Мерч: какой бывает, кому нужен, как создать

Фото: Midjourney
Фото: Midjourney
Брендированная продукция как маркетинговый ход или способ увеличить прибыль: рассказываем, зачем мерч компаниям, какие виды есть и как его сделать

Содержание:

Что такое мерч

Мерч — это сувенирная продукция или товары с фирменной символикой или логотипом бренда. Термин появился как сокращение от английского merchandise — продавать, торговать. Сегодня мерч создают любые бренды: компании, спортивные клубы, кинокомпании, музыканты, блогеры и другие публичные персоны. Мерч используют, чтобы получать доход от его продажи или таким образом продвигать свой бренд.

Почти любая вещь с айдентикой бренда может выступать в качестве мерча:

  • канцелярия: ручки, блокноты, брелоки;
  • одежда: футболки, толстовки, кепки, сумки;
  • посуда: чашки, термокружки, стаканы;
  • аксессуары;
  • еда.

Основные товары бренда не считаются за мерч. Например, стаканы с логотипом Ikea — это не мерч, так как компания продает товары для дома. А стаканы с логотипом McDonald’s — это мерч фастфуд-корпорации. Исключение также составляют униформа сотрудников и упаковка товаров: как правило, на них тоже есть логотип, но это не мерч.

Мерч — довольно емкий термин, который не имеет аналогов в русском языке. Но несколько выражений схожи по значению:

  • товары с айдентикой бренда,
  • брендированная продукция,
  • сувенирная атрибутика компании,
  • фирменные или официальные товары.

В России популярность мерча растет последние пять лет. С одной стороны, больше компаний его производят, с другой — потребители все охотнее покупают подобные вещи. Согласно исследованию «Сбермаркетинга», в 2023 году компании увеличили расходы на брендированную продукцию на 15%, а общая оценка рынка возросла с ₽40 млрд до ₽70 млрд. [1]

Количество запросов слова «мерч» растет в России последние пять лет
Количество запросов слова «мерч» растет в России последние пять лет (Фото: wordstat.yandex.ru)

История мерча

Концепция мерча появилась еще в XVIII веке. Первый президент США Джордж Вашингтон во время предвыборной кампании распространял значки и монеты со своим изображением, чтобы привлечь сторонников и набрать больше голосов. [2]

По-настоящему мерч стал популярен только в середине прошлого века, после скачка в массовом производстве. Компании начали добавлять логотипы на товары и использовать такую продукцию для корпоративных подарков. Уолт Дисней придумал размещать своих героев на детских товарах. [3]

Эту практику переняли музыканты. Большинство популярных исполнителей и групп выпускали собственный мерч. Например, в 1956 году продажи мерча Элвиса Пресли составили более $22 млн: фанаты покупали джинсы, браслеты и кеды с изображениями певца. [4]

Такая футболка с логотипом Rolling Stones появилась в 1970 году и до сих пор остается популярной
Такая футболка с логотипом Rolling Stones появилась в 1970 году и до сих пор остается популярной (Фото: Amazon.com)

Зачем нужен мерч

Мерч может выполнять несколько функций, особенно четко попадают в цель хорошо продуманные товары с креативной идеей. Люди охотно покупают качественные вещи с интересными надписями или красивыми рисунками.

Социальная экономика Тренды креативной экономики: какой будет отрасль в ближайшие годы

1. Дополнительный доход

Популярный мерч приносит прибыль. Хоть это и не основной вид деятельности организации или публичной персоны, мерч может стать источником дохода.

Благотворительный фонд «Антон тут рядом» постоянно пополняет свою коллекцию мерча — продажи приносят ему 20% дохода
Благотворительный фонд «Антон тут рядом» постоянно пополняет свою коллекцию мерча — продажи приносят ему 20% дохода (Фото: shop-antontutryadom.ru)

2. Поощрение аудитории

Мерч помогает повысить лояльность клиентов и покупателей. Если фирменные товары нравятся людям, они будут лучше относиться к бренду, даже к незнакомому.

К выходу фильма «Барби» производитель кукол Mattel разработал мерч с одеждой главных героев
К выходу фильма «Барби» производитель кукол Mattel разработал мерч с одеждой главных героев (Фото: creations.mattel.com)

3. HR-бренд

Мерч — способ подчеркнуть корпоративную культуру. Если работникам понравится брендированная продукция, они будут использовать ее и за пределами офиса. Для внешней аудитории подобный мерч — сигнал, что люди любят работать в этой компании.

В МТС есть беговое сообщество — компания выпустила бомберы и спортивные костюмы для его участников
В МТС есть беговое сообщество — компания выпустила бомберы и спортивные костюмы для его участников (Фото: МТС Банк)

4. Узнаваемость

Мерч работает, как наружная реклама — через него больше людей узнают о существовании компании или продукта. Чтобы удерживать внимание аудитории, некоторые компании выпускают коллекции мерча под инфоповод или сезонно.

РБК выпустил мерч в коллаборации со SlovoDna к Петербургскому международному экономическому форуму
РБК выпустил мерч в коллаборации со SlovoDna к Петербургскому международному экономическому форуму (Фото: kkaravaev.com)

Виды мерча

Виды мерча можно разделить по нескольким признакам. Например, по тому, для кого его выпускают:

  • публичной персоны: блогера, музыканта или политика;
  • компании: коммерческой, благотворительной или спортивного клуба;
  • персонажей: кино, книги или видеоигры.

Фирменные товары могут быть официальными и неофициальными. Например, футбольную форму с именем игрока продают не только спортивные клубы, а толстовки с рок-группой может выпускать фан-клуб.

Мерч также бывает разным в зависимости от сезона:

  • постоянный мерч,
  • периодический: коллекция, коллаборация или для события.

Холдинг VK выпустил мерч специально для летнего фестиваля VK Fest
Холдинг VK выпустил мерч специально для летнего фестиваля VK Fest (Фото: vk.com)

Наконец, мерч может различаться по способу распространения. Кто-то выпускает его на продажу, кто-то — для сотрудников, кто-то — для розыгрышей и корпоративных подарков партнерам.

Фото:Иван Звягин
Экономика инноваций Что такое ребрендинг, когда и зачем он нужен

Как сделать свой мерч

Правильно сделанный мерч может оказаться выгодной маркетинговой инвестицией. Чтобы создать брендированные товары, которые понравятся покупателям, стоит тщательно продумать концепцию линейки.

1. Определите цель и аудиторию

Мерч используют для нескольких целей:

  • продвижения определенного продукта или услуги,
  • корпоративных подарков,
  • конкретного мероприятия.

После постановки цели можно будет определить аудиторию — будущих покупателей или получателей мерча.

2. Исследуйте рынок

Рынок мерча растет — существует много товаров и идей. Стоит изучить их, чтобы понять, что пользуется популярностью и нравится народу.

3. Создайте уникальное оформление

Важно придумать дизайн, который выделит компанию на фоне других. Внешний вид мерча во многом определяет успех. Можно использовать логотип бренда, фирменные цвета и другую айдентику.

Фото:Unsplash
Экономика инноваций Что такое айдентика и зачем она нужна: примеры и советы по разработке

4. Выберите тип продукции

При выборе стоит отталкиваться от вида деятельности компании и стоимости производства. Самый популярный вид мерча — футболки и худи, кепки, стикеры и ручки.

5. Найдите поставщика

Как правило, стоимость мерча выше стоимости обычных вещей без логотипа. Но бренд старается компенсировать цену высоким качеством. Поэтому важно найти поставщика, который сможет создать мерч с нужным дизайном и повысоким стандартам.

6. Создайте маркетинговую стратегию

Важно проработать полноценную кампанию по продаже мерча. Это типичная маркетинговая стратегия: в ней прописаны продвижение через социальные сети, рекламу, партнерства и другими способами.

7. Закажите пробные образцы

Начать производство мерча стоит с пробной партии или одного образца. Это поможет убедиться, что качество и дизайн соответствуют ожиданиям.

Читайте также:

Обновлено 09.07.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть