
Все больше работодателей сейчас сходятся во мнении, что полностью удаленная работа — привилегия пандемийного времени. Но если в 2020–21 годах, в разгар изоляции, удаленка казалась вынужденной мерой и 65% работающих россиян предпочли бы в дальнейшем работать оффлайн, то сейчас положение дел в корне изменилось. Даже частичный отказ от удаленки в различных компаниях по всему миру вызывает бурную негативную реакцию сотрудников. Но руководителей компаний это не останавливает, и курс на возвращение в офисы взяли многие из них.
Работодатели по всему миру предвидят, что рабочая среда для корпоративных сотрудников коренным образом изменится в течение нескольких следующих лет. 79% генеральных директоров США в опросе, проведенном KPMG летом 2024 года, заявили, что ожидают, что работники, «чьи роли традиционно базировались на работе в офисе», вернутся к оффлайн-работе в течение следующих трех лет — по сравнению с 34% опрошенных в начале 2024 года.
Удаленка сдает позиции
Удаленка не стала изобретением пандемии, и такой формат работы практиковался и до рокового 2020-го. В 2019 году в России насчитывалось 215 тыс. дистанционных работников — порядка 0,3% от общей численности занятых. За 2020 год удаленщиков стало в 5 раз больше — 1,2 млн человек, а в отдельно взятые месяцы их численность достигала 4,5 млн человек. Об этом упоминается в аналитическом докладе НИУ ВШЭ. Однако несмотря на такой резкий скачок, по мере снятия ковидных ограничений численность работающих из дома начала постепенно сокращаться. Если в начале 2022 года в России на удаленке работали 2,8 млн человек, то во втором квартале 2024 их стало 1,32 млн — в 2 раза меньше.
Если рассматривать динамику численности удаленных работников, то в четвертом квартале 2023 года этот показатель достиг своего минимального значения за последние годы — 992 тыс. человек. Исследователи объясняют это явление ужесточением требований к организации удаленной работы. Например, мониторинг цифровой трансформации бизнеса за 2023 год показал, что местонахождение работника не имеет значения только для 28,9% работодателей. Особые ограничения на местонахождение дистанционных работников чаще устанавливают компании, чья работа связана с персональными данными или критической информационной инфраструктурой. Такими сферами оказались финансы, энергетика, телеком и IT — одни из самых многочисленных по количеству сотрудников-удаленщиков отрасли.
Минусы удаленки для бизнеса
За отказ от удаленки начали выступать работодатели. Если обратиться к исследованиям и реальным кейсам, то можно увидеть некоторую закономерность и определить основные минусы удаленной работы, которые заставляют руководителей переводить бизнес на оффлайн-рельсы.
Согласно исследованию IZA Institute of Labor Economics, удаленка спровоцировала рост переработок. Сотрудники продолжали достигать поставленных целей, которые не изменились после перехода на работу из дома, но производительность их труда значительно снизилась (почти на 20%). Они тратили больше времени, чтобы закрыть тот же объем задач, что сказывалось на общей эффективности работы. Этот фактор оказался ключевым и в IT-найме — как кажется, наиболее гибкой сфере по отношению к удаленке. Однако согласно опросу агентства RealHR среди менеджеров крупнейших IT-компаний России, из дома специалисты работают менее эффективно. И к весне 2024 года больше 50% сотрудников снова вышли в офисы.
Падение эффективности также сопряжено с еще одной проблемой. Работодатели наблюдают гораздо меньшую вовлеченность удаленщиков в жизнь компании и вытекающие из этого проблемы в выстраивании адекватной коммуникации. Такое явление еще называют «тихое увольнение» — сотрудники перестают активно участвовать в процессах компании из-за постоянных переработок, стресса или нежелания жертвовать своим временем и личной жизнью.
Поэтому многие руководители по всему миру выступили за ограничение удаленного формата работы, связывая это именно с необходимостью вернуться к изначальным ценностям компаний. Amazon и Disney, например, полностью отказались от удаленки, даже несмотря на угрозу потерять большое число сотрудников. Согласно исследованию Society for Human Resource Management, около 67% руководителей заявили, что тратят больше времени на контроль удаленных работников, чем работающих в офисе. Из-за этого в среде руководителей (директоров, менеджеров, HR) закрепляется негативное отношение к «удаленщикам» в целом. В итоге привычная коммуникация внутри коллектива нарушается, и руководителям приходится прикладывать больше усилий для сплочения команды.
Как удаленка влияет на эффективность
Кажется, что большинству управленцев легче признать удаленку неэффективной и призвать работников к порядку и офисной работе. Однако исследования в этой области не так однозначны. Эффективность — сложно оцениваемый критерий работы, который не всегда просто измеряется стандартами KPI. На производительность сотрудников могут влиять их уровень финансовой обеспеченности, семейное положение, личные качества и даже то, насколько удобно организовано их рабочее место — об этом говорят многие исследователи. Так что удаленная работа не всегда оказывается негативным фактором для показателя эффективности.
Например, мета-ревью, опубликованное в Journal of Occupational Health, указывает на то, что многим сотрудникам переход на удаленку помог повысить эффективность работы. В особенности этот показатель вырос в компаниях, активно занимающихся адаптацией своих сотрудников и тратящих ресурсы на выстраивание внутренней коммуникации. В целом, удаленная работа, хотя и способствует интенсификации труда, протекает в более комфортных условиях, что повышает производительность сотрудников. Однако home office гораздо более подходящая среда для выполнения творческих задач, а вот на рутинную работу удаленка может влиять негативно. Наконец, одно из обозреваемых исследований выявило, что удаленная работа может снижать производительность при наличии у сотрудника дополнительных обязанностей вне работы, например, необходимости следить за детьми.
Чего хотят сотрудники
Несмотря на радикальные меры, которые принимают многие компании против удаленки, этот формат еще остается приоритетным для большинства соискателей. Удаленка качественным образом изменила правила игры, и для многих руководителей предложение дистанционной работы становится способом повысить привлекательность своей компании в глазах потенциальных работников и привлечь талантливые кадры. В 2024 году статистика отразила востребованность удаленной работы в России, несмотря на имеющиеся минусы, подтверждая ее удобство и выгоду для сотрудников.
Сервис для поиска работы и сотрудников «Работа.р» провел исследование за 2024 год и выяснил, сколько россиян желают работать удаленно и почему. По результатам опроса более 3,5 тыс. респондентов, 33% хотели бы перейти на удаленку или продолжить работать в таком формате, при этом 30% отметили, что предпочли бы удаленке гибридный график.
Большую часть опрошенных в удаленке привлекает возможность самостоятельно выстраивать рабочий график — за этот вариант проголосовали 67% респондентов. Почти столько же россиян отметили, что работа из дома помогает им экономить время и деньги на дорогу до офиса и сокращать расходы на питание. И в целом, принцип work-life balance по-прежнему остается приоритетным для удаленщиков.
Среди других плюсов дистанта опрошенные выделили возможность больше зарабатывать (24%) и совмещать работу в нескольких проектах (30%). Так что можно предположить, что в ближайшие годы, несмотря на внешние изменения, удаленный формат останется предпочтительным для работников. К тому же не стоит забывать, что к 2025 году около 26-27% занятых на рынке труда составят представители поколения Z (родившиеся с 1995 по 2010 годы). Зумеры крайне требовательны к работодателям и отдают приоритет удаленной занятости и возможности работать по гибкому графику.
Почему стал популярен гибридный формат работы
Гибридный формат работы становится компромиссом между интересами бизнеса и соискателей. Согласно исследованию компании ZipRecruiter, 40% опрошенных работодателей поддерживают сочетание офисной и удаленной работы. Гибрид может быть разным, и сейчас, согласно отчету, растет число компаний, практикующих «структурированное присутствие в офисе». При таком формате существуют «установленные дни или время», когда сотрудники должны работать либо в офисе, либо удаленно. По данным Flex Index, 43% американских компаний в настоящее время используют такой график, по сравнению с 38% в третьем квартале 2024 года и 20% в начале 2023 года.
Руководители устанавливают различные гибридные рабочие графики, но сейчас растет количество компаний, в которых от сотрудников требуется присутствие в офисе минимум три дня в неделю — их доля составила 53% в 2024 году по сравнению с 37% в 2023 году. Часто такой гибридный или комбинированный формат работы помогает компаниям повысить лояльность и вовлеченность своих сотрудников. Особенно это актуально для организаций с высоким уровнем корпоративной культуры. Например, VK даже во время пандемии полностью не отказывалась от офиса, и с 2020 года ввели гибрид для своих сотрудников.
Значительная часть соискателей по-прежнему отдает предпочтение удаленке или гибкому графику, ценя независимость в планировании рабочего времени и выбирая work-life balance. Поэтому и будущее рынка труда будет строиться на поиске равновесия и баланса между потребностями бизнеса и ожиданиями сотрудников.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.