Содержание:
Кто создал Соса-Соla
Родина известного напитка — американский город Атланта. Изначально это была не просто газированная вода, а лекарственное средство.
Изобретатель напитка — американский фармацевт Джон Пембертон. После ранения, полученного во время гражданской войны, он стал часто употреблять морфий и решил отыскать способ избавиться от наркотической зависимости. Первые варианты напитка были алкогольными, на основе вина и кокаина, который тогда не был в списке запрещенных веществ. Но в 1885 году в ряде районов штата Джорджия ввели сухой закон, и Пембертон стал экспериментировать с безалкогольными составляющими.
Днем рождения Coca-Cola считается 8 мая 1886 года. В этот день напиток, в составе которого был экстракт листьев коки, богатая кофеином вытяжка африканского ореха кола, жженый сахар с эфирными маслами, представили в аптеке Джекобса. Он стоил 5 центов за стакан и позиционировался как «напиток для воздержания» во время сухого закона, а также как средство от морфиновой зависимости, гастрита, импотенции, головных болей и нервных расстройств. Пембертон запатентовал экстракт под именем Coca‑Cola Syrup and Extract. Сначала сироп разбавляли простой водой, потом — газированной.
Фрэнк Мэйсон Робинсон был другом Пембертона и бухгалтером в его лавке. Именно он написал каллиграфическим почерком название нового напитка — Coca-Cola, что стало неизменным и всемирно узнаваемым сегодня логотипом. Он же придумал и первый слоган: «Пейте Coca-Cola». С тех пор новые слоганы появляются практически каждый год.
Напиток постепенно становился популярным, в день продавалось до десятка стаканов. Но дебютный год стал все же провальным: Пембертон потратил на ингредиенты $70, а заработал около $50.
К 1888 году у изобретателя Coca-Cola сильно ухудшилось здоровье, и он скончался в нищете от рака желудка. Рецепт напитка у вдовы фармацевта выкупил владелец аптеки в Атланте Эйза Кендлер за $2300.
Coca-Cola: основные этапы в истории компании
Кендлер организовал первую рекламную кампанию нового напитка. 1 мая 1889 года он опубликовал объявление с текстом «Coca-Cola — Вкусный. Освежающий. Захватывающий. Бодрящий» в ежедневной газете The Atlanta Journal.
Основание компании, изменение рецепта и бутылка-юбка
В 1892 году Кендлер бросил все силы на продвижение сиропа, оставил фармацевтику и открыл фирму The Coca-Cola Company, начальный капитал которой составлял $100 тыс.
31 января 1893 года можно считать официальным днем рождения напитка, когда был зарегистрирован одноименный товарный знак.
Постепенно к концу 1890-х годов позиционирование Coca-Cola изменилось: из лекарства она превратилась в освежающий и приятный напиток. В 1899 году ее стали разливать в бутылки, а права на это можно было купить за доллар.
При этом у напитка с самого начала была сильная маркетинговая кампания. Например, в одну из аптек Эйза Кендлер поставлял его бесплатно в обмен на контактные данные постоянных клиентов, затем рассылал купоны на один стакан напитка. Также он придумал изготавливать и продавать сувениры, календари и другой мерч с логотипом компании, чтобы сделать ее узнаваемой.
В конце 1890-х годов в Соединенных Штатах стали говорить о вреде кокаина и его пагубном воздействии на здоровье и ум людей, а в напитке, по информации разных источников, на тот момент содержалось 5 мг этого вещества на 1 г сиропа. Однако на сайте компании указано, что в составе напитка никогда не было кокаина.
В 1903 году рецептуру поменяли — вместо свежих листьев коки в сироп стали добавлять выжимку, в которой не содержалось вещества, а к 1905 году кокаин совсем исчез из рецепта, говорится на сайте FundingUniverse.
В 1906 году напиток вышел за границы США — на Кубе, в Канаде и Панаме открылись линии розлива. Оригинальную бутылку в форме колокольчика придумали в 1915 году, чтобы выделиться и защитить продукт от подражателей. По заданию владельцев бизнеса, нужно было придумать такую форму, которую можно было бы узнать в темноте. Над этим работал дизайнер Эрл Дин. Существует две версии, объясняющие такую форму: первая — схожесть с плодом какао (по легенде, дизайнер перепутал «coca» и «cocoa»), вторая — схожесть с модной тогда юбкой хоббл, расклешенной и с узким верхом.
Смена собственника и дальнейшее развитие
В разгар того, как компания и ее продукция становились все популярнее, сменился владелец — Эйза Кендлер стал мэром Атланты и не мог продолжать заниматься бизнесом. В 1919 году акции приобрел за $25 млн предприниматель Эрнест Вудрафф. С того времени компания стала публичной.
В 1923 году главой стал сын бизнесмена — Роберт Вудрафф, он находился на этом посту 32 года и до 1984 года входил в совет директоров. Именно он сумел превратить Coca-Cola из простого напитка в легенду благодаря успешным маркетинговым стратегиям. В этом же году напиток начали продавать в упаковке по шесть бутылок, а через шесть лет появились фирменные стаканы.
Далее Coca-Cola стала одним из главных спонсоров всех важных спортивных соревнований. Началось все в 1928 году, когда команда США приехала на летние Олимпийские игры в Нидерланды с тысячей ящиков напитка.
В 1930-х годах Coca-Cola начали активно продвигать за рубежом с помощью рекламы и слоганов: «Хороша до последней капли», «Получите удовольствие от жажды», «Пауза, которая освежает», «У жажды нет сезона». Активно использовали образы звезд и спортсменов.
В 1940-х Coca-Cola пили жители уже 44 стран мира, а в годы Второй мировой войны компания активно поставляла напиток армии. Стоимость для солдат была 5 центов. Для удобной перевозки именно в годы войны придумали использовать алюминиевые банки.
За годы войны американские солдаты выпили 5 млрд банок газировки.
После войны популярность напитка продолжила расти: в 1950 году вышла его первая телевизионная реклама, в том же году Coca-Cola стала первым продуктом, который напечатали на обложке известного журнала Time.
В 1950–1960-х годах ассортимент The Coca-Cola Company расширился: компания купила права на апельсиновый напиток Fanta, который начали выпускать в 1940-х в Германии, в 1961 году на прилавках появилась лимонная вода Sprite. В 1980-х годах выпустили диетическую колу.
Весь XX век Coca-Cola и другие напитки компании постепенно завоевывали мир. В конце 1950-х их разливали уже в ста странах, в 1965 году они пришли в первое социалистическое государство — Болгарию, а в Советский Союз — в 1980 году, когда Coca-Cola и Fanta стали спонсорами летних Олимпийских игр в Москве.
Завоевать удалось даже космос: в 1985 году Coca-Cola стала первым газированным напитком, который астронавты попробовали в невесомости.
Новогодняя реклама Coca-Cola
Coca-Cola у многих ассоциируется с Новым годом и Рождеством опять же благодаря грамотному маркетингу. В 1931 году впервые появилась новогодняя реклама с Санта-Клаусом. Компания дала задание художнику Хэддону Сандблому создать изображение волшебного персонажа в красном костюме. Так он нарисовал себя в образе добродушного деда с пышной бородой в красно