
Когда и как отмечают китайский Новый год
Китайский Новый год, также известный как Праздник весны или лунный Новый год, в 2025 году наступит 29 января. Этот праздник принято отмечать 15 дней, и в этом году он пройдет с 29 января по 12 февраля. С 2025 года государство официально выделяет на празднование Праздника весны восемь выходных дней (до этого было только семь), однако в некоторых компаниях выходные могут занимать до четырех недель. Кстати, Праздник весны отмечается зимой неспроста — несмотря на то что еще холодно, китайцы уже «призывают» и приветствуют весну.
Новогодние праздники имеют очень большое значение для жителей Китая и стран, где чтут лунный календарь: в Индонезии, Сингапуре, Таиланде, Брунее, Вьетнаме, Малайзии и на Филиппинах, а также в Северной и Южной Корее. Если григорианский календарь основан на вращении Земли вокруг Солнца, то лунный — на смене фаз Луны. Китайский новый год отмечается на второе новолуние после зимнего солнцестояния (21 декабря), и каждый год это разные даты. По григорианскому календарю этот праздник выпадает на период между 21 января и 21 февраля.
У китайского Нового года тысячелетняя история, окруженная древними мифами и традициями. Согласно легенде, в начале каждого года китайцы прячутся от чудовища по имени Нянь (по-китайски 年 (nián) означает «год»), которое сеет страх и ужас, разоряет хозяйства, пожирает урожай и даже детей. Чтобы отогнать злого духа, к каждому Празднику весны китайцы развешивают на окнах и дверях красные фонари и свитки, запускают петарды и фейерверки, жгут благовония.

Традиционно в эти дни принято возвращаться в родные места и отмечать наступление нового года в кругу семьи. В честь наступления лунного Нового года украшают дома и улицы, дарят подарки и красные конверты с деньгами, жгут фейерверки, устраивают застолья, танцы и световые шоу.
В первые семь дней праздника весны большинство заведений, предприятий и магазинов закрыты — все отправляются домой, к родным. Поэтому жителям Китая приходится заранее закупать нужные подарки и продукты и заблаговременно решать все рабочие вопросы.
Михаил Деревянко, заместитель гендиректора особой экономической зоны «Авангард», эксперт по работе с Китаем:
«В Поднебесной другой подход к предоставлению ежегодного отпуска работникам. В зависимости от стажа гражданин Китая имеет право всего лишь на 5–10 дней отпуска в год, исключение составляют госслужащие. Поэтому новогодние праздники — одна из немногих официальных возможностей отдохнуть и навестить близких. В этот период все китайские контрагенты перестают вести переписку по деловым вопросам и до них невозможно достучаться. Однако это никоим образом не оказывает негативного влияния на экономику страны. Опытные иностранные компании, которые сотрудничают с Китаем, обычно заранее заботятся о доставке своих грузов еще в декабре—январе. Как правило, ситуация нормализуется в течение недели–двух после окончания праздников, поэтому если у иностранного заказчика поставка выпадает на китайский Новый год, то он морально готов к задержке поставки на месяц».
Наталья Возианова, партнер, руководитель практики по работе с азиатскими рынками компании «Технологии доверия» (ТеДо), также говорит, что ажиотаж вокруг праздников не становится большим препятствием для работы:
«Китай полностью интегрирован в глобальную экономическую систему, на него приходится треть мирового производства, и он просто не может допустить большую паузу в экономической активности. Подход китайского бизнеса к новогодним праздникам напоминает российские практики. Крупные производственные предприятия, особенно в госсекторе, который доминирует в энергетике, нефтегазовой отрасли или ВПК, выстраивают посменную работу. В сегменте экспортно-импортных операций соответственно корректируются графики отправки, получения и таможенного оформления. Порты продолжают работать, обычно не на полной загрузке. У компаний, которые закрывают офисы на новогоднюю неделю, проседание доходов уже заложено в бюджеты и планы развития».
Если подавляющее большинство компаний в новогодние праздники снижает темпы работы, то для сфер транспорта и туризма наступает время самых больших продаж. Для этого периода в Китае существует специальный термин «чуньюнь» — это время сезонной миграции населения в период до, во время и после праздника весны.
«Люди используют каникулы для путешествий или встреч с родственниками, поездок к родителям, поэтому растет спрос на туристические и транспортные услуги, — объясняет Имин Чжэн, руководитель практики по работе с китайскими компаниями, «Технологии доверия» (ТеДо). — Огромная загрузка характерна для всех видов транспорта, несмотря на то что в этот период открываются дополнительные рейсы как в сегменте авиаперевозок, так и на железной дороге».
Потребление, по словам Имин, также растет: «По показателям роста продаж новогодние каникулы в Китае можно сравнить с западным Рождеством — это чуть ли не самый доходный период в году. Люди покупают подарки себе и родным, ходят в кафе и рестораны, охотно тратят деньги с размахом. Для сфер общепита и развлечений, магазинов и такси праздники служат катализатором спроса и, как следствие, благоприятно влияют на экономику».
Как китайский Новый год повлиял на экономику в 2024 году
Последние три года китайская экономика восстанавливалась после экономического упадка, связанного с пандемией коронавируса. В 2022 году были сняты самые строгие ограничения и жители Китая начали понемногу путешествовать. В 2023 году в дни китайского Нового года сфера туризма заработала почти ¥376 млрд — это 73% от допандемийных ¥514 млрд в 2019 году. Тогда власти Китая все еще призывали граждан по возможности избегать активных перемещений, хотя в целом поездки были разрешены и иметь отрицательный тест на COVID-19 было необязательно.
В 2024 году туристическая индустрия, уже полностью свободная от ограничений, набрала обороты. За новогодние праздники она принесла в бюджет страны почти ¥633 млрд. Это на 68,4% больше показателя 2023 года. Кроме того, впервые за долгое время удалось заработать больше, чем до пандемии (¥514 млрд в 2019 году).
В 2024 году около 474 млн китайцев перемещались по стране во время праздничных каникул. Чтобы справиться с резким ростом пассажиропотока, авиакомпании Китая на 40 дней «чуньюня» запустили более 2,5 тыс. рейсов по самым популярным направлениям, включая страны Юго-Восточной Азии, Японию, Республику Корея и другие соседние регионы. В том числе благодаря этому китайцы в 2024-м путешествовали на 34,3% больше, чем в 2023 году. Внутренних поездок стало больше на 19% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Праздник весны 2024-го стал в Китае первым новогодним праздником за последние пять лет, на который не повлияли факторы, связанные с пандемией, и это принесло свои плоды.
Что будет в 2025 году
В 2025 году власти Китая продлили официальное количество праздничных выходных до восьми дней, зная, как этот период важен для туристической отрасли и экономики страны. Ожидается, что в 2025 году за это время китайцы совершат около 9 млрд поездок, среди них более 510 млн поездок — на поезде и еще 90 млн — на самолете. Большинство жителей Китая путешествуют внутри страны на автомобиле.
К новогодним каникулам также резко вырос спрос на поездки за границу, преимущественно в Юго-Восточную Азию. Продажи билетов во Вьетнам, Сингапур и Индонезию среди китайцев выросли более чем на 50%. Праздник весны привлекает туристов и внутрь страны: по данным Trip.com, во время лунного Нового года количество бронирований от иностранцев, желающих посетить Китай, вырастет на 203% по сравнению с 2024 годом.
Власти страны всячески стараются стимулировать интерес к празднику у туристов и местных жителей. В последний год потребительские расходы китайцев стали слабее на фоне кризиса на рынке недвижимости и нестабильной обстановки на рынке труда. Чтобы Праздник весны продолжал приносить доход, власти страны активно продвигают зимние тематические направления отдыха и стараются сдерживать рост цен на авиабилеты.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.