Кто такие хиппи: от «Вудстока» до Христиании

Фото: Kandinsky 2.2
Фото: Kandinsky 2.2
Длинные волосы, потертые джинсы и цветы — хиппи стали культовым движением второй половины ХХ века. Разбираемся, как они появились, обрели популярность и где они сейчас

Содержание:

Кто такие хиппи

Хиппи (от англ. hippie или hippy) — это масштабное контркультурное движение, зародившееся в США в 1960-х годах и существующее по сей день. Хиппи выступают против пуританских ценностей, традиционалистских устоев общества и войн; пропагандируют равенство, ненасилие, любовь и стремление к счастью.

В 1960–1970-х годах движение хиппи было популярно в США, Европе и даже СССР. В период расцвета движения, в 1967 году, журнал Тime насчитывал в США не менее 300 тыс. хиппи [1]. Они противостояли культу карьеры, успеха и потребления, поэтому уходили из родительских домов, бросали университеты, объединялись в коммуны и путешествовали с одного музыкального фестиваля на другой. Хиппи экспериментировали с психотропными веществами, увлекались восточной культурой и философией. Именно хиппи способствовали популяризации йоги, вегетарианства и веганства, астрологии, фрисби и экоактивизма [2], [3].

Многие участники хиппи-движения были визионерами и повлияли на развитие компьютерных технологий и интернета. В конце 1960-х — начале 1970-х годов фотограф, писатель и хиппи-активист Стюарт Бренд издавал журнал Whole Earth Catalog [4]. Там публиковались как советы по ведению хозяйства, так и статьи, обещающие скорое появление персональных компьютеров. Молодые контркультурщики, не желавшие становиться винтиками в корпоративной машине, увлекались идеями Бренда и собирали домашние компьютеры в гаражах родительских домов в Сан-Франциско — именно так зарождались многие гиганты Силиконовой долины, такие как Apple [5]. Стив Джобс, в молодости черпавший вдохновение в Whole Earth Catalog, называл журнал «Google в бумажной обложке» и «Библией своего поколения» [6].

Стив Джобс в молодости. Фотограф: Тони Короди
Стив Джобс в молодости. Фотограф: Тони Короди (Фото: VTPass)

Музыка играла огромную роль в жизни хиппи: во многом благодаря этому движению всемирную популярность приобрели такие исполнители, как The Doors, The Beatles, Led Zeppelin, Дженис Джоплин и Джими Хендрикс. Они выступали на одном из самых известных музыкальных фестивалей «Вудсток», который собирал не менее 400 тыс. человек.

Толпа на фестивале «Вудсток», 1969 год
Толпа на фестивале «Вудсток», 1969 год (Фото: Getty images)

История хиппи

Зарождение: беби-бумеры, битники и контркультурщики

Движение хиппи было продуктом своей эпохи. Родители хиппи — это так называемые беби-бумеры: после Великой депрессии и Второй мировой войны в США наступил период экономического роста, что спровоцировало небывалый демографический рост [7]. В американском послевоенном обществе царил культ благосостояния: улучшение экономики, технический прогресс, появление телевидения и развитие рекламы стимулировали культуру потребления [8]. Также на первый план выдвигались семейные ценности: именно в 1950-х годах в сознании американцев закрепилась идея идеальной американской семьи — супружеской пары с двумя детьми, живущей в загородном доме [9]. Для людей, переживших тяжелейший экономический кризис и войну, такой образ жизни казался пределом мечтаний.

Реклама газировки 7 Up с изображением образцовой американской семьи, 1949 год
Реклама газировки 7 Up с изображением образцовой американской семьи, 1949 год (Фото: Envisioning The American Dream)

Но «американская мечта» оказалась близка не всем. В 1950-х против нее начали выступать писатели и музыканты, которых назвали битниками [10]. Представители субкультуры выступали против протестантской этики, империализма, патриархальных ценностей в обществе. Среди них — Джек Керуак, Аллен Гинзбург, Уильям Берроуз и музыкант Боб Дилан. Битников можно считать источником вдохновения для хиппи — подрастающие дети беби-бумеров противились образу жизни родителей и тяготели к контркультуре, которую воплощали собой битники.

Битники Майкл Маклюр, Боб Дилан и Аллен Гинзберг. Фотограф: Ларри Кинан
Битники Майкл Маклюр, Боб Дилан и Аллен Гинзберг. Фотограф: Ларри Кинан (Фото: Beatnik Sons)

Начало 1960-х годов было неспокойным: разгар холодной войны между США и СССР, зеркальные испытания ядерного оружия, Карибский кризис, региональные войны по всему миру — все эти события отражались в настроениях молодежи. Росло недовольство международной ситуацией и действиями правительств. Внутри США тем временем нарастали социальные волнения. Борцы за права женщин, небелых людей и сексуальных меньшинств требовали равноправия, а экоактивисты привлекали внимание к проблемам окружающей среды. Недовольство молодых людей усилилось в 1963 году, после убийства президента Джона Кеннеди, которого многие воспринимали как последнего борца за равные права разных социальных групп. Все эти факторы вылились в волну протестов и демонстраций: молодые люди восставали против всего, что они считали несправедливым, — расизма, сексизма, классового неравенства, войны и ограничения прав. На заре движения журналисты назвали одну из таких групп длинноволосых протестующих пацифистов hippies, от английского глагола to be hip — «быть в теме» [11]. Отсюда хиппи получили свое название.

Фото:Midjourney
Социальная экономика Пацифизм: зарождение и развитие от Древнего Китая до наших дней

Стиль и философия хиппи

Хиппи транслировали свои взгляды на жизнь через внешний вид и образ жизни. Они бойкотировали стремление к материальным благам, считая, что счастье — это духовное состояние. Лиза Лоу, известный хиппи-фотограф, описывала цель хиппи-движения таким образом: «Это была попытка восстать против ценностей, которые нам навязали родители. Мы пытались вернуться к прикосновениям, к построению связей и жизни» [12].

Нарочитая небрежность в одежде противопоставлялась аккуратности стиля 1950-х годов: цветастые платья, застиранные футболки, сандалии, унисекс-одежда и большое количество украшений, часто сделанных вручную. Хиппи интересовались культурой Востока, поэтому многие из них носили одежду и украшения с индийскими, афганскими, непальскими мотивами. Одна из самых примечательных черт хиппи — провокационные прически. В 1950–1960-х годах мужчины носили короткие стрижки, считавшиеся признаком опрятности: волосы были аккуратно уложены гелем; женщины часто делали завивку. В знак протеста хиппи отращивали волосы, носили их распущенными или заплетали косички и носили цветочные венки [13]. Мужчины и женщины с длинными волосами размывали традиционные гендерные роли, чем вызывали недовольство консерваторов: их обвиняли в безыдейности, гедонизме и неаккуратности. Рональд Рейган, бывший во времена расцвета хиппи губернатором Калифорнии, сравнивал их с персонажами повести о Тарзане: «Одеваются, как Тарзан, имеют прическу, как у Джейн, и пахнут, как Чита [шимпанзе]» [14].

Певица Дженис Джоплин на фестивале «Вудсток», 1967 год
Певица Дженис Джоплин на фестивале «Вудсток», 1967 год (Фото: Internet Archive)

Хиппи протестовали против устоявшихся ценностей не только с помощью внешнего вида, но и с помощью образа жизни. Они объединялись в коммуны и жили в заброшенных деревнях, усадьбах, на природе [15]. Одна из самых известных коммун — «Веселые проказники» под предводительством писателя Кена Кизи (автора «Пролетая над гнездом кукушки») [16]. В 1964 году «проказники» совершили длительную поездку по Америке на разрисованном школьном автобусе Furthur, закатывая вечеринки и раздавая наркотики [17]. Это путешествие стало частью стереотипного изображения хиппи-коммуны.

Автобус «Веселых проказников» — Furthur
Автобус «Веселых проказников» — Furthur (Фото: The Furthur Down The Road Foundation )

Поскольку хиппи увлекались восточной культурой и философией, многие из них путешествовали по Азии. Появились даже туристические маршруты, получившие название «тропа хиппи» [18]. Центром притяжения хиппи был Катманду — столица Непала, где можно побыть вдали от привычной культуры [19].

Карта «тропы хиппи» — пути из Лондона в Бангкок
Карта «тропы хиппи» — пути из Лондона в Бангкок (Фото: Reflections on Travelling )

Эксперименты с галлюциногенными препаратами были частью культуры хиппи. Одним из адептов такого подхода был известный психолог, профессор Гарвардского университета Тимоти Лири [20]. Он активно изучал влияние психотропных веществ, таких как псилоцибин (галлюциногенное вещество, получаемое из определенного вида грибов) на мозг человека, раздавая его своим знакомым художникам и музыкантам, а также выпускникам Гарварда. Противоречивые практики Лири привели к его увольнению из Гарварда в 1963 году, и он стал изучать другой препарат, в то время применявшийся для лечения шизофрении [21]. Лири писал книги и путешествовал по стране с лекциями, заработав большую известность среди хиппи-молодежи [22]. Американские власти считали влияние Тимоти Лири на молодые умы угрозой, а президент США называл его «самым опасным мужчиной в Америке». За свою деятельность Лири неоднократно попадал в тюрьму. Вскоре препараты, которые он изучал, были внесены в список наркотических средств и запрещены.

Тимоти Лири — психолог и исследователь психоделиков. Фотограф: Лиза Лоу
Тимоти Лири — психолог и исследователь психоделиков. Фотограф: Лиза Лоу (Фото: American History)

Протестное движение

Хиппи принимали активное участие в социально-политических процессах. В основе философии хиппи — любовь и пацифизм, всеобщее равенство и разоружение. Выражать свою позицию они предпочитали с помощью мирных демонстраций. При этом хиппи нередко объединялись с более радикально настроенными движениями, такими как The Diggers (анархистская группировка, существовавшая в Сан-Франциско в конце 1960-х годов и активно участвовавшая в протестах против войны во Вьетнаме), и поддерживали их в борьбе за гражданские права [23], [24]. Хиппи-культура отчасти вдохновила студенческие протесты во Франции в 1968 году, когда десятки тысяч человек вышли на улицы с требованием реформы правительства [25].

Хиппи принимают участие в марше на Пентагон, 1967 год
Хиппи принимают участие в марше на Пентагон, 1967 год (Фото: LBJ Library )

С антивоенной позицией выступали многие кумиры хиппи-движения. Например, Джон Леннон со своей женой Йоко Оно в 1969 году устроили необычную акцию, проведя две недели в кровати гостиничного номера, каждый день разговаривая с журналистами о важности мира [26].

Акция Джона Леннона и Йоко Оно «В постели за мир», 1969 год
Акция Джона Леннона и Йоко Оно «В постели за мир», 1969 год (Фото: National Archive )

Ключевым событием антивоенного движения стал марш в Вашингтоне 15 ноября 1969 года, в котором приняли участие около полумиллиона человек, среди которых было много хиппи. СМИ окрестили этот марш самой большой антивоенной демонстрацией в истории США [27]. Демонстрации и антивоенные акции привлекали общественный интерес, и все больше людей задавались вопросом, что американские войска делают во Вьетнаме. Поддержка войны стремительно снижалась, и в 1973 году правительство США объявило о выводе войск из Вьетнама.

Демонстранты на марше против войны во Вьетнаме. Вашингтон, 15 ноября 1969 года. The Associated Press
Демонстранты на марше против войны во Вьетнаме. Вашингтон, 15 ноября 1969 года. The Associated Press (Фото: New York Times )

Несмотря на то что демонстрации хиппи носили преимущественно мирный характер, случались трагические инциденты. Одно из таких событий — гибель студентки Эллисон Краузе. По одной из версий, Эллисон вставила цветок в дуло винтовки полицейского на демонстрации против введения американских войск в Камбоджу в 1970-м [28]. В тот же день Эллисон погибла от выстрела одного из полицейских, открывших огонь по демонстрантам. Впоследствии фраза «Цветы лучше пуль», приписываемая Краузе, станет культовой для хиппи-движения.

Один из примеров «цветочного протеста», 1967 год. Фотограф: Берни Бостон
Один из примеров «цветочного протеста», 1967 год. Фотограф: Берни Бостон (Фото: The White House News Photographers Association )

Хиппи в Советском Союзе

Волна хиппи-движения не обошла стороной и СССР. Советские критики движения считали хиппи тунеядцами. Однако общественное порицание не помешало образованию хиппи-объединений во многих городах. Одним из них была московская «Система» под предводительством Юрия Буракова по прозвищу Солнце — сына военного чиновника. Первые советские хиппи были детьми представителей элиты — именно они имели доступ к зарубежной музыке и одежде и проникались идеями западной контркультуры [29]. Историк Владимир Видеманн в книге «Запрещенный Союз. Хиппи, мистики, диссиденты» так описывает Буракова: «Осенью 1971-го из Москвы впервые приехал в Таллин Юра (Солнце) Бураков (1949–1992) — неформальный лидер московских и всех советских хиппи, диссидент, писатель. Сын крупного чина КГБ, старший брат комсомольского активиста. Его в «Песочницу» (место сбора хиппи в Таллине — детский парк на улице Виру) привел Влад. У Юры были запорожские усы и длинные соломенные волосы, одет он был в широкий светлый плащ». Согласно Видеманну, советская молодежь охотно слушала западную музыку, пробовала наркотики (однако в СССР это очень жестко пресекалось и регулярно проходили облавы). Появился и собственный сленг, наполненный англицизмами: хиппи регулярно ходили на «сейшены» (концерты, квартирники) потрясти «хайром» (волосами). У хиппи были свои точки сбора. Например, в Москве их можно было найти на «Психодроме» у старого здания МГУ, на Пушкинской площади и на Тверской у памятника Юрию Долгорукому. Летом же хиппи ездили в Крым.

Хиппи в Советском Союзе, 1978 год
Хиппи в Советском Союзе, 1978 год (Фото: Papa-Lesha.ru )

Ценности, которые проповедовали хиппи, оказались близки советской молодежи. Историк Юлиана Ферст, исследовавшая советское хиппи-движение, пишет: «Идеи хиппи пересекались с ценностями социализма, такими как коллективизм, равенство и антиматериализм [30]. Быть хиппи в Советском Союзе значило быть верным многим коммунистическим ценностям, при этом отвергая советскую реальность и нормы». По мнению Ферст, советские хиппи адаптировали хиппи-культуру под свои реалии: усиленная солидарность внутри движения помогала им преодолевать угрозы своему существованию и умело использовать преимущества жизни в СССР — сравнительно невысокие цены, возможности для трудоустройства, работу с долгими летними каникулами и т.д.

В отличие от западных, советские хиппи выступали против политизации движения. Режиссер документального фильма «Советские хиппи» Терье Тоомисту считает, что политический энтузиазм у хиппи пропал после участия в демонстрации против войны во Вьетнаме в Москве в 1971 году. Акция закончилась арестами, несмотря на то что была согласована с властями. «Когда я спрашиваю старых хиппи, интересовала ли их политика, они обычно отвечают, что тогда они считали политику чем-то косным и инертным. Они понимали, что у них нет никакой возможности изменить что-либо в советском обществе и что, если они попытаются это сделать, они попросту окажутся в тюрьме. Во многих отношениях, как мне кажется, их отторжение политики само по себе было формой протеста», — рассказал Тоомисту [31].

Где и как живут хиппи сегодня

С 1980-х популярность хиппи-движения постепенно пошла на спад: молодые люди взрослели, обретали работы и семьи и так сами стали частью той системы, которой себя противопоставляли.

Сегодня людей, называющих себя хиппи, не так много. Сохранилось несколько коммун. Например, экокоммуна «Ферма» существует в США с 1971 года [32]. В ней регулярно проживают около 200 человек, там есть центр акушерства, небольшое издательство и гостиницы [33]. В Европе же самой известной хиппи-коммуной является Христиания — квартал в Копенгагене, где живут около 850 человек и регулярно проходят различные фестивали [34].

Район Христиания, Копенгаген
Район Христиания, Копенгаген (Фото: Christiania.org)

Несмотря на то что пик популярности хиппи остался в прошлом, многие их идеи снова получают внимание [35]. Возвращается тренд на экологичность, отказ от животных продуктов, эко- и агротуризм, коворкинги, коливинги, возобновляемую энергию (именно хиппи в 1970-х популяризировали использование солнечных панелей), культ любви к природе, полиаморию и дауншифтинг в Азию. Во многом это адаптация классических хиппи-идей под современные реалии.

Обновлено 19.07.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть