Как зародилась компания Huawei
Huawei основал в 1987 году китайский предприниматель, офицер в отставке Жэнь Чжэнфэй (другое написание имени — Рен Женфей или Зенгфей), когда переживал кризис среднего возраста — ему было 43 года. Но разработками Жэнь увлекался с молодости, когда служил инженером в армии.
Бывший военный мечтал создать бренд в области телекоммуникаций, способный успешно конкурировать с иностранными компаниями. Эта цель отражена в названии: Huawei переводится с китайского как «достижение Китая». По другой версии, первый слог обозначает не только «Китай», но и «великолепный», поэтому Huawei можно перевести как «великолепное достижение».
Huawei запустилась в городе Шэньчжэне. Первым направлением ее деятельности была перепродажа АТС (автоматических телефонных станций), поскольку на выпуск собственной продукции вначале не было средств. Уставный капитал только что созданного стартапа был всего ¥21 тыс. (в 2023 году в долларовом эквиваленте — это около $14 тыс.). Все полученные деньги Жэнь Чжэнфэй направлял на исследования. И через три года, в 1990-м, в компании стали работать над собственными продуктами: оборудованием, телефонными коммутаторами и программным обеспечением для передачи сигнала.
Тогда армия Китая получала оборудование из-за границы, и Жэнь Чжэнфэй позже скажет: «Телекоммуникационные технологии связаны с международной безопасностью, а страна без собственного оборудования была похожа на страну без вооруженных сил».
Первые достижения
Первый прорыв произошел в 1993 году. Тогда Huawei выпустила самую мощную на тот момент китайскую программируемую коммутационную систему C&C08, призванную улучшить связь в провинции и небольших городах. И таким образом молодая компания громко заявила о себе на рынке. Это позволило получить первый крупный контракт на создание в стране телекоммуникационной сети.
К середине 1990-х оборот компании был уже около ¥1,5 млрд. Huawei открыла новые исследовательские лаборатории, а на рынок удалось выпустить устройства с технологией беспроводной передачи данных на основе GSM — стандарта глобальной мобильной связи второго поколения 2G.
1996 год можно считать еще одной поворотной точкой — в стране усложнили доступ на местный рынок для иностранных поставщиков в сфере телекоммуникаций, поэтому у китайских компаний появилось больше возможностей. Обороты увеличились, стали открываться новые R&D-центры.
Выход на зарубежные рынки
Первый зарубежный контракт компания получила в 1997 году. Huawei стала поставлять оборудование для компании Hutchison Whampoa, базирующейся в Гонконге.
В том же году открылся и первый зарубежный офис в Уфе. Компания была заинтересована в выходе на крупный российский рынок, а закрепиться там позже позволили соглашения с РЖД и «Ростелекомом»: совместно с ними компания запустила самую длинную на тот момент сеть передачи данных (более 30 тыс. км) — от Москвы до Хабаровска.
Компания постепенно продолжала расширяться за границей. В конце 1990-х в Индии и Швеции, а в начале 2000-х в США и Австралии открылись научно-исследовательские центры.
Смена стратегии
В 2003 году в компании приняли решение сосредоточиться на производстве смартфонов, планшетов и другой потребительской электроники. Появилось подразделение Huawei Device. В 2004 году выпустили первые смартфоны, сначала стандарта WCDMA — с сотовой связью третьего поколения 3G. Свой новый визуальный стиль и логотип компания представила 8 мая 2006 года. А в 2009 году появился предок всех современных смартфонов этой компании — телефон с операционной системой Android 1.5, модель U8220. В 2011 году, когда стали популярными планшеты, Huawei выпустила первый планшетный компьютер MediaPad на системе Android.
Скандалы с Huawei
Успех и известность часто связаны со скандалами. Первая громкая история случилась в 2003 году. Фирма Cisco, продающая сетевое оборудование, подала на Huawei в суд за незаконное копирование и использование своего программного обеспечения, включая исходный код и документацию. Позже иск отозвали, и разбирательство прекратилось — компании сумели договориться.
В том же году в Чикаго на выставке SuperComm задержали сотрудника Huawei, который фотографировал стенды других телекоммуникационных компаний без их участия, — его подозревали в промышленном шпионаже. Компания принесла извинения и отметила, что это не было санкционировано с ее стороны. Также компанию периодически обвиняли (и иногда продолжают и сейчас) в том, что устройства Huawei могут быть оснащены шпионским оборудованием.
Еще один скандал произошел в 2019 году — он был связан с «лунным режимом» камеры смартфона Huawei P30 Pro. Этот режим позволяет делать снимки ночного неба в хорошем качестве и с приближением Луны без использования дополнительных аксессуаров. Исследователь Ван Юэ на китайском сайте вопросов и ответов Zhihu обнаружил, что Huawei использовала ИИ не для того, чтобы улучшить сделанные на смартфон фотографии Луны, как было заявлено в рекламе, а чтобы взять уже готовые изображения и вставить их в снимок пользователя. Он сделал вывод, что фотографии, снятые в «лунном режиме», получались неоригинальными.
Особенно непростые отношения сложились у компании с Соединенными Штатами. В 2019 году Министерство торговли США внесло Huawei и 70 ее подразделений в черный список. Власти пояснили, что это решение «предотвратит использование американских технологий иностранными компаниями, потому что это потенциально может подорвать интересы национальной безопасности США или внешней политики».
Huawei перекрыли доступ к покупке необходимых американских комплектующих без разрешения правительства США. Для своего спасения компания предприняла сразу несколько шагов. Во-первых, она стала сотрудничать с государственной компанией Китая China Postal and Telecommunications Appliances — входящая в ее состав фирма Xnova продает смартфоны, которые разрабатывает и производит Huawei. Комплектующие компания China Postal and Telecommunications Appliances получает в США.
Во-вторых, в 2020 году Huawei продала свой успешный суббренд Honor китайскому конгломерату Shenzhen Zhixin New Information Technology, чтобы вывести его из-под санкций. После этого Honor стал самостоятельным и смог развиваться независимо от ограничений, которые наложили в США на Huawei.
Всемирная известность и Honor — бренд для молодежи
В 2010 году Huawei на основе своих годовых продаж попала в рейтинг 500 мировых крупных компаний и пятерку крупных инновационных стартапов. Начался период мирового признания, больших сделок, почетных званий.
В 2013 году произошло новое крупное событие в истории компании — запуск линейки Honor. Эти смартфоны, которые обладали хорошими техническими характеристиками и выделялись низкой ценой, были ориентированы на молодежную аудиторию. Первую модель — Honor 6 — выпустили в 2014 году. Только за год компания благодаря новому бренду получила почти $2,5 млрд.
Наряду с выпуском новых моделей компания продолжила вкладываться в исследования. Раньше многих конкурентов в Huawei задумались о технологии 5G — в 2013–2018 годах только на изучение этой технологии в компании выделили $600 млн.
В 2015 году Huawei поднялась на третье место по числу выпущенных смартфонов в мире, а во втором квартале даже обошла Apple и заняла второе место. Все это — благодаря характеристикам и возможностям моделей: дисплеи Full HD, много оперативной памяти, мощные процессоры и камеры, позволяющие снимать в хорошем качестве.
Компания сегодня
Сегодня в компании Huawei трудятся более 197 тыс. специалистов по всему миру, и почти половина из них занимается научно-исследовательской работой — в частности, в сфере энергетической эффективности. Например, они изучают, как сократить количество выбросов при работе оборудования и гаджетов, выпускаемых компанией.
Жэнь Чжэнфэй в возрасте 78 лет по-прежнему занимает пост президента компании и является одним из богатейших людей Китая.
Huawei активно сотрудничает с Google. А еще — с известной многим фотографам немецкой компанией Leica. Она производит дорогие фотоаппараты с хорошей оптикой. Huawei в сотрудничестве с ней выпустила смартфон Huawei P9 с двумя камерами. У такой модели смартфона больше возможностей для качественных фото и видео, например широкое открытие диафрагмы и детализация.
Продукция Huawei сегодня представлена более чем в 170 странах и регионах, а разработками и гаджетами компании пользуются 3 млрд людей. По данным исследовательской компании Omdia, в 2022 году Huawei заняла в общемировом рейтинге продаж смартфонов десятое место.