Исследование основано на:
-
онлайн-опросе сотрудников компаний корпоративного сектора (1000 респондентов);
- экспертных интервью с HR-специалистами, консультантами по стратегии и бренду (50 экспертов);
- глубинных интервью с представителями компаний-лидеров исследования (10 участников).
Полная версия исследования (.pdf)
Исследователи делят корпоративную культуру и среду на две самостоятельные модели. Корпоративная культура представляет собой ценностный каркас, который отражает идентичность организации и формируется «сверху» — через внутренние установки, кодексы и политики. Она обеспечивает преемственность ключевых практик и ориентирована на трансформации. Корпоративная среда — это производная от культуры и включает в себя повседневные практики, ожидания сотрудников, организацию офисного пространства и т. д. Если культура ориентирована на изменения, то среда может помочь в принятии или отторжении этих изменений, создавая для сотрудников комфортные условия или, наоборот, провоцируя сопротивление.
Ключевые выводы
Ценность корпоративной культуры
76% сотрудников готовы частично сократить доход ради работы в компании с привлекательной внутренней средой. Из них 43% согласны на снижение более чем на 20%. Только 21% респондентов не рассматривают вариант сокращения зарплаты ни при каких условиях. Такие данные подтверждают экономический смысл инвестиций в корпоративную среду, поскольку компании могут оптимизировать затраты на зарплаты, повышая при этом привлекательность работы для сотрудников.
Бренды-лидеры корпоративной среды
- 1-я группа — компании, упоминаемые экспертами в более чем 50% интервью (эксперты замечают трансформацию по многим областям развития корпоративной среды).
- 2-я группа — компании, упоминаемые экспертами в 30–50% интервью (компании активно работают над трансформацией по нескольким направлениям).
- 3-я группа — компании, упоминаемые экспертами в менее чем 30% интервью (в компаниях заметна значительная трансформация хотя бы по одному направлению).
На вершине рейтинга по мнению экспертов — «Газпром нефть», «Сбер», СИБУР, «Т-Банк», «Яндекс» и X5 Group. Среди лидеров второй группы названы «Авито», «ВкусВилл», «Росатом», «Северсталь», OZON и Unilever, а среди третьей группы — Альфа-банк, «Аскона», «Дело», «Додо Пицца», «Лаборатория Касперского», МТС, «Норникель», «Ростелеком», «Самолет», ЭФКО и VK.
Массовое восприятие
При этом в общественном сознании компании с самой прогрессивной корпоративной культурой включают «Яндекс» (39%), «Сбер» (35%), «Газпром» (29%), «Т-Банк» (18%) и «Газпром нефть» (17%). Популярность финтеха, цифрового бизнеса и нефтегазового сектора объясняется их активной публичной деятельностью и значительным влиянием на экономику. Корпоративную среду B2B-сектора (СИБУР, «Северсталь», «Норникель») высоко оценивают от 5 до 8% респондентов.
Ключевые черты прогрессивной среды
Компании, которые эксперты признали лидерами, характеризуются высокой динамикой трансформаций, культурой экспериментов, публичностью лидеров и сильной корпоративной лояльностью. Такие организации часто имеют плоские структуры и независимые команды. Также отмечается способность компании объединять несколько культурных направлений, что обеспечивает мультикультурную идентичность.
Как корпоративная среда будет развиваться дальше
Эксперты выделяют несколько направлений, которые, вероятно, определят корпоративную среды в ближайшие годы:
- развитие диалога и укрепление внутренних коммуникаций;
- интеграция общественных ценностей и выход за рамки «просто бизнеса»;
- переосмысление роли сотрудника как ключевого партнера компании;
- ставка на эксперименты и раскрытие потенциала сотрудников, а также формирование креативных пространств и поддержка права на ошибку.