Дым без огня: обзор рынка и тренды потребления табака в России

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Аналитики «РБК Исследование рынков» изучили российский табачный рынок. Рассказываем, как изменились продажи табачных изделий, предпочтения потребителей, их отношение к запретам и ограничениям употребления

Рост рынка за счет снижения доли нелегальной продукции

Авторы исследования (документ есть в распоряжении «РБК Трендов») в 2024 году проанализировали открытые данные по курению в России, которые собирают Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Оба источника показывают, что доля курящих россиян в последние годы снижается. По данным Росстата, она уменьшилась с 24,2% в 2019 году до 18,7% в 2023 году. ВЦИОМ тоже отмечает снижение с 41% в 2009 году до 30% в 2023 году.

Доля курящих россиян по данным Росстата, 2019–2023 гг., % от всех опрошенных в возрасте старше 15 лет 
Доля курящих россиян по данным Росстата, 2019–2023 гг., % от всех опрошенных в возрасте старше 15 лет  (Фото: «РБК Исследования рынков»)

Доля курящих россиян, по данным ВЦИОМ, 2009–2023 гг., % от всех опрошенных в возрасте старше 18 лет 
Доля курящих россиян, по данным ВЦИОМ, 2009–2023 гг., % от всех опрошенных в возрасте старше 18 лет  (Фото: «РБК Исследования рынков»)

Количество купленной россиянами продукции с 2017 по 2022 год постепенно снижалось, а в 2023 году оно увеличилось незначительно — на 4,6%. Аналитики выделили несколько вероятных причин, из-за которых вырос показатель потребления в реальном выражении:

  • Уменьшился объем нелегального рынка.
  • Увеличилось потребление табака среди мигрантов. После пандемийных 2020–2021 годов, а также их оттока в 2022 году, в 2023-м миграционный приток вырос. При этом мигранты не учитываются в исследованиях Росстата и ВЦИОМ, поэтому фактическое число курящих, возможно, выше официальных данных.
  • Хотя доля потребителей табака становится меньше, частота курения и число покупаемых сигарет остались примерно на том же уровне.

Темп прироста рынка сигарет в штуках, 2017–2024 гг., % к предыдущему году
Темп прироста рынка сигарет в штуках, 2017–2024 гг., % к предыдущему году (Фото: «РБК Исследования рынков»)

Уменьшить долю нелегальной продукции на рынке помог ряд мер:

  • Ужесточение контрольно-надзорных мероприятий Росалкогольтабакконтроля, Роспотребнадзора и других профильных ведомств.
  • Усиление работы Федеральной таможенной службы по пресечению ввоза нелегальной продукции.
  • Обязательная маркировка, которая поэтапно вводилась с 2019 года. Вся табачная продукция отслеживается через систему «Честный знак» на всех этапах — от производства до розничной продажи.

По данным Центра развития перспективных технологий, оператора «Честного знака», введение маркировки привело к значительному сокращению доли нелегального табака (сигарет) на российском рынке. После резкого роста с 2017 года до более чем 15% к концу 2024 года показатель снизился до 11,4% в пересчете на все население страны, что позволило вернуть в легальный оборот несколько млрд штук сигарет.

Как люди относятся к мерам государства по борьбе с курением

Государство принимает разные антитабачные меры. Например, Минздрав реализует долгосрочную стратегию по сокращению потребления табака, публикует данные о снижении числа курящих и пропагандирует здоровый образ жизни.

Важный элемент этой политики — ужесточение законодательства: запрет курения в ряде общественных мест, запрет рекламы табачных изделий, введение обязательных предупреждающих изображений на пачках, ограничения мест розничной продажи и закрытая выкладка.

Эти меры направлены не только на сокращение доступности табака, но и на формирование социальной нормы, при которой курение воспринимается как неприемлемое поведение. Кроме того, с 2013 года последовательно повышаются акцизы на табачную продукцию, что делает ее экономически менее доступной для населения, особенно для малообеспеченных групп. В России действует единая минимальная цена на сигареты и папиросы. С 1 января 2025 года она составляет ₽135 за пачку сигарет или папирос в рознице.

Для противодействия новым вызовам, связанным с популярностью электронных систем доставки никотина, запускаются таргетированные кампании в социальных сетях, где основная аудитория — молодые люди в возрасте 18–24 лет. Параллельно ведется работа с родителями и педагогами, чтобы они предотвращали вовлечение несовершеннолетних в потребление никотина.

Чтобы узнать, как сами потребители табачной продукции относятся к действующим ограничениям, аналитики «РБК» провели исследование. Для участия в нем отобрали более 3 тыс. респондентов от 18 лет из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и других российских городов.

Социально-демографический портрет потребителей табачных изделий, 2024 г., % от опрошенных 
Социально-демографический портрет потребителей табачных изделий, 2024 г., % от опрошенных  (Фото: «РБК Исследования рынков»)

«Как вы считаете, эффективны ли существующие ограничения в борьбе с курением?», 2024 г., % от общего числа курящих опрошенных
«Как вы считаете, эффективны ли существующие ограничения в борьбе с курением?», 2024 г., % от общего числа курящих опрошенных (Фото: «РБК Исследования рынков»)

По мнению 37,9% курящих, ограничительные меры не дают ощутимых результатов. Одна из причин скептицизма — ощущение того, что запреты часто не соблюдаются, а государству выгодно зарабатывать на высоких акцизах. Тем самым серьезные ограничения невыгодны для бюджета страны.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Тепло вместо пламени: как в разных странах борются с курением

Но неэффективность уже принятых мер, по мнению респондентов, не значит, что обязательно нужно принимать новые. Более 40% опрошенных отмечают, что действующих мер по борьбе с курением достаточно (см. ниже). Вероятно, часть общества устала от ужесточения правил и верит в то, что новые ограничения не будут работать и что нужно повышать эффективность правоприменения и контроля уже введенных мер.

«Какие из следующих гипотетических ограничений в сфере курения вы бы поддержали?», 2024 г., % от общего числа опрошенных 
«Какие из следующих гипотетических ограничений в сфере курения вы бы поддержали?», 2024 г., % от общего числа опрошенных  (Фото: «РБК Исследования рынков»)

Подавляющее большинство опрошенных (42%) считают, что существующих ограничений и так достаточно. Вместе с тем 15% респондентов предлагают включить в зоны, запрещенные для курения, собственные балконы и лоджии в квартирах, а еще 9% — ограничить курение в собственных квартирах и домах. Нейтральную упаковку поддерживает только каждый седьмой респондент.

Авторы исследования отмечают, что нынешние ограничения работали бы лучше вместе с пропагандой здорового образа жизни среди всего населения, но сейчас таких активностей недостаточно.

«Видите ли вы усилия государства по борьбе с курением?», 2024 г., % от общего числа опрошенных
«Видите ли вы усилия государства по борьбе с курением?», 2024 г., % от общего числа опрошенных (Фото: «РБК Исследования рынков»)

В то же время больше половины респондентов (52%) видят усилия государства по борьбе с курением. Среди них — запрет рекламы, курения в общественных местах, а также закрытые выкладки в магазинах.

«На ваш взгляд, важна ли для государства борьба с табачной и никотинсодержащей продукцией?», 2024 г., % от общего числа опрошенных
«На ваш взгляд, важна ли для государства борьба с табачной и никотинсодержащей продукцией?», 2024 г., % от общего числа опрошенных (Фото: «РБК Исследования рынков»)

60,2% опрошенных считают, что для государства важна борьба с табачной и никотинсодержащей продукцией. Но, несмотря на общее положительное отношение к ограничениям курения, оценки их эффективности остаются неоднозначными.

Какую продукцию предпочитают россияне

Классика по-прежнему в тренде: подавляющее большинство потребителей выбирает обычные сигареты. На втором месте по популярности находятся системы нагревания табака — IQOS и GLO (в них табак нагревается изнутри без горения, в результате чего выделяется аэрозоль, содержащий никотин. — «РБК Тренды»). Хотя эти устройства появились в России меньше десяти лет назад, ими уже пользуются 15,5% опрошенных. Часто их применяют как дополнение к обычным сигаретам.

Фото:Getty Inages
Экономика инноваций Будущее без дыма: когда исчезнут сигареты и как к этому прийти

Активнее других на устройства нагревания табака переходят люди 18–34 лет. Среди них выбор в пользу этих видов продукции делает каждый четвертый курящий.

Электронные сигареты, или вейпы, тоже находят свою аудиторию: многоразовые устройства выбирают 13,5% респондентов РБК, а одноразовые — 10%. Наименее популярные виды табачной продукции — трубки, папиросы и некурительный табак.

Какую табачную продукцию выбирают потребители 
Какую табачную продукцию выбирают потребители  (Фото: «РБК Исследования рынков»)

Как меняются привычки курящих в зависимости от региона

Есть взаимосвязь между местом жительства, доходами и предпочтениями в курении. Системы нагревания табака, а также многоразовые и одноразовые электронные сигареты предпочитают в основном москвичи и те, кто зарабатывает от ₽125 тыс. Среди людей с доходами до ₽40 тыс. в месяц сохраняется высокая доля потребителей традиционных сигарет.

Предпочтения респондентов в зависимости от уровня доходов
Предпочтения респондентов в зависимости от уровня доходов (Фото: «РБК Исследования рынков»)

Предпочтения респондентов в зависимости от региона проживания
Предпочтения респондентов в зависимости от региона проживания (Фото: «РБК Исследования рынков»)

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 11.04.2025
Авторы
Теги
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть