Об эксперте: Ксения Титова, руководитель проектного офиса ООО «ПроГород» (группа ВЭБ.РФ).
Чем живет туризм в России: главные тренды
1. Внутренний туризм — на подъеме
По данным Росстата, сейчас хотя бы раз в год по России путешествуют порядка 56 млн человек. Согласно Стратегии развития туризма, к 2035-му цифра может увеличиться почти в три раза, до 144 млн поездок в год.
Ксения Титова:
«Еще несколько лет назад увидеть баннер вроде «Съезди на родину Деда Мороза» было невозможно. Сейчас внутренний туризм развивается, он в центре внимания».
2. Появляются новые виды туризма
Топ-3 самых популярных видов туризма — пляжный, культурно-познавательный и природный (экотуризм). Они формируют около 60% потока внутри страны, причем количество путешественников между ними распределяется примерно поровну.
Одновременно развиваются и другие категории туризма. Например, событийный, гастрономический, промышленный, оздоровительный, экстремальный и так далее. Однако жестко разделять направления туризма не совсем корректно, считает Ксения Титова.
«Каждое путешествие включает в себя разные виды туризма. Если вы поедете отдыхать на пляж, то обязательно зайдете поесть (это гастротуризм), а потом можете посетить с экскурсией фабрику или музей, то есть воспользуетесь объектами промышленного или культурно-познавательного туризма», — объясняет эксперт.
3. Центральные и южные регионы лидируют
Наибольший турпоток приходится на Центральный и Южный федеральные округа. Их отличают высокая плотность населения, хорошая транспортная связность, большая концентрация интересных мест для посещения.
Например, в регионах Золотого кольца сосредоточена одна пятая всех объектов культурного наследия страны. На берегу Черного моря сохранилось советское санаторное наследие, на Кавказе — дореволюционные бальнеологические лечебницы.
На Дальнем Востоке не так много исторических достопримечательностей, но есть уникальные природные объекты, выход к океану и самая протяженная береговая линия в стране. Активно посещать этот макрорегион туристам мешают его географическая отдаленность, сложности с логистикой и высокая стоимость поездки (в среднем порядка 100 тыс. руб. на человека, где до 30% составляют расходы на транспорт).
4. Туризм остается локальным
Чаще всего россияне путешествуют по региону проживания и соседним субъектам — поездки в соседние регионы составляют порядка 50% всего внутреннего турпотока. По данным исследования «ПроГород», сегодня расходы на транспорт в среднем по стране — это более половины всех расходов туриста за одну поездку, поэтому их стараются минимизировать.
5. Спрос удовлетворен, но некоторые регионы перегружены
«Доля путешествующего населения в стране сегодня — примерно 30%, у отрасли есть большой потенциал для роста», — говорит Ксения Титова. При этом часть туристических регионов — прежде всего на Черноморском побережье — сильно перегружены в сезон, тогда как среднегодовая загрузка коллективных средств размещения составляет чуть более 40%. Это говорит о необходимости развития новых направлений для туризма.
Ксения Титова:
«Наша задача — перераспределение туристического потока и выравнивание загрузки гостиниц в течение года, в том числе за счет всесезонных предложений, а также расширение туристического предложения для самых разных групп целевых аудиторий — в этом заключается, в том числе, социальная миссия управления развитием туротрасли».
Что такое мастер-планирование и зачем оно нужно
Чтобы усилить пока непопулярные, но перспективные туристические направления, нужно детально проанализировать ситуацию и систематизировать данные. В первую очередь — пространственные, поскольку туризм — это маршруты, точки притяжения, распределение турпотока и номерного фонда по территории.
В истории современной России эта первая попытка проанализировать и картировать территориальные аспекты развития туризма. Последний раз такая карта была сформирована в 1987 году и называлась «Туризм и экскурсии в СССР» — с ней можно ознакомиться в Ленинской библиотеке.
Сейчас в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» компания «ПроГород» разрабатывает туристические мастер-планы макрорегионов и схему развития туризма России. Эти документы разрабатываются на стыке пространственного и социально-экономического развития туристической отрасли.
По словам Ксении Титовой, это попытка сформировать новый туристический бренд России и макрорегионов, качественную туристическую инфраструктуру, а также обеспечить предсказуемое развитие отрасли на перспективу ближайших 10–15 лет — как для государства, так и для инвесторов.
Всего в 2022–2024 годах запланировано создание мастер-планов для 12 туристических макрорегионов. Например, в мастер-план по направлению «Москва — Санкт-Петербург» вошли не только две столицы, но и шесть субъектов между ними. Он поможет переформатировать транзитный турпоток между Москвой и Питером в качественный туристический.
Для подготовки документов используют междисциплинарные инструменты. Как объясняют в «ПроГороде», оценить турпоток (количество поездок) или посчитать уникальных туристов сейчас затруднительно, особенно когда оценка производится на макрорегион. Ведь один турист, посетивший два субъекта Большого Золотого кольца, будет посчитан дважды (в каждом из этих субъектов), но для макрорегиона это будет одна туристическая поездка.
При этом статистика Росстата охватывает только лиц, размещенных в официальных гостиницах, не учитывая серый рынок (съемные квартиры и несертифицированные отели), доля которого в среднем по стране порядка 20%, а в некоторых регионах — 50% и более в высокий сезон.
Кроме того, статистика никак не позволяет ответить на вопрос, какая доля населения страны сегодня путешествует (количество уникальных туристов). Поэтому при разработке туристических мастер-планов используются большие данные от сотовых операторов и банков, проводятся соцопросы и экспертные интервью, ведется комплексная аналитика средств размещения, в особенности серого рынка.
Что будет с российским туризмом дальше
В «ПроГороде» подготовили прогноз туристического потока по трем пилотным макрорегионам (Большое Золотое кольцо, Дальний Восток и Западный Юг России) до 2035 года по трем сценариям — базовому, позитивному и негативному. По какому из них пойдет отрасль, зависит от нескольких факторов.
1. Международные отношения, открытие или закрытие границ
Сейчас часть зарубежных туристических направлений, по сути, закрыта и для въездного, и для выездного туризма. С одной стороны, въездной турпоток критически падает, с другой — создаются условия для того, чтобы перенаправить спрос внутрь страны.
На руку внутреннему туризму играет и эффект отложенного спроса после пандемии. Почти во всех макрорегионах турпоток в 2021 году превысил допандемийный уровень.
2. Транспортная и гостиничная инфраструктура
В транспортной отрасли речь идет, прежде всего, о состоянии авиации. Объем перевозок и парк сокращается. Кроме того, у авиакомпаний нет альтернативных каналов для покупки оригинальных запчастей и расходных материалов.
Увеличение турпотока также напрямую зависит от емкости рынка средств размещения. Здесь учитываются запланированные и уже запущенные инвестиционные проекты в регионах. А также прогноз по увеличению числа номеров за счет всесезонных курортов, которые создаются в рамках мастер-планов.
3. Экономика
Составляя прогнозы, эксперты учитывают темпы инфляции, стабильность валют, покупательную способность доходов населения. Эта группа факторов напрямую сказывается на стоимости инвестиционных проектов в туризме и на готовности населения путешествовать.
Разработчики мастер-планов уверены, что макрорегиональные проекты помогут улучшить ситуацию в туризме по нескольким основным направлениям.
- Развить рынок гостиничной инфраструктуры. Сегодня основная доля средств размещения в стране — это трех- и четырехзвездочные гостиницы (более 30%), но их услуги далеко не всегда соответствует заявленным стандартам. Притом в РФ почти нет качественных объектов категории «две звезды», а также кемпингов и хостелов.
- Сформировать туристические бренды и систематизировать предложение. Сейчас на федеральном уровне формируется сеть национальных брендовых маршрутов, есть конкурсы на туркоды центров городов, в регионах регулярно появляются новые локальные инициативы. Но централизованно информация о возможностях нигде не агрегируется.
«Нужно, чтобы все это было систематизировано, в том числе ресурсы по поиску маршрутов и туров. Сегодня до 4% непутешествуюшего населения не ездит по стране, так как не знает, куда поехать. В качестве агрегатора возможностей активно развивается портал Russia Travel. Туристу должно быть легко составить для себя понятный и интересный маршрут», — отмечает руководитель проектного офиса.
- Улучшить транспортную связность и доступность регионов. Это предполагает развитие и наземного транспорта, и авиасообщения, и водного транспорта. По предварительным оценкам «ПроГорода», к 2035-му количество поездок по пилотным макрорегионам увеличится в 1,5–2 раза и в совокупности составит более 30% от всех туристических поездок по стране.
Однако такой рост возможен только в том случае, если будет развиваться маркетинг туристических направлений, появятся комфортные средства размещения, транспортная и сопутствующая туризму инфраструктура.
Что дает опыт мастер-планирования
Работая над мастер-планами, эксперты «ПроГорода» развили уникальную экспертизу в аналитике туристической отрасли и сформировали методику оценки турпотока с использованием big data. Она позволяет максимально четко рассчитать и спрогнозировать турпоток, отделив от него дачников, трудовую миграцию и другие нетуристические категории.
Одной из ключевых приобретенных компетенций стал алгоритм выбора локаций в регионах под всесезонные курорты — круглогодичные комплексы туристической инфраструктуры. Чтобы отобрать такие территории, анализируют концентрацию точек притяжения (исторических, природных и событийных), транспортную доступность относительно основных источников турпотока, учитывают земельно-имущественные ресурсы каждого отдельного субъекта. В рамках концепции всесезонного курорта формируют предложения для разных групп туристов в зависимости от возраста, состава путешествующей группы и бюджета поездки.
Большую роль в проекте играет социология, а именно — формирование портретов целевых аудиторий. Для этого проводят количественные и качественные исследования — от онлайн-анкетирования с выборкой несколько тысяч человек до глубинных интервью с экспертами рынка, туроператорами и органами власти. Это позволяет сформировать портрет туриста, оценить удовлетворенность сервисами и понять ожидания от поездки, что, в свою очередь, помогает регионам и бизнесу наиболее эффективно подавать туристический продукт.
Разработка проекта завершается созданием перечня мероприятий. Это дорожная карта, положения которой будут интегрированы в федеральные и региональные нормативные документы. В дорожной карте для каждой проектной задачи оценивают стоимость реализации, определяют целевые показатели и ответственные стороны.
Реализовать проекты планируется до 2035 года.