Зачем зумеры уезжают в монастыри на несколько недель

Кадр со съемок сериала «Монастырь»
Кадр со съемок сериала «Монастырь» (Фото: «Кинопоиск»)
Иногда хочется отключить смартфон и подумать о вечном. Для этого молодые люди решают пожить в монастырях. Рассказываем, как это бывает и что дает «монастыринг»

В 2024–2025 году среди молодых людей 20–27 лет набирает популярность необычный формат отдыха — поездки в монастыри на несколько недель. Это не просто смена обстановки, а полное погружение в аскетичный образ жизни: ранние подъемы, постная еда два раза в день, физический труд, а еще служба, отдых от телефона и минимум разговоров. «РБК Тренды» выяснили, как устроен этот тренд и что за ним стоит.

Как все начиналось

Родоначальницей этого явления стала 27-летняя россиянка Анастасия Ащеулова. В начале 2023 года она уехала на несколько дней в одну из российских обителей, а затем выложила сторис о своем опыте в Instagram (принадлежит Meta, корпорация признана экстремистской и запрещена в России). Вскоре ее контент — с видами монастырской жизни, физическим трудом и размышлениями об уединении — быстро разошелся по пабликам, а затем привлек внимание федеральных медиа. Так совершенно случайно Анастасия Ащеулова стала основательницей «монастыринга». На волне растущего интереса она добавила в описание своих видео хештег #монастыринг.

Анастасия рассказала журналистам, что давно хотела попробовать монастырскую жизнь и на ее решение повлияли книга Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушницы» и российский сериал «Монастырь» 2022 года с Анастасией Ивлеевой и Марком Эдельштейном в главных ролях. В этих произведениях описывались тяжелые условия в обителях. Девушка говорит, что у нее не было цели стать знаменитой и прославлять монастыри, но она рада, что больше людей узнали о такой возможности.

Весной 2024 года автор блога о православной культуре Анастасия Бянкина отправилась в монастырь как трудница (добровольно и безвозмездно выполняла различные работы в монастыре), а заодно поучаствовала в съемках документального фильма «Воины света». Своими впечатлениями она поделилась в коротком видео, опубликованном в Instagram. Спустя полгода ролик неожиданно разошелся по пабликам во «ВКонтакте» и телеграм-каналам — без указания авторства и в контексте нового тренда «монастыринг». Сама Анастасия Бянкина выразила недовольство ситуацией в своем телеграм-канале: «Дело в том, что я узнала слово «монастыринг» и то, что это тренд, когда увидела эту новость со своим видео. Я православная, и я давно посещаю храмы и монастыри, потому что это часть моей веры, это часть моей жизни, а не потому, что мне не помогают антидепрессанты, и уж тем более не вместо квадробинга». По ее словам, в православной традиции понятия «монастыринг» не существует — есть паломничество и трудничество, которые практикуются уже давно. «Даже если сейчас это стало популярным, то мы, православные, стали это делать еще до того, как это стало мейнстримом», — пояснила она.

Кадр из документального фильма «Воины света»
Кадр из документального фильма «Воины света» (Фото: Anna Shadkhina/Rutube)

Как уходили раньше

Похожие практики ухода от общества уже существовали — просто выглядели иначе. Вспомним культурных предшественников.

В 1960–1970-е в США и странах Европы был расцвет движения хиппи. Молодые люди протестовали против войны во Вьетнаме, консерватизма и потребительской культуры. Они отправлялись в ашрамы (общины во главе с духовным наставником) Индии и Непала. Их манила восточная духовность: медитации, дзен-буддизм, философия ненасилия. В отличие от сегодняшних зумеров, храм был для них местом свободы, а не дисциплины. В итоге некоторые действительно оставались в духовных общинах.

Фото:Kandinsky 2.2
Социальная экономика Кто такие хиппи: от «Вудстока» до Христиании

В 1990-е в странах Европы появились дауншифтеры — люди, уставшие от карьерной гонки и желающие изменить образ жизни. Философия дауншифтера — жизнь ради себя, в которой человек не гонится за материальным успехом и внешними признаками статуса. Первая волна дауншифтинга в России случилась в 2000-е — люди стали массово переезжать в теплые страны. Таиланд, Индия, в том числе Гоа, Бали стали главными направлениями для тех, кто покупал билет в один конец с мечтами о свободе и простых радостях.

Отдельная история — православные паломнические поездки, которые получили большое распространение в 2010-е в России. Паломники отправлялись в монастыри не за релаксом, а в «место силы», где можно приложиться к мощам, исповедаться, узнать больше о чудесах святых.

Зачем зумеры идут в монастыри

Что заставляет современных молодых людей, выросших в эпоху цифровых технологий, добровольно отправляться в места с жестким распорядком дня и минимальными удобствами? Вот некоторые причины, о которых говорят эксперты и сами молодые люди.

