Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

«Новый менеджмент, или один в Zoom не воин»: телепроект РБК «В тренде»

Фото:РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
РБК запускает новый телепроект — «В тренде». В первом выпуске гости программы обсудили как меняются подходы к управлению и мотивации сотрудников на удаленке

Гости программы:

Гор Нахапетян — серийный предприниматель и филантроп, соучредитель благотворительного фонда «Друзья»;

Максим Белухин — директор центра Executive-коучинга, развития и карьеры Московской школы управления СКОЛКОВО.

Видео: РБК

Гор Нахапетян, фонд «Друзья»

Удаленка привела к отмене всех регалий. Переговоры в больших кабинетах за длинным столом сменились онлайн-встречами с коллегами, сидящими у себя дома на кухне. В отсутствии этой «амуниции власти» руководителям, вынужденным общаться в формате face-to-face со своими сотрудниками, теперь необходимо научиться грамотно управлять лишь с помощью силы слова.

Многие сотрудники поняли, что они более эффективны именно в условиях удаленки. Нет лишних разговоров, перерывы между «зумами» используются для решения личных дел, а остальное время полностью посвящается работе.

Отсюда вытекает тренд на пересмотр компаниями офисных пространств как таковых. Из-за этого серьезные изменения ждут рынок недвижимости: часть работников, которым комфортно работать «на дому», будут посещать офис частично и, скорее, для социализации.

Многие девелоперы начали проектировать дома с возможностью организовать полноценное рабочее место. И это только начало: дальше могут появиться, например, технологии шумоподавления, как в игровых приставках, чтобы в «зуме» не было слышно шумящих во время переговоров домочадцев.

В новом мире поменяются не только процессы, но и смыслы. Слово «контроль» в контексте мониторинга деятельности сотрудников должно быть заменено на принцип построения достаточного доверия. Нужно достичь такого его уровня и создать такую корпоративную культуру, чтобы не пришлось тратить деньги на системы и процессы проверки.

Самое важное, что нужно делать руководителям, лидерам в условиях неопределенности — разговаривать. Любой корпорации нужна должность Chief communications officer — человека, который занимается коммуникациями и постоянно остается на связи с сотрудниками.

Сотрудников следует вовлекать в решение задач. У людей может быть много полезных идей, которые можно взять на вооружение.

Страх является сильным мотиватором, но он непродолжителен. Мощным стимулом является интерес — интересна работа или нет. Также на мотивацию влияют признание и любовь — ради последней люди способны на многое. Если говорить про руководителей, то их самыми важными инструментами стимулирования сотрудников будут интерес, развитие и признание.

«Кнут и пряник» не работают. Забудьте про этот инструмент.

Слово «спасибо» — минус 20% к зарплате. Благодарите сотрудников за хорошо проделанную работу.

В новом мире деньги больше не будут стоять на первом месте. Цениться будет то, насколько организация гибка и способна устоять перед сложностями, подобными нынешним.

Также на передний план выйдет поиск смыслов. Если внутрь продукта организации не будет заложен определенный социальный смысл, эта организация просто перестанет существовать.

Образовательные процессы — лучшее командообразование. Поэтому образовательные продукты будут также совершенствоваться. Без развития сотрудников невозможно развивать компанию.

Возможные инструменты для командообразования на удаленке:

  • общение в чатах;
  • информационные рассылки;
  • обращения от руководства;
  • тренинги и программы онлайн-обучения;
  • неформальные онлайн-встречи;
  • активности на корпоративных порталах;
  • совещания на всю компанию;
  • флешмобы;
  • конкурсы;
  • ответы руководства на вопросы сотрудников;
  • интерактивные игры;
  • ассессмент-центры;
  • создание чат-ботов для ответов на рутинные вопросы сотрудников;
  • программы для детей сотрудников;
  • онлайн-тренировки;
  • психологическая поддержка;
  • регулярные опросы;
  • каналы в мессенджерах на актуальные темы;
  • юридическая помощь.

Максим Белухин, «Сколково»

Мнение о том, что удаленных сотрудников сложнее контролировать, неверно. В офисе неэффективным работникам было проще имитировать полезную деятельность. Онлайн сбрасывает эту «шелуху»: на удаленке они вынуждены отчитываться о проделанной работе напрямую, и если она не выполнена, это очень скоро становится понятным. То же самое касается и неэффективных руководителей.

Контроль процессов необходим, особенно если идет речь о работе на опасном производстве. Но в ситуации с удаленными сотрудниками такой необходимости нет: это его личное дело, как он проводит свое время.

У большинства людей нарушен баланс между работой и личной жизнью. Многие проводили катастрофически много времени на работе. Удаленка помогла им частично реализовать потребность в общении с близкими, но привела к обратной ситуации: теперь их снова тянет в офисы.

Инструмент в управлении вторичен. Если у руководителя есть понимание, как строить команду, а команда разделяет его видение, это и будет первичным инструментом.

Лидерство, особенно в условиях неопределенности, — это упрощение. Когда вокруг проносится тысяча вариантов, лидер выбирает одно решение — то, в которое верит, и ведет за собой сотрудников.

Неопределенность должна быть привычным полем работы для руководителя, но то, что происходит сейчас можно назвать кризисом неопределенности. Это ситуация, когда те правила, которые работали даже в нестандартных условиях, больше не работают. В этот момент и растет роль коммуникации.

Руководитель должен найти индивидуальную мотивацию для сотрудника. Это называется стимулирование. Иногда он может просто помочь работнику самому для себя ответить на этот вопрос. Тогда у него появляется самомотивация.

Мотивация состоит из грамотной коммуникации. Руководитель должен слушать сотрудника, а не рассказывать ему свое видение того, что его якобы должно мотивировать.

Варианты источников мотивации сотрудников:

  • денежные премии и бонусы;
  • оплата обучения, повышения квалификации;
  • соцпакет;
  • похвала и признание результатов;
  • дополнительные выходные;
  • корпоративные мероприятия и праздники;
  • оборудованные места для отдыха.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: