Содержание:
Кто создал Kodak
Джордж Истман, создатель компании, родился в Уотервилле, США, 1854 году. Он из бедной семьи, а в 14 лет был вынужден бросить школу, чтобы содержать мать и сестер. Юноша стал работать банковским клерком и параллельно увлекался фотографией, но в то время процесс был довольно сложным, и он пытался его упростить.
В конце 1870-х Джордж Истман начал производить сухую желатиновую фотоэмульсию, а в 1880 году запатентовал аппарат для массового производства фотографических пластин [1].
1 января 1881 года Истман совместно с промышленником Генри Стронгом основали компанию Eastman Dry Plate Company в Рочестере (Нью-Йорк, США) и стали производить фотопластины.
В этом же году Джордж ушел со службы в банке, чтобы полностью посвятить себя фотографии и новому бизнесу.
Он построил свой бизнес на четырех основных принципах:
- фокус на клиенте;
- массовое производство по низкой цене;
- распространение по всему миру;
- активная рекламная кампания.
Основной целью компании было производство доступных и простых фотокамер. Как говорил Истман, «камеры должны быть такими же простыми и удобными, как карандаш» [2].
История компании Kodak: основные этапы
- Компания Eastman Dry Plate Company через три года после основания получила статус корпорации. Истман продолжал эксперимент и пробовал наносить эмульсию на гибкую пленку, а не на пластины. В 1885 году компания представила свой первый продукт — катушечную фотопленку Eastman American Film. Ее массовый выпуск наладили в 1889 году.
- Торговая марка Kodak была зарегистрирована 4 сентября 1888 года. Этот год поворотный в истории не только самой компании, но и вообще в истории всей массовой фотографии. На рынке появились фотокамеры Kodak. По размеру они были как коробки от современных смартфонов. Продажа аппаратов велась со слоганом: «Вы нажимаете кнопку — мы делаем остальное». За $35 (около $1136 в 2024 году) можно было приобрести не только товар, но и целый комплекс услуг. Когда пленка на 100 кадров заканчивались, нужно было отправить камеру производителю, и в компании печатали снимки, вставляли в аппарат новую пленку и отправляли назад клиенту [3].
- В 1892 году название фирмы поменяли на Eastman Kodak Co. В 1900 году фотография стала максимально доступной: компания выпустила камеру Kodak Brownie из дерева и картона и продавала ее всего за $1. Внутри была пленка на 6 кадров, которая стоила 15 центов [4].
- В 1923 году компания начала выпускать 16-миллиметровую пленку для съемок кино. Компания делала все необходимое съемочное оборудование — камеры, объективы, проекторы, химикаты. С момента создания премии «Оскар» в 1929 году более 80 фильмов, получивших статуэтку в номинации «Лучшие фильмы», были сняты на пленку производства Kodak. У компании даже есть девять собственных статуэток за научно-техническое совершенство [5].
- В 1935 выпустили первую цветную пленку Kodachrome, которая до начала XXI века оставалась одной из самых популярных как у профессиональных фотографов, так и среди любителей [6].
- В течение почти всего XX века Kodak был лидером индустрии. В 1950-х и 1960-х выпустили несколько знаковых моделей камер. В 1963 году появился фотоаппарат Kodak Instamatic. К 1970 году их произвели более 50 млн штук.
- В 1969 году Kodak выпустил специальную стереокамеру для астронавтов «Аполлон-11», на которую были сделаны снимки поверхности Луны крупным планом [7].
- В 1976 году компания занимала 90% рынка фотопленки и 85% рынка камер в США. Но в конце 1970-х — начале 1980-х стали появляться первые цифровые фотокамеры, которые постепенно вытеснили пленочные. Причем первое цифровое устройство изобрел инженер Kodak Стивен Сассон в 1975 году. Снимок записывался на магнитофонную пленку, затем монохромное изображение можно было вывести на экран телевизора [8]. Но руководство компании отказалось развивать новую технологию, поскольку не хотело терять доход от выпуска пленки. Это решение было критическим. В 1980-х цифровыми технологиями активно начали заниматься компании-конкуренты: Sony, Canon, Konica, Nikon, Fuji, и постепенно завоевали этот рынок.
Логотип и название Kodak
Слово Kodak никак не переводится, его придумал сам Истман. Как он объяснял, буква «К» была его любимой. И он пробовал различные комбинации слов, которые бы начинались и заканчивались на эту букву, пока не остановился на звучном сочетании Kodak [9].
Первым логотипом компании Eastman Kodak Company была аббревиатура из трех букв EKC четного цвета в круге. Логотип в классических для Kodak красно-желтых цветах появился в 1935 году. Название размещалось в прямоугольнике. В 1960 году логотип сделали треугольным, но через 10 лет от этой идеи отказались. Логотип снова стал прямоугольным, со стрелкой внутри в виде буквы К. В 1987 году шрифт поменяли на более современный. В 2006 году из логотипа исчез желтый цвет, осталась только лаконичная надпись Kodak. В 2016 году компания постаралась вернуть прежнюю идентичность — название, вписанное в желтый прямоугольник со стрелкой [10].
Реклама Kodak
Kodak был постоянным рекламодателем в газете Post. В рекламе чаще всего использовался образ женщины, чтобы подчеркнуть, что камеры Kodak очень легкие и портативные, в отличие от тяжелых профессиональных камер. Также в рекламе использовались простые бытовые сюжеты, фотографии друзей, а не официальные портреты. Опять же, чтобы показать, что камеры Kodak — это массовый продукт [11].
Самая масштабная рекламная компания Kodak была запущена на центральном вокзале Нью-Йорка в 1950 году. До 1990 года там демонстрировалась коллекция Kodak Colorama с изображениями высотой 5,5 м и шириной 18 м. На снимках были сюжеты об истории «идеальных семей», то есть выражением послевоенной американской мечты [12].
Компания сегодня
Еще в 1980-х–1990-х компания Kodak оставалась мировым лидером фотографии. Большая часть потребителей все еще пользовалась пленочными камерами, несмотря на развитие цифровых. Цифровую фотосъемку в компании рассматривали лишь как дополнительную нишу, что и стало ошибкой. Популярность пленки стала снижаться. Впервые об этом заговорили в 2001 году, когда объем продаж пленочных фотокамер уменьшился на 7%.
Kodak решил выпускать недорогие цифровые фотоаппараты, и в 2004 году даже стал лидером продаж в США [13]. Но время уже было упущено — компания сильно отстала от конкурентов с технической точки зрения. Она не изучала новые технологии, пока это делали конкуренты, и осталась позади. Как отметил главный исполнительный директор и председатель правления компании Eastman Kodak Джордж Фишер в 1999 году, «Kodak рассматривал цифровую фотографию как врага, злого гиганта, который убил бы бизнес химической пленки и бумаги» [14].
На смену бюджетным фотоаппаратам пришли камеры, встроенные в мобильные телефоны, а более дорогую нишу заняли конкуренты, в частности, Canon.
Kodak перестала получать прибыль. В 2006 компания закончила производить цифровые фотоаппараты. А 22 июня 2009 года окончательно прекратила выпуск знаковой для компании пленки Kodachrome [15]. В 2010 году в США проявили последнюю пленку этой марки. Фотографы назвали это событие концом эпохи [16].
18 января 2012 года компания Kodak объявила о банкротстве. Патенты продали за $525 млн 12 крупным игрокам рынка, среди которых Samsung, Fujifilm, HTC, Apple, Google, Microsoft.
После этого компания Kodak провела реструктуризацию и сосредоточилась на сферах печати и сканирования [17]. С 2013 года Kodak работает исключительно с корпоративными клиентами. Производства находятся в США, Канаде, Китае, Японии и Германии, штаб-квартира — в Рочестере. В 2015 и 2016 году компания попыталась выйти на рынок мобильных телефонов, но это не принесло ей успеха.
В 2020 году в компании заявляли о возможности начать выпускать оригинальные лекарственные препараты и дженерики. Правительство США планировало выделить Kodak на эти цели $765 млрд, но сделка не состоялась [18].
Сегодня Kodak по-прежнему выпускает пленки для киностудий, но в гораздо меньшем масштабе, чем раньше, пленку для рентгенов, химикаты. Консолидированная выручка компании за 2022 год составил $1,205 млрд по сравнению с $1,15 млрд за 2021 год, чистая прибыль — $26 млн [19].