  • Кризис смыслов. Поколение, перегруженное информационным шумом, ищет точки опоры в быстро меняющемся мире.
  • Альтернатива психотерапии. В монастырской среде с ее четким распорядком и отстраненностью от мирской суеты молодые люди находят душевное равновесие.
  • Цифровой детокс. Несмотря на то что многие потом активно публикуют свои монастырские впечатления в соцсетях, сам факт временного отказа от гаджетов становится ценным опытом.
  • Социальный протест. Для части молодежи монастыринг — это осознанный жест против мейнстрим-культуры и способ самовыражения.

Михаил Бриль, кандидат психологических наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой психологии кризисных и экстремальных ситуаций СПбГУ, исполнительный директор Санкт-Петербургского психологического общества, считает, что этот тренд может быть связан с потребностью молодых людей отдохнуть от многозадачности, с поиском нового смысла жизни и необходимой опоры, а также со стремлением к экзотике.

Михаил Бриль:

«Уверен, что влияние моды здесь тоже есть. Однако определить, где мода, а где — желание отдохнуть или разобраться в себе, бывает крайне затруднительно. Человек может считать, что отправляется в такую поездку «просто так», в то время как им движут не осознаваемые, но сильные потребности, требующие удовлетворения».

Александр Рикель, социальный психолог, кандидат социологических наук, отмечает, что тренд на монастыринг возник не на фоне всплеска интереса к религии, а в первую очередь как нестандартная форма самовыражения.

Александр Рикель:

«Поколение зумеров в целом существует в эпоху максимальной индивидуализации своего жизненного сценария. То есть они живут в таком количестве разнообразных трендов, поэтому им хочется (и они могут) убежать от некоторых стандартных форм досуга и бытия в целом. В этом контексте монастыринг можно рассматривать как один из таких нестандартных выборов. Интересно, что этот феномен отражает два, казалось бы, противоположных тренда в поведении зумеров. С одной стороны, это может быть формой протеста против цифрового мейнстрима — своеобразный жест отказа от постоянной погруженности в соцсети. С другой стороны, для некоторых это становится новой формой самопрезентации, когда монастырский опыт превращается в контент для тех же социальных сетей».

Фото:Shutterstock
Зеленая экономика Как зумеры переизобретают осознанное потребление

Елизавета Бацалюк, социолог, автор книги «Кроличьи тропы: введение в социологию», отмечает, что религия и духовность часто противопоставляются прогрессу. По этой причине контент о паломничестве и трудничестве молодых людей может восприниматься как нечто «сенсационное» и привлекать к себе большое внимание со стороны медиа.

Елизавета Бацалюк:

«Феномен «монастыринга» среди молодежи отражает современные тенденции в духовной жизни. Прежде всего он связан не с ростом религиозности как таковой, а с глубокой цифровизацией повседневности. Сегодня молодые люди активно используют соцсети для выражения своего религиозного опыта. Такая практика стала важным способом формирования идентичности. Как отмечает исследовательница, социолог религии Нэнси Аммерман, для современной «живой религии» характерно, что верующие могут проявлять свою духовность не только через традиционные церковные обряды, но и через более актуальные форматы — например, через публикации в социальных сетях».

Неслучайно в TikTok уже можно встретить аккаунты монастырей и священников.

С другой стороны, духовный туризм не всегда имеет под собой исключительно религиозные мотивы. Как отмечает социолог Елизавета Бацалюк, для многих это:

  • побег от рутины — шанс вырваться из городской суеты;
  • поиск аутентичности — попытка прикоснуться к «настоящей» традиции (это подтверждает и антрополог религии Жанна Кормина);
  • культурный туризм — интерес к истории и архитектуре;
  • детокс — временный отказ от гаджетов.

При этом образ монастырей часто романтизируют: их видят как места «вне времени», где можно найти ответы на сложные вопросы. Для светских людей они становятся символами инаковости — закрытыми, но доступными мирами.

Утро начинается не с TikTok

Типичный день трудника в монастыре разительно отличается от привычной жизни в городе. Здесь нет будильника в смартфоне — подъем в 5:00 по колоколу.

Примерный распорядок дня:

5:30–7:00 — утреннее правило (для новичков это самое сложное);

7:30 — завтрак (каша, чай, хлеб — без мяса и излишеств);

8:30–12:00 — послушание (работа в огороде, уборка, помощь на кухне);

12:00–13:00 — обед и короткий отдых (разговоры — только шепотом);

13:00–17:00 — чтение, рукоделие или прогулка (но не «просто поболтать»);

18:00 — ужин (последний прием пищи за день);

20:00 — вечернее правило и отбой (никаких ночных сериалов).

Утреннее и вечернее правило — это обязательные молитвенные последовательности, которые совершаются ежедневно и составляют духовный каркас монастырского уклада. Свободное время у трудников тоже есть, его можно проводить по своему усмотрению, не нарушая устав монастыря и положение о трудниках.

Главные ограничения:

  • Гаджеты — телефоны часто сдают при входе или используют только 1 час в день.
  • Болтовня — общение минимально, особенно во время трапез.
  • Еда — постное меню без алкоголя, кофе и снеков.
  • Одежда — никаких мини-юбок, открытых плеч или яркого макияжа (монашеская одежда не нужна, важно выглядеть скромно).

У каждого монастыря есть свой закрепленный свод правил для трудников, который регламентирует их поведение, взаимодействие с послушниками и др.

В первые два-три дня многие признаются, что с трудом выдерживают непривычную тишину. Но к концу недели начинают замечать, как меняется восприятие: обостряется слух, возвращается способность концентрироваться.

Трудничество
Трудничество (Фото: официальный сайт Введенского ставропигиального мужского монастыря)

Фото:Pexels
Социальная экономика Просьба не беспокоить: зачем и как уходить в цифровой детокс

Точки монастыринга

Почти в каждом монастыре России есть потребность в помощи, будь то физический труд, ремонтные работы или заботы по хозяйству. Условия трудничества различаются, но общие принципы таковы: нужно соблюдать устав и быть готовым к работе. Чтобы стать трудником, лучше написать в обитель заранее и узнать подробности (контакты — на сайте и в соцсетях монастыря).

Сформировалось несколько ключевых направлений монастыринга, каждое со своей спецификой. Вот некоторые из них.

Оптина пустынь, Калужская область

Почему едут:

  • близость к Москве (четыре часа на машине);
  • гостеприимство к трудникам (паломникам, работающим в монастыре);
  • место с большой историей, важный духовный центр России.

Особенность: здесь сложился уникальный институт старчества — духовные наставники принимали тысячи паломников, включая известных писателей и паломников. Оптинские старцы причислены к лику святых как преподобные.

Оптина пустынь
Оптина пустынь (Фото: Правмир)

Валаам, Карелия

Почему едут:

  • природный парк: скалы, хвойные леса;
  • островное расположение: возможность добраться только по воде создает дополнительный эффект «побега»;
  • уникальная деревянная архитектура.

Особенность: вековые традиции богослужений, связанные со знаменитым валаамским распевом и строгим уставом.

Валаам
Валаам (Фото: «Яндекс Путешествия»)

Фото:Justin Sullivan / Getty Images
Социальная экономика Минимум одежды и отказ от соцсетей: как выглядит аскетизм в XXI веке

Соловки, Архангельская область

Почему едут:

  • аура «места силы» с трагической историей;
  • практически полная изоляция от цивилизации (в некоторых зонах на острове в Белом море нет устойчивой мобильной связи);
  • уникальные каменные лабиринты.

Особенность: в 1923 году на месте монастыря был создан Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) — суровое место ссылки тысяч заключенных. Он просуществовал до 1939 года. Монастырь возродился только в 1990 году.

Соловецкий монастырь
Соловецкий монастырь (Фото: Туристический портал Архангельской области)

Что с этим за границей

Тренд на «монастыринг» — путешествия в обители для духовного опыта — охватывает и другие страны.

Европа

В Великобритании говорят об общем спаде религиозности. Молодые люди открыты для веры, считают себя духовными, но не религиозными и избегают традиционных церковных структур. Кратковременный семидневный ретрит в аббатстве Бакфаст без строгих догм — подходящий отдых для молодого англичанина. В Италии и во Франции набирают программы Monastery Stays — проживание в кельях с участием в службах, с медитацией, йогой, музыкальной терапией и др.

Аббатство Бакфаст
Аббатство Бакфаст (Фото: Buckfust Abbey)

Азия

В Китае молодые люди массово посещают храмы, особенно после пандемии (50% посетителей известных буддийских храмов в 2023 году — миллениалы и зумеры). Они покупают «буддийские» браслеты из песчаного дерева и выстраиваются в очереди за благовониями. Как отмечают в китайском медиа Jing Daily, это запрос на духовную поддержку, эмоциональное благополучие и спокойную обстановку. В Индии также наблюдается рост спроса на духовный туризм. Молодыми людьми движет стремление к автономии, самоопределению и духовному развитию.

Посты в китайской соцсети Xiaohongshu, которые знакомят с различными типами браслетов дворца Юнхэ
Посты в китайской соцсети Xiaohongshu, которые знакомят с различными типами браслетов дворца Юнхэ (Фото: Xiaohongshu)

Зумеры сочетают паломничество с осознанным туризмом, выбирая тишину монастырей вместо шумных курортов.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 16.06.2025
Авторы
Теги
Теона Квачадзе
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть