Длинные выходные: плюсы и минусы для экономик стран и бизнеса

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
В России и во многих других странах мира постоянно ведутся дискуссии о сокращении или увеличении количества праздничных выходных дней. «РБК Тренды» выяснили, как реагирует экономика на длинные периоды отдыха

Сократить или увеличить: как в России и мире спорят о праздниках

В 2025 году в России насчитывается 118 нерабочих дней, из них 14 — праздничные. Ближайшие длинные выходные ожидают россиян в мае: по случаю Праздника весны и труда (с 1-го по 4-е число), а также в связи с празднованием Дня Победы (с 8 по 11 мая).

При этом каждый год существующее количество праздничных нерабочих дней становится предметом критики публичных лиц. Например, в январе этого года первый зампред комитета Госдумы по охране здоровья, хирург Бадма Башанкаев заявил, что длительность новогодних праздников надо сократить до пяти дней, поскольку «долгие выходные провоцируют проблемы со здоровьем у россиян».

Еще одна причина, по которой часто предлагается лишить россиян некоторых праздничных нерабочих дней, — это экономические издержки. По словам эпидемиолога и заместителя президента Российской академии образования, академика РАН Геннадия Онищенко, длинные новогодние праздники несут вред экономике страны, потому что «банки не работают, бизнес не работает, люди гуляют». При этом Россия — не единственная страна, где обсуждается увеличение или сокращения числа нерабочих праздничных дней.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Что такое праздничная депрессия и как с ней справляться

Например, в 2020 году в Новой Зеландии было предложение добавить дополнительный выходной, чтобы подстегнуть развитие местного туризма. Схожая инициатива обсуждалась в 2025 году в Великобритании: многие ожидали дополнительный выходной праздничный день по случаю 80-летия победы во Второй мировой войне.

В 2011 году Италия ввела дополнительный нерабочий день в честь 150-летия объединения страны. Три года спустя анализ экономических данных, проведенный Франическо Марией Эспозито из Католического университета Милана, выявил небольшой, но положительный эффект этого решения.

Однако не везде эффект от дополнительных праздников приносил экономике выгоды. В 2015 году консультанты PwC, оценив влияние введения дополнительного банковского выходного дня в австралийском штате Виктория, пришли к выводу, что затраты превышают выгоды: даже при росте потребительских расходов компании могут потерять от 717 до 898 млн австралийских долларов.

Мы проанализировали аргументы каждой из сторон, чтобы выяснить, полезны ли длинные выходные для национальных экономик в целом и для отдельных компаний в частности.

Минусы длинных праздников

В 2020 году аналитики сообщили, что каждый день отдыха в период новогодних праздников российская экономика несет около 120–150 млрд руб. убытков. Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев отмечает, что из-за вынужденного простоя в январе российская экономика недополучает около 1,2–1,4 трлн руб., что составляет 1,2–1,5% месячного ВВП.

Столь значительные потери при длинных выходных могут быть вызваны рядом причин, например простоем предприятий. Во время длинных праздников многие организации полностью закрыты, а производства с непрерывным циклом, например ТЭЦ, нефтеперерабатывающие предприятия, атомные станции, металлургические предприятия, продолжают работать, но в ограниченном режиме. Из-за этого, как считается, производительность предприятий падает на 15–20%.

«Есть разные виды производств, на выработке которых по-разному сказывается выходной. Непрерывные продолжают крутиться, чуть выше издержки на работников из-за оплаты выходных. Там, где промышленный процесс останавливается и снижается выработка, могут быть потери. Что касается значительной части сферы услуг, то тут, мне кажется, потерь особых нет: это и гибкий график, и схемы оплаты другие. Длительные выходные, наверное, создают дополнительные издержки на возобновление ритмичных процессов. Но в целом потери зависят от структуры экономики и того, насколько реально ограничивается производственная активность», — пояснил в разговоре с «РБК Трендами» директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев.

Фото:Pexels
Социальная экономика Почему в китайский Новый год не работают и влияет ли это на экономику

В целом, по мнению экономиста, в России «слишком много праздников, а их сосредоточение в наиболее мрачный сезон способствует не отдыху, а повышению выработки алкогольной промышленности».

Еще один аспект, который может негативно сказаться на экономике предприятий, — психологические сложности с возвратом к рабочему ритму. Проведенный сервисом Superjob опрос трудоустроенных россиян показал, что 62% из них непросто вливаться в работу после новогодних праздников, а не испытывает стресса в январе только один из трех работающих.

«Само по себе снижение продуктивности после отпуска — это не сбой, а естественный процесс адаптации. Организм и психика человека перестраиваются: сначала на режим отдыха, а потом обратно, на рабочий ритм. Нормально, что на это уходит несколько дней. У кого-то быстрее это происходит, кому-то нужно больше времени. В психологии есть термин post-vacation blues («постпраздничный блюз») — состояние, когда человек переживает эмоциональные и/или физиологические трудности, возвращаясь к обязанностям, потому что его тело и мозг все еще «на каникулах». Но это не значит, что длительные каникулы — это плохо», — отметила в разговоре с «РБК Трендами» клинический психолог, когнитивно-поведенческий и схема-терапевт Дарья Яушева.

Плюсы праздничных выходных дней

Однако при исследовании экономического эффекта длинных праздничных нерабочих дней важно учитывать и то, что происходит в отдельных отраслях, например в сфере туризма и развлечений. Ведь праздники — это традиционно период, когда люди отправляются в отпуска и тратят больше денег на развлечения.

Например, самый кассовый период для российских кинотеатров — новогодние праздники. По информации сервиса KinoBusiness.com, суммарная выручка кинотеатров с 1 по 8 января 2025 года составила рекордные 6,17 млрд руб. по сравнению с 5,79 млрд руб. в 2024 году. Таким образом, рост год к году составил 6,6%.

Еще один пример положительного влияния праздников — ресторанный бизнес. В Казани выручка ресторанов в новогодние каникулы 2025 года выросла по сравнению с предыдущими зимними праздниками на 15%. Она увеличилась за счет большого количества гостей, отмечает директор комитета по развитию туризма Казани Дарья Санникова.

Длинные выходные — выгодный период для всех сфер, так или иначе связанных с туризмом: от онлайн-платформ бронирований и перевозчиков до целых городов и регионов, куда направляются путешественники. К началу ноября 2024 года спрос на размещение в отелях на горнолыжных курортах России на новогодние праздники (с 28 декабря 2024 года по 12 января 2025 года) вырос на 20% к прошлому году.

Такой же наплыв туристов в популярных местах отдыха ожидается и в ближайшие майские праздники. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), бронирование путешествий по России на майские праздники 2025 года выросло на 42% по сравнению с предыдущим годом. Это, по словам президента РСТ Ильи Уманского, объясняется производственным календарем, который в этом году позволяет россиянам взять на этот период полноценный отпуск.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Туризм на пределе: как сезонность влияет на индустрию путешествий

«В среднем по России в майские праздники спрос на гостиничные услуги, бронирование квартир и загородных объектов увеличивается на 50% по сравнению с предыдущими периодами апреля. При этом в разных городах или гостиницах разной категории динамика роста может быть различной. Так, в отелях, квартирах и гостевых домах малых городов спрос в майские праздники растет кратно — в два-три раза относительно предыдущего периода», — отметила в беседе с «РБК Трендами» Анна Очеретько, директор по развитию бизнеса «Яндекс Путешествий».

Важный аспект, который сложнее посчитать, чем выручку, — это продуктивность и эффективность работников после праздников, что сказывается на успехах компании.

Например, в своем исследовании коллектив ученых из Германии и Нидерландов пытался выяснить то, как отпуска влияют на креативность сотрудников — важный фактор для компании, при этом сложно измеримый. Оказалось, что в первый день после возвращения на работу сотрудники ощущают себя менее креативными. Однако спустя две недели после отпуска они, наоборот, считают, что их способность к творческому мышлению выросла по сравнению с тем, как они чувствовали себя до отдыха.

Другое исследование немецких ученых показало, что отпуск снижает эмоциональное выгорание и повышает вовлеченность в работу, но положительные эффекты постепенно исчезают в течение примерно четырех недель после возвращения к работе.

«Для многих людей длинные праздники — бесценная возможность перезагрузки, особенно в условиях хронической усталости и выгорания. Если человек все время работает на износ, то пара дней выходных его не восстановят: он просто будет дальше тащить себя на силе воли, а она ресурс истощаемый. В этом случае длинные праздники становятся профилактикой срывов, ошибок, конфликтов и психосоматических симптомов. Но и для людей с менее насыщенным графиком выходные становятся периодом наработки ресурса», — резюмирует Яушева.

Таким образом, издержки и выгоды от длинных каникул зависят как от страны, так и от отдельных секторов экономики. Влияние отдыха на продуктивность сотрудников посчитать в денежном эквиваленте еще сложнее.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 05.05.2025
Авторы
Теги
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть