Об авторе: Юлия Зубарик — эксперт-стратег по развитию городов и территорий, генеральный директор градостроительного бюро «Мастер’с план», спикер ПМЭФ, ВЭФ, ВШЭ.
Что такое «третье место»?
Понятие введено американским социологом Рэем Ольденбургом и включает в себя все места, где человек проводит время вне дома («первое место») и работы («второе место»). «Третье место» — это пространство, где выстраивается сообщество: оно занимает важное место в жизни человека и связано с социальными взаимодействиями и общением.
Примерами таких мест могут выступать библиотеки, столовые, кафе, музеи, театры, фитнес-центры, лектории и парки. С развитием цифровых технологий к ним добавляются социальные сети и виртуальные пространства.
Чем полезно такое «третье место»?
Места для сообществ и людей улучшают ментальное состояние горожан: на такую тему в 2022 году было проведено исследование студенческих заведений общественного питания в Южной Калифорнии. Как оказалось, кафе и другие заведения для коллективного досуга имеют сопоставимые положительные эффекты на психическое здоровье, как и парковые территории.
Но более важная роль «третьих мест» заключается в медиации: тщательно спроектированные пространства устраняют социальные границы и барьеры между городскими сообществами. Первые такого рода места — кофейни — появились еще в XVII веке — и были прозваны «пенсовыми университетами» за то, что позволяли экспертам и новичкам обмениваться идеями и учиться друг у друга за чашку кофе. При этом ни звание, ни статус, ни уровень грамотности не имели здесь никакого значения.
Как планировщики подходят к «третьим местам»?
Из «третьего места» прежде всего планировщики выносят медиативную функцию: в таком случае оно называется «центром добрососедства». Развитием такой истории активно занимается Москва: столичные власти организовали конкурс «Москва — добрый город». По его результатам 50 некоммерческих организаций (НКО) получают в безвозмездное пользование городские помещения на три года. В них появляются инклюзивные мастерские, студии для занятий и площадки для культурных и просветительских мероприятий, где люди не просто занимаются общим делом, а помогают друг другу и поддерживают тех, кому сейчас сложно.
Иное позиционирование распространено в проектах развития новых территорий и отталкивается от «несоциальной» функции, которое выполняет «третье место»: планировщики создают пространства по типу досуга и потребностям целевых аудиторий. Например, специалисты архитектурно-градостроительного бюро «Мастер’с план» в проекте жилого девелопмента «Прокшино» в Новой Москве предусмотрели создание событийного кластера с музеями, горнолыжной и спортивной инфраструктурой. Каждый такой тематический блок будет «собирать» вокруг себя энтузиастов со схожим жизненным опытом, ценностными установками, что позволит создавать новые добрососедские связи, а также найти лучший для себя вариант отдыха.
При этом система «третьих мест» может выстраиваться не только в пределах определенного жилого комплекса, но и на уровне всего города. Другой проект бюро — мастер-план Грозного — предусматривает развитие локальных центров в новых жилых микрорайонах, а на уровне города создаются крупные тематические «третьи места»: креативные кластеры, спортивные, образовательные или детские центры. Такой подход позволяет удовлетворить желания наибольшего количества жителей и сделать их жизнь и досуг более комфортными.