От циркуля до планшета: 20 лет перемен
Проблема «что положить в рюкзак детям, чтобы всего хватило» актуальна и для 2005-го, и для 2025 года. Родители боятся, что ребенок почувствует себя некомфортно, если под рукой чего-то не будет, поэтому кладут предметы на всякий случай.
При этом и сами дети берут с собой самые разные вещи. К примеру, в середине 2000-х у школьников постепенно стали появляться мобильные телефоны, но это в основном были кнопочные аппараты: в 2005-м смартфоны занимали лишь около 3% рынка, а доступ к «развлекательным» функциям был ограничен. На переменах дети часто играли с тем, что оказывалось под рукой: теннисными мячами, коллекционными карточками, популярными тогда брелоками-фонариками. Девочки пользовались базовыми бьюти-средствами (бальзамом для губ, тушью, салфетками), что отражалось и в подростковых журналах тех лет.
С тех пор рюкзак превратился в высокотехнологичный комплекс: планшет вместо стопки учебников, электронный дневник вместо бумажного, смарт-часы вместо будильника.
Подготовка к школе с 2019 по 2025 год подорожала в России почти вдвое. Согласно исследованию SuperJob, средняя сумма расходов родителей в Москве достигла 19,2 тыс. руб.
При этом расширенный набор — плюс брендовая обувь, технологичный рюкзак, планшет, умные часы, премиальные канцтовары — может обойтись примерно в 75 тыс. руб. Но дорогой набор не гарантирует успешного обучения, а базовый не нанесет ущерба образованию. Главное — понимать реальные потребности ребенка и возможности семейного бюджета.
Как технологии вошли в рюкзак: от бумажного дневника к умным часам
В начале нулевых школьный рюкзак выглядел традиционно: стопки учебников, тетради, пенал с ручками и карандашами. Единственным намеком на технологичность были первые калькуляторы. У некоторых — простые мобильные телефоны. Их давали родители, чтобы ребенок мог позвонить им во время учебных занятий, например для того, чтобы сообщить, что ему стало плохо и его надо забрать из школы.
Переворот произошел с массовым распространением смартфонов. К 2010 году у некоторых старшеклассников уже были смартфоны, но они использовались скорее для развлечений, чем для учебы. Десять лет назад смартфоны были дорогими, поэтому не получили такого массового распространения. Постепенно школьникам начали покупать их, и те стали использовать смартфоны во время уроков, но до 2018 года проблема никем не освещалась.
В 2018 году ВЦИОМ представил результаты опроса о негативном влиянии смартфонов на обучение. С того момента началось обсуждение этой проблемы. В конце 2023-го запрет на использование смартфонов во время уроков закрепился законодательно.
Последним трендом в школьной технике стали умные часы. С их помощью ученики начали отслеживать физическую активность на уроках физкультуры, изменения в расписании, общаться с родителями, следить за временем в ходе выполнения заданий.
Когда появились электронные ведомости (в 2012–2015 годах), оценки стали выставлять не в бумажный дневник и журнал, а в электронный. Ученики стали смотреть расписание и фотографировать домашние задания через смарт-часы. На смену справочникам и словарям пришел смартфон с образовательными приложениями. Вместо того чтобы писать сочинения и эссе, школьники все чаще стали обращаться к нейросетям. В 2022-м они еще не были так популярны, но к 2025 году более 60% российских школьников используют нейросети для учебы. Например, для решения задач по математике, изучения иностранных языков.
Как изменился сам портфель: эргономика, материалы, функции
В 2000-х начали меняться и рюкзаки. Врачи и производители впервые всерьез заговорили о влиянии школьного рюкзака на здоровье детей. Ученые провели исследования, которые показывают связь между неправильно подобранными портфелями и проблемами с позвоночником.
В рюкзаки стали встраивать разные ортопедические элементы:
- Анатомическую спинку. Ее легко узнать по полукруглым мягким подушечкам, которые повторяют естественные изгибы позвоночника.
- S-образные лямки. Широкие мягкие лямки, распределяющие нагрузку на плечи и не врезающиеся в тело/
- Поясной ремень. Для переноса части веса с плеч на бедра.
- Грудную стяжку. Для фиксации лямок и предотвращения их соскальзывания.
В 2010-х появились новые материалы и технологии производства портфелей. Например, светоотражающие элементы, антибактериальные покрытия, водонепроницаемые молнии, EVA-пластик — легкий и прочный материал.
В 2020-х стали модными и доступными умные рюкзаки — с LED-дисплеями, зарядками, защитой от кражи. В последнем случае срабатывает сигнализация при отдалении от смартфона. Современный портфель стал использоваться для подзарядки гаджетов и подсветки в темноте, а через LED-дисплей можно транслировать любое изображение, что делает его элементом стиля.
Что родители добавляют в портфель на всякий случай
Родительская тревожность часто «материализуется» в рюкзаке: лишние перекусы, «аптечки на все случаи» и запасные канцелярские наборы.
Дополнительные предметы успокаивают взрослого, но не всегда помогают ребенку. За стремлением обезопасить ребенка стоит вполне естественное родительское беспокойство. Когда мы не можем находиться рядом с детьми постоянно, то пытаемся компенсировать это «материальной заботой» — предметами, которые символизируют нашу защиту. Исследования показывают связь между тревожностью родителей и повышенной тревожностью детей, а гармонизация родительских установок снижает ее и улучшает взаимоотношения.
Избыток контроля и защиты связан с более высокими уровнями внутренней симптоматики у детей и подростков (тревога, депрессия), более низкой самоэффективностью и худшей учебной саморегуляцией. Это видно и в систематическом обзоре, и в метаанализе 2022–2024 годов.
Важно различать заботу и тревожный контроль. Забота соотнесена с реальными потребностями ребенка, а контроль обслуживает страхи взрослого. Когда контроль становится психологическим давлением (запреты, внушение вины), страдают академическая мотивация и благополучие подростка.
Что с этим делать
Попробуйте найти баланс между заботой и чрезмерной опекой. Перед тем как «доложить еще на всякий случай», проверьте, чью потребность вы закрываете — ребенка или свою. Проведите совместную «инвентаризацию» и обсудите сценарии (что реально бывает в школе): это снизит тревогу и у ребенка, и у вас.
По словам клинического психолога Романа Матафонова, иногда родители действительно «перебарщивают», когда кладут ребенку в рюкзак много лишнего. В эти моменты взрослые проживают предположительный опыт ребенка, чтобы предугадать опасности или ситуации, к которым школьник может быть не готов. При этом трудно сказать, сомневаются ли родители в самостоятельности ребенка, но точно рискуют вырастить его беспомощным.
Исследование — очень важная потребность для ребенка 8–12 лет. Даже если этот опыт окажется негативным, детям важно столкнуться и справиться с ним самостоятельно, научиться просить помощи.
Роман Матафонов:
«Проверяя, взял ли ребенок ластик, сменку и тетради, пытаясь доложить ему килограмм яблок в рюкзак, на самом деле родители взаимодействуют со своими потребностями, исключая из этого процесса ребенка. Школьный опыт — первая ощутимая сепарация, поэтому часто вызывает волнение, сомнения и беспокойство, чувства тревоги и одиночества.
Если вы поймали себя на этих чувствах, попробуйте поверить в своего ребенка, в его самостоятельность. Спросите, хочет он взять второй обед или достаточно одного. Рюкзак — его личное пространство. Пусть ребенок наполняет его тем, что ему необходимо, ведь в конечном счете ему нести это на своих детских плечах».
Почему дети хотят одного, а родители — другого
Школьный рюкзак для ребенка не просто хранилище учебных принадлежностей. Это кусочек личного пространства. Каждый предмет в этом пространстве имеет эмоциональное значение. Например, ручка с блестками — источник вдохновения и хорошего настроения, а маленькая игрушка — способ справиться со стрессом в трудный момент.
Родители смотрят на содержимое портфеля глазами опыта. Они знают, что в школе может случиться всякое: ребенок поранится, испачкается, проголодается, потеряет что-то важное. Взрослая логика диктует: лучше подстраховаться. В этом нет ничего плохого, если у ребенка остается свобода.
Исследования 2023–2024 годов фиксируют: поддержка автономии со стороны родителей связана с лучшей саморегуляцией и учебной вовлеченностью; открытая семейная коммуникация смягчает негативные эффекты гиперопеки. Это не вседозволенность, а совместные правила и доверительные переговоры.
Что с этим делать
Дайте ребенку право голоса в выборе вещей и их комплектации, договорившись о критериях (безопасность, вес, реальная полезность). Это повышает ответственность и снижает сопротивление «лишним» предметам.
Рюкзак как зеркало взрослого: как не упаковать ребенку свои тревоги
Заботясь о ребенке, родители часто подкладывают детям собственные страхи и тревоги. Например, контейнер с пятью видами перекуса говорит: «Я переживаю, что ты останешься голодным и все подумают, что я плохая мать», а большая аптечка шепчет: «Мир опасен, и только я могу тебя защитить».
Психологи называют это «эмоциональным багажом» — когда родители буквально нагружают детей грузом собственных переживаний, даже не осознавая этого. Разница между заботой и тревожным контролем лежит в мотивации. Истинная забота исходит из потребностей ребенка и направлена на развитие его самостоятельности. Тревожный контроль исходит из страхов и нужен, чтобы с ними справиться.
Поддержка автономии — это про способ взаимодействия, а не про «снять все рамки». Это когда родители спрашивают: «Из этих двух бутылок какую берем и почему?» Даже краткие эпизоды такой поддержки заметно улучшают настроение подростков и качество взаимодействия.
Есть и объективная граница — здоровье. Исследователи рекомендуют, чтобы вес рюкзака не превышал ≈10–15% массы тела; превышение связано с болями в спине и нарушениями осанки у школьников. Последние работы показывают взаимосвязь средних нагрузок около 13,5% массы тела и высокой распространенностью болей, особенно у девочек.
Что с этим делать
Договоритесь о красной линии по весу портфеля (например, 10–12% массы тела) и о наборе гаджетов (зачем гаджет берем и как им пользуемся). Минимизируйте дублирующиеся предметы и «талисманы безопасности». Предпочтение отдаем портфелям и рюкзакам с двумя крепкими широкими лямками, избегая сумок-«почтальонок» на одной длинной лямке через плечо.
Как отличить свои тревоги от детских потребностей
Первый шаг — честность с самим собой. Полезно задать себе несколько вопросов:
- Чьи потребности я удовлетворяю этим предметом в рюкзаке — ребенка или свои?
- Что произойдет, если этого предмета не будет? Реальная проблема или моя фантазия?
- Какие эмоции я испытываю, представляя ребенка без этой «защиты»?
- Просил сам ребенок об этом предмете или я решил за него?
Переход от гиперконтроля к здоровой заботе не происходит за один день. Это процесс постепенной передачи ответственности ребенку.
1. Осознание. Проведите «инвентаризацию» детского рюкзака. Выложите все содержимое и честно оцените, что из этого действительно нужно ребенку, а что успокаивает ваши тревоги.
2. Диалог. Обсудите с ребенком содержимое портфеля. Спросите, что он считает важным, что использует, а что только занимает место. Дети часто удивительно разумно оценивают свои потребности.
3. Эксперимент. Начните с малого. Уберите один-два «страховочных» предмета и посмотрите, что произойдет. Скорее всего, ничего катастрофического не случится.
Отказ от гиперконтроля не означает полное равнодушие к безопасности ребенка.
Базовые вещи: телефон для связи, небольшая сумма денег на экстренный случай, информация о том, к кому обратиться за помощью, — остаются важными.
Разница в том, что мы предусматриваем реальные риски, а не фантазийные угрозы. И учим детей пользоваться этими «инструментами безопасности», а не просто носить их как талисманы.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.