
Внутренний туризм в цифрах
По информации компаний, работающих в туристической отрасли, 2024 год показал заметный рост популярности внутреннего туризма. Так, в конце декабря 2024 года Ассоциация туроператоров (АТОР) сообщила, что внутренний организованный турпоток, по предварительной информации, вырос на 8%. В Российском союзе туриндустрии (РСТ) отметили рост числа бронирований гостиниц по сравнению с 2023 годом на 16,1%.
По данным АТОР, самыми популярными регионами у внутренних туристов в 2024 году стали:
- Краснодарский край (лидеры: Сочи, растущие Анапа и Геленджик) — 48% всех проданных туров;
- Кавказские Минеральные Воды — 11%;
- Москва и Подмосковье — 8,5%;
- Санкт-Петербург — 7,5%;
- Крым — 6,5%.
При этом у РСТ данные немного другие: на первом месте все так же Краснодарский край, а вот второе и третье места — за Москвой и Санкт-Петербургом. Хотя и не стали лидерами туристических потоков, но заметно усилили свои позиции по сравнению с 2023-м Крым (+48%), Калмыкия (+48%), Архангельская область (+34,3%), Орловская область (31%), Коми (+30%), Мурманская область (+30%), Тыва (+29%).
По оценкам туроператоров — членов АТОР, в 2024 году цены на размещение в отелях выросли на 18–23%, а цены на авиа и железнодорожные билеты — на 20–25%. Таким образом, по данными федеральной сети турагентств «1001 Тур», в 2024 году средний чек тура по России (большинство туров без перелета) вырос на 21,4% и составил 79,2 тыс. руб. на двоих.
В «Национальном туроператоре Алеан» посчитали, во сколько в среднем обойдется размещение в отелях некоторых популярных у туристов городов (стоимость дороги не включена):
- Сочи — 73 181 руб. на двоих (средняя длительность 7,9 дня), рост на 10% к 2023 году;
- Анапа — 95 684 руб. на двоих (средняя длительность 8,8 дня), рост на 14% к 2023 году;
- Геленджик — 88 438 руб. на двоих (средняя длительность 8,4 дня), рост на 14% к 2023 году.
Интересно, что цены на российских курортах не сильно уступают стоимости отдыха за границей. Для сравнения: туры в популярную у россиян Турцию на десять ночей с перелетом из Москвы в июле в самые дешевые четырехзвездочные гостиницы могут обойтись в среднем в 135–160 тыс. руб. на двоих, а на семью из двух взрослых и одного ребенка восьми лет — 185–197 тыс. руб. Отдохнуть неделю в июле 2024 года в четырехзвездочной гостинице в Египте можно было от 144 тыс. руб.
Главные тенденции внутреннего туризма
Одним из главных трендов внутреннего туризма за прошедший год аналитики РСТ и АТОР называют высокую популярность у россиян автопутешествий: за 2024 год внутри России было совершено порядка 25 млн путешествий на автомобилях.
Эксперты связывают эту динамику с высокой стоимостью билетов на самолет и поезд в период отпусков. Так, за 2024 год цены на авиабилеты внутри России поднялись на 22,5%, а на зарубежные направления — на 3%. Средняя стоимость авиабилета в две стороны составила 16,1 тыс. руб., тогда как в 2023 году требовалось заплатить только 13,14 тыс. руб. Иногда билеты просто невозможно купить из-за высокого спроса.
Ситуация усугубляется тем, что отдельные регионы закрыты для воздушного транспорта. По данным Росавиации на март 2025 года, десять аэропортов южных и западных регионов России до сих пор не принимают рейсы, в их числе есть и аэропорты крупных курортных городов — Анапы, Геленджика, Симферополя, Краснодара.
Другой важный тренд — россияне начинают планировать отдых задолго до путешествия. Президент РСТ Илья Уманский сообщил, что значительная часть бронирований на лето 2024 года была сделана еще в начале года. По его словам, это связано с нехваткой качественного предложения и динамическим ценообразованием: ближе к датам заезда стоимость размещения растет.
Об этом говорят и данные сервиса «Яндекс Путешествия»: в 2024 году число ранних бронирований отелей на лето в сравнении с прошлым годом пятикратно выросло: отели резервируют за 205 дней до заезда вместо 194 дней.
Третья тенденция — рост интереса к турам «все включено». Все больше отелей переходят на эту систему, которая хотя и делает поездку дороже в абсолютном выражении, позволяет семьям экономить за счет включенных услуг и точнее планировать бюджет. Например, в высокий сезон в Краснодарском крае и Крыму спрос на отели с системой «все включено» увеличился на 20% по сравнению с позапрошлым годом. Еще значительнее подскочил запрос на отели, предлагающие тариф «ультра все включено»: плюс 50% относительно показателей 2023 года. В Подмосковье популярность отелей формата All Inclusive возросла на 43%.
Туры «ультра все включено» — это тариф с круглосуточным питанием без привязки к графику, более широким выбором алкоголя и безалкогольных напитков, с включением экскурсий и спа.
Из новых отличительных черт российского внутреннего туризма — запрос на экотуры, в рамках которых отдыхающие «охотятся» за природными явлениями, такими как северное сияние, цветение лотосов, наблюдают за китами в открытом море. По данным «Национального туроператора Алеан», с которыми ознакомился журналист «РБК Трендов», наблюдается рост интереса к цветению лотосов в Астрахани: в июле 2024 года спрос на августовские поездки в дельту Волги вырос на 28% относительно аналогичных дат 2023 года. Спрос на поездки «за осенними пейзажами» в прошлом году вырос в два раза относительно осени 2023 года (самыми популярными направлениями золотой осени стали Подмосковье, Горный Алтай, Карелия, Золотое кольцо, Адыгея, Архыз и Домбай, Байкал, Башкирия).
«В зимнее время года самые популярные направления путешествий у экотуристов — Байкал, Карелия, Мурманская область, Северный Кавказ. На Байкал едут, чтобы посмотреть на уникальный лед в его разнообразных формах: наплески на скалах, пузырчатый лед (застывшие в толще льда пузырьки метана), ледяные гроты. Как правило, туристы планируют поездку на февраль — начало марта, именно в это время лед на озере достаточно крепкий, чтобы выходить на него. В этом году спрос на экскурсионные туры на озеро в феврале—марте сохранился на уровне прошлого года. Можно говорить, что интерес к направлению из года в год остается стабильно высоким», — комментируют в пресс-службе туроператора.
Что думают россияне о внутреннем туризме
Летом 2024 года было опубликовано совместное исследование Фонда Росконгресс, Министерства экономического развития, Агентства стратегических инициатив и компании Б1, в котором россиян просили высказать мнение об опыте путешествий по стране.
Так, авторы приходят к выводу, что «подавляющее большинство россиян с удовольствием путешествуют внутри страны», причем многие из них рассматривают варианты отдыха только в России. Вот некоторые данные опроса:
- 87% участников положительно относятся к отдыху в России и с удовольствием путешествуют по стране;
- 62% респондентов считают, что отдых в 2023 году соответствовал ожиданиям или даже превзошел их (годом ранее — 51%);
- 83% респондентов планируют свой отдых в России.
Другое исследование, проведенное ФОМ в 2024 году, также показывает растущую удовлетворенность россиян поездками внутри России. 49% респондентов считают, что в целом условия для внутреннего туризма в нашей стране за последние три-пять лет улучшились, в 2021 году таких было 38%. 10% опрошенных полагают, что условия стали хуже, а 16% — что они остались прежними.
Среди улучшений условий для внутреннего туризма россияне чаще всего отмечали хороший сервис, развитие инфраструктуры, комфорт и появление новых направлений, строительство туристических объектов, а также доступность выбора.
Из недостатков отдыха в России 7% отметили его дороговизну, еще 2% — плохой сервис и инфраструктуру. Интересно, что 1% опрошенных заявили о том, что наблюдают снижение безопасности из-за проведения военного конфликта на Украине.
Несмотря на наличие критических замечаний, россияне в целом настроены оптимистично по поводу перспектив развития внутреннего туризма. Для сравнения: в 2024 году 54% считали, что условия для отдыха в России будут улучшаться, а в 2022 году такое мнение разделяли 52%.
«По данным нашего исследования, россияне заинтересованы открывать новые места в стране — двое из трех опрошенных готовы отправиться туда, где еще не были. Мы видим, что в большинстве случаев поездки по России — это приятный опыт. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что около 80% отзывов гостей, забронировавших отель или квартиру на «Яндекс Путешествиях», положительные и имеют оценку 4 или 5 (из 5). Во многих случаях люди оставляют благодарности отельерам и арендодателям, делятся приятными воспоминаниями. Даже если туристы сталкиваются с некачественным сервисом или оказываются недовольны условиями, это едва ли охладит их пыл и желание путешествовать — скорее, более пристально подойти к выбору мест размещения в следующий раз», — комментирует Евгений Абрамзон, руководитель сервиса «Яндекс Путешествия».
При этом собеседник издания также отметил, что у россиян, которые путешествуют по маленьким городам, неизведанным и не очень популярным местам, ожидания обычно не столь высоки, поэтому «реальность не разочаровывает их слишком сильно». И в то же время своим появлением они «задают отельерам и рестораторам определенную планку, показывают лучшие практики», что подталкивает регионы ускоренно развивать свой туристический потенциал.
Внутренний туризм в 2025 году
И представители сектора, и чиновники солидарны во мнении, что в 2025 году будет наблюдаться рост популярности внутреннего туризма. Об этом, в частности, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, подчеркнув, что каждый год рост туристического потока составляет примерно 15%.
Схожие показатели планируемого роста числа поездок привел член совета директоров сервиса путешествий Tutu.ru, член правления Ассоциации туристических агрегаторов (АТАГ) Игорь Сивец. Он отметил, что в разных регионах России ожидается прирост внутреннего туризма в размере 8–17%.
Данные первых месяцев 2025 года подтверждают эти прогнозы. По информации, которой поделились с журналистами «РБК Трендов» в сервисе «Яндекс Путешествия», в первом квартале этого года число бронирований в объектах размещений (это могут быть гостиницы, частные квартиры и апартаменты и т.д.) значительно увеличилось по сравнению с тем же периодом 2024-го. Также был отмечен рост горизонта бронирования: сейчас люди совершают заказы примерно за месяц до заселения (34 дня).
«Топ наиболее популярных направлений остается почти неизменным. В то же время видим несколько трендовых направлений, не входящих в список традиционных туристических мест, но интерес туристов к которым заметно растет. Среди них — Северный Кавказ, Минеральные Воды, Русский Север, Алтайский край. Так, отели и апартаменты на Алтае в начале этого года бронируют в 2,4 раза больше, чем в начале 2024-го», — комментирует Евгений Абрамзон.
Еще один тренд 2025 года, первые признаки которого были заметны годом ранее, — недолгие поездки на выходные или три-четыре дня. Собеседники «РБК Трендов» из «Яндекс Путешествий» отмечают, что обычно для таких путешествий люди выбирают малые города недалеко от дома, в своем или соседнем регионе. К примеру, количество бронирований отелей и квартир в первом квартале 2025 года в Выборге увеличилось на 74%, в Зеленоградске — на 64%, в Великом Новгороде — на 63%, а в Суздале — на 51%.
Представители «Национального туроператора Алеан» отмечают, что у них за первые месяцы 2025 года по внутренним направлениям наблюдается разная динамика:
- спрос на поездки в Калининградскую область на лето вырос на 25% (отели на побережье на лето практически полностью раскуплены);
- спрос на отдых в Крыму подскочил на 39%;
- бронирования на курорты Кавказских Минеральных Вод выросли на 12%;
- на побережье Азовского моря в Краснодарском крае рост бронирований составил 20%.
По Сочи и Геленджику спрос сохраняется на уровне 2024 года, а вот бронировать отдых в Анапе стали заметно меньше — падение на 70% по сравнению с прошлым годом. Это объясняется зимним крушением танкеров, из-за чего произошел масштабный выброс мазута, который в том числе оказался на берегах рядом с Анапой.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.