В последние десятилетия количество случаев диагностированного аутизма существенно выросло. В значительной мере это связано с тем, что в обществе и у врачей появилось больше знания об этом расстройстве психического развития. Другой фактор, влияющий на рост выявления аутизма, — изменение критериев оценки в медицинском сообществе. В настоящий момент принят термин «расстройство аутистического спектра» (РАС), к которому относят синдром Каннера, детский аутизм, синдром Аспергера, детское дезинтегративное расстройство и ряд других диагнозов. Каждое из этих состояний может проявляться по-разному, хотя в основе все имеют нечто общее — неврологическое расстройство головного мозга, влияющее на восприятие и обработку информации. Что чувствуют и как воспринимает мир люди с РАС, рассказывает в своей книге Тэмпл Грандин, одна из самых известных в мире женщин с аутизмом.
Кто автор
Тэмпл Грандин — писательница, ученая, профессор животноводства в Университете штата Колорадо. Она родилась в 1947 году, когда детям с аутизмом нередко ставили диагноз «умственная отсталость». Родители Грандин пробовали разнообразные виды терапии, чтобы стимулировать развитие дочери. В результате она не только получила образование, но и научилась преодолевать ограничения, наложенные на нее ментальным расстройством. Грандин написала несколько книг о животноводстве и аутизме, выступала на Ted Talks с речью, посвященной разным типам мышления, и становилась героиней статей в The New York Times и Forbes. В 2010 году телекомпанией HBO был снят биографический фильм «Тэмпл Грандин», получивший семь премий «Эмми», в том числе в категории «Лучший мини-сериал или фильм на телевидении».
О чем книга
Автор комбинирует рассказ о разных формах аутизма и диагностических критериях с историями из собственной жизни — к примеру, как мышление «картинками» помогло ей понять, что чувствуют коровы во время процедур на ферме. Благодаря своему неожиданному взгляду Тэмпл смогла найти конструктивные решения, которыми впоследствии будут пользоваться животноводы по всему миру. Она повествует о способах повысить жизненный комфорт людей с РАС и подходах, которые помогли ей начать читать, пережить переход из школы в колледж и научиться испытывать нежность.
Нарушение сенсорной интеграции
Ребенок с рождения учится пользоваться своими органами чувств. Его мозг, получая зрительную информацию, обучается ее обрабатывать и делать выводы: складывать движущиеся пятна в единый образ, например матери или здания. Мозг ребенка с РАС испытывает сложности в обработке этих сигналов, фиксируясь на отдельных элементах, к примеру на областях света на щеках близкого человека вместо лица целиком. В результате все многообразие окружающих нас визуальных, слуховых, тактильных сигналов не формируют картину окружающего мира, а беспорядочно смешивается. Степень этих нарушений может варьироваться в зависимости от формы расстройства.
Гиперчувствительность
Следствие сенсорной дезинтеграции — повышенная чувствительность. Обилие сигналов (зрительных, слуховых или тактильных) перегружает нервную систему и может спровоцировать панические приступы или истерику. Поход в супермаркет со светящимися коробами, музыкой, обилием людей, запахов и прочими стимулами вокруг автор сравнивает с ощущениями внутри акустической колонки во время рок-концерта. Это приводит к сенсорной перегрузке, при которой зрительная, слуховая и тактильная информация перемешиваются, погружая человека в полный хаос.
Однако полное отсутствие стимулов тоже не выход: научные исследования показывают, что сенсорная депривация у детенышей животных в дальнейшем приводит к еще более повышенной чувствительности к запахам и звукам. Альтернатива — тщательно подобранная индивидуальная терапия, которая может помочь страдающим РАС спокойнее переносить внешние стимулы. К примеру, слуховая методика Ги Берарда облегчает восприятие пугающих звуков, а растирание или массаж мягкой щеткой поможет снять обостренную тактильную чувствительность. Все это не устраняет аутизм, но может улучшить качество жизни.
Ведущий канал восприятия
У большинства людей с аутизмом один из каналов восприятия превалирует над другими. Грандин рассказывает о собственном визуальном мышлении, для нее внутренний 3D-видеострим — это способ познания мира. Она с необыкновенной точностью, как объектив фотокамеры, фиксирует все, что видит, и впоследствии может мысленно воспроизвести этот момент в мельчайших подробностях.
Для визуала выучить слова, обозначающие предметы, было довольно легко, а вот понимание абстрактных существительных требовало дополнительных усилий. Автору понадобилось связать их с образами: так, «мир» для нее — это «голубь, индейская трубка мира, телерепортаж о подписании мирного соглашения». Тэмпл вспоминает, как строчки из «Отче наш» наполнились для нее смыслом только тогда, когда связала силу с образом силача с гирями. Иногда внутренние картинки могут быть связаны не с символом, которым можно выразить какое-то абстрактное понятие, а с чем-то созвучным. В той же молитве, по признанию автора, на словах о славе перед ее мысленным взором появляется вулканическая лава, а знакомый мужчина с аутизмом представляет ежика в облаках, произнося «иже еси на небесех».
Внимание к деталям
Для многих страдающих аутизмом характерно повышенное внимание к деталям. Из-за этого им сложнее приоритизировать объекты и стимулы, например выделить голос собеседника на фоне уличного шума. Однако та же черта может стать опорой в жизни или в профессиональной деятельности. Тэмпл рассказывает о женщине с РАС, которая лучше остальных лаборантов выделяет атипичные клетки при изучении срезов в микроскопе.
Сама автор обладает способностью в точности запоминать все, что когда-либо видела, в частности действия окружающих. Когда Тэмпл потребовалось научиться делать чертежи, она вспоминала, как чертил бывший коллега, и максимально копировала все действия. В результате неоднократного повторения такого опыта Грандин научилась превосходно чертить.
Высокая тревожность
Большую проблему для страдающих РАС представляет высокая тревожность. Смена привычной рутины, грядущие изменения жизненного уклада могут спровоцировать припадок или паническую атаку. Тэмпл вспоминает, как боялась окончания школы и будущей учебы в колледже. Адаптироваться к переменам ей помогло метафорическое действие. Когда Грандин училась в старших классах, на крыше школы начали строить дополнительное помещение. Девушка нашла дверь, ведущую туда, и мысленно связала ее с выпуском из школы, а надстройку — со следующей ступенью обучения, колледжем. Когда на Тэмпл накатывала тревога, она поднималась к этой двери и физически проходила через нее, символически переживая ситуацию и тем самым успокаивая себя.
Впоследствии автор неоднократно возвращалась к метафоре «двери», помогая себе справиться с тревогой при поступлении в университет и смене карьерного трека.
Цитаты
-
«Взрослый с низкофункциональной формой РАС, которого никак не удается приучить пользоваться туалетом, возможно, находится в состоянии тотальной сенсорной неразберихи. Он не имеет представления о границах собственного тела, все окружающие его звуки, прикосновения, зрительные образы переплелись и перемешались. Это все равно что смотреть на мир через глазок калейдоскопа и слушать радио, когда в эфире сплошные помехи».
-
«Научные исследования, подтвержденные практикой, доказывают, что дети с РАС нуждаются по меньшей мере в 20 часах интенсивных индивидуальных занятий в неделю. Проводить их может кто-либо из родителей или специалист. Худшее, что можно предложить ребенку с аутизмом в возрасте двух–пяти лет, — бесконтрольное сидение перед телевизором».
-
«Многие ученые согласны с тем, что наблюдающееся в последние годы распространение синдрома Аспергера — это, по сути, распространение такого диагноза. Тем, кого раньше записывали в «ботаники», «сумасшедшие ученые», теперь ставят этот синдром».
Зачем читать книгу
Вы сможете заглянуть в мир страдающих РАС и расширить границы своего знания, понять, как работают наши органы чувств. Родителям детей с аутизмом книга может помочь понять, что испытывает ребенок, и вдохновить на поиски новых подходов к его развитию или терапии.