коллег, которые находятся в Сети: сами просят включать камеры, вовлекают, задают вопросы.

Пандемия, а потом и текущие события, привели к тому, что члены команды могут работать вместе год и больше, и ни разу не встретиться лично. В таких случаях вовлеченность довольно быстро снижается — каждый работает ровно в зоне своей ответственности, не интересуясь тем, что происходит на территории коллеги-иконки в зуме. На бизнесе это сказывается негативно. Поэтому растет запрос на командные решения, при которых распределенная команда вовлекается в процессы друг друга, работает в сотворчестве и думает шире, чем о своей зоне влияния».

Елена Трегубова, карьерный консультант, — о трендах в найме

«В 2023 году главный тренд у кандидатов — на стабильность, а у компаний — на удержание сотрудников. Также мы видим тренд на качество и здоровую конкуренцию. Работодатели не готовы брать первого попавшегося человека, не соответствующего определенным требованиям. Нужны люди с конкретными компетенциями, опытом и результатами, которые он может четко аргументировать.

Рынок испытывает большую нехватку серьезных, сеньорных специалистов. Однако, как правило, они очень плотно заняты на своих текущих местах, занимаясь поддержанием процессов, сохранением стабильности функционала, и не находятся в активном поиске новой работы.

Поэтому при поиске новых членов команды работодатели сейчас чаще выбирают миддлов и миддл+, которые знают не только то, что должны знать, но и чуть-чуть больше. По сути, ожидания от них сейчас порой больше, чем, возможно, соискатель может дать. При этом тем, кто стремится вырасти из миддл-категории, но испытывает нехватку компетенций, работодатель готов авансом дать возможность раскрыться.

Если посмотреть ситуацию на рынке труда, то основная масса соискателей — это джуны, сильно меньше миддл+, меньше всего сеньоров. Компании ценят тех, кто делает уверенные результаты, и стремится сохранить таких сотрудников, чтобы их не схантили. Также компании четко анализируют рынок зарплат и плотно работают с контрофферами, которые получают кандидаты, которых хотят запроцессить к себе. Что может быть способом удержания? Это и заработная плата, и нематериальные вещи: возможность сменить продукт на более интересный, обсудить удобный формат работы, сделать что-то для семьи, например страховку.

Сложнее всего сейчас джуниорам: для них очень мало предложений, а работодателю практически нет интереса их нанимать, так как их некому развивать. При этом большое количество онлайн-курсов обещают легкий вход в новую профессию и быстрый поиск работы. Это редко соответствует действительности.

Требуется большое усердие, настойчивость, отличные soft skills, чтобы получить первый опыт. При этом работодателю важно, чтобы у соискателя уже был практический опыт, а не только сухие знания, которыми обладают выпускники курсов».

Кирилл Николаев, сооснователь Podbor.io, — о технологических трендах

«Генеративный искусственный интеллект (модели GPT, в частности) добрался до рекрутмента одним из первых. Наибольшую популярность технология нашла в коммуникации с кандидатами. Мировые лидеры outbound recruitment (подход, при котором компания сама ищет кандидата. — «РБК Тренды»), например Seekout и HireEz, внедрили функцию по созданию писем и сообщений соискателям на основе комбинации опыта кандидата и описания вакансии. В Podbor.io также выпустили аналогичный функционал и получили позитивную обратную связь.

Но GPT играет не только на стороне работодателей, но и на стороне соискателей. За последние месяцы многие ведущие сервисы по созданию резюме, например Enhancy, внедрили GPT в свой продукт: теперь резюме за кандидата может написать ИИ. Кроме того, подобные сервисы помогают с написанием сопроводительных писем под вакансии.

Также стремительно развивались talent mobility сервисы, такие как Gloat, — платформы, позволяющие найти новую работу или проект внутри той же компании. Например, если сотрудник прошел курс по новой специальности, он может попробовать себя в этом амплуа, не увольняясь из фирмы. Но такие сервисы росли в период дефицита кадров. Тогда нанять изнутри было ощутимо дешевле, чем с рынка. В ближайшее время этот тренд будет меняться, ведь на рынок хлынуло много кандидатов из-за массовых сокращений и других кризисных обстоятельств.

Можно прогнозировать, что в 2023 мы увидим еще больше сервисов, которые будут работать на стороне кандидатов».

Обновлено 12.05.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть