Гости программы:
Гор Нахапетян — серийный предприниматель и филантроп, соучредитель благотворительного фонда «Друзья»;
Максим Белухин — директор центра Executive-коучинга, развития и карьеры Московской школы управления СКОЛКОВО.
Гор Нахапетян, фонд «Друзья»
Удаленка привела к отмене всех регалий. Переговоры в больших кабинетах за длинным столом сменились онлайн-встречами с коллегами, сидящими у себя дома на кухне. В отсутствии этой «амуниции власти» руководителям, вынужденным общаться в формате face-to-face со своими сотрудниками, теперь необходимо научиться грамотно управлять лишь с помощью силы слова.
Многие сотрудники поняли, что они более эффективны именно в условиях удаленки. Нет лишних разговоров, перерывы между «зумами» используются для решения личных дел, а остальное время полностью посвящается работе.
Отсюда вытекает тренд на пересмотр компаниями офисных пространств как таковых. Из-за этого серьезные изменения ждут рынок недвижимости: часть работников, которым комфортно работать «на дому», будут посещать офис частично и, скорее, для социализации.
Многие девелоперы начали проектировать дома с возможностью организовать полноценное рабочее место. И это только начало: дальше могут появиться, например, технологии шумоподавления, как в игровых приставках, чтобы в «зуме» не было слышно шумящих во время переговоров домочадцев.
В новом мире поменяются не только процессы, но и смыслы. Слово «контроль» в контексте мониторинга деятельности сотрудников должно быть заменено на принцип построения достаточного доверия. Нужно достичь такого его уровня и создать такую корпоративную культуру, чтобы не пришлось тратить деньги на системы и процессы проверки.
Самое важное, что нужно делать руководителям, лидерам в условиях неопределенности — разговаривать. Любой корпорации нужна должность Chief communications officer — человека, который занимается коммуникациями и постоянно остается на связи с сотрудниками.
Сотрудников следует вовлекать в решение задач. У людей может быть много полезных идей, которые можно взять на вооружение.
Страх является сильным мотиватором, но он непродолжителен. Мощным стимулом является интерес — интересна работа или нет. Также на мотивацию влияют признание и любовь — ради последней люди способны на многое. Если говорить про руководителей, то их самыми важными инструментами стимулирования сотрудников будут интерес, развитие и признание.
«Кнут и пряник» не работают. Забудьте про этот инструмент.
Слово «спасибо» — минус 20% к зарплате. Благодарите сотрудников за хорошо проделанную работу.
В новом мире деньги больше не будут стоять на первом месте. Цениться будет то, насколько организация гибка и способна устоять перед сложностями, подобными нынешним.
Также на передний план выйдет поиск смыслов. Если внутрь продукта организации не будет заложен определенный социальный смысл, эта организация просто перестанет существовать.
Образовательные процессы — лучшее командообразование. Поэтому образовательные продукты будут также совершенствоваться. Без развития сотрудников невозможно развивать компанию.
Возможные инструменты для командообразования на удаленке:
- общение в чатах;
- информационные рассылки;
- обращения от руководства;
- тренинги и программы онлайн-обучения;
- неформальные онлайн-встречи;
- активности на корпоративных порталах;
- совещания на всю компанию;
- флешмобы;
- конкурсы;
- ответы руководства на вопросы сотрудников;
- интерактивные игры;
- ассессмент-центры;
- создание чат-ботов для ответов на рутинные вопросы сотрудников;
- программы для детей сотрудников;
- онлайн-тренировки;
- психологическая поддержка;
- регулярные опросы;
- каналы в мессенджерах на актуальные темы;
- юридическая помощь.
Максим Белухин, «Сколково»
Мнение о том, что удаленных сотрудников сложнее контролировать, неверно. В офисе неэффективным работникам было проще имитировать полезную деятельность. Онлайн сбрасывает эту «шелуху»: на удаленке они вынуждены отчитываться о проделанной работе напрямую, и если она не выполнена, это очень скоро становится понятным. То же самое касается и неэффективных руководителей.
Контроль процессов необходим, особенно если идет речь о работе на опасном производстве. Но в ситуации с удаленными сотрудниками такой необходимости нет: это его личное дело, как он проводит свое время.
У большинства людей нарушен баланс между работой и личной жизнью. Многие проводили катастрофически много времени на работе. Удаленка помогла им частично реализовать потребность в общении с близкими, но привела к обратной ситуации: теперь их снова тянет в офисы.
Инструмент в управлении вторичен. Если у руководителя есть понимание, как строить команду, а команда разделяет его видение, это и будет первичным инструментом.
Лидерство, особенно в условиях неопределенности, — это упрощение. Когда вокруг проносится тысяча вариантов, лидер выбирает одно решение — то, в которое верит, и ведет за собой сотрудников.
Неопределенность должна быть привычным полем работы для руководителя, но то, что происходит сейчас можно назвать кризисом неопределенности. Это ситуация, когда те правила, которые работали даже в нестандартных условиях, больше не работают. В этот момент и растет роль коммуникации.
Руководитель должен найти индивидуальную мотивацию для сотрудника. Это называется стимулирование. Иногда он может просто помочь работнику самому для себя ответить на этот вопрос. Тогда у него появляется самомотивация.
Мотивация состоит из грамотной коммуникации. Руководитель должен слушать сотрудника, а не рассказывать ему свое видение того, что его якобы должно мотивировать.
Варианты источников мотивации сотрудников:
- денежные премии и бонусы;
- оплата обучения, повышения квалификации;
- соцпакет;
- похвала и признание результатов;
- дополнительные выходные;
- корпоративные мероприятия и праздники;
- оборудованные места для отдыха.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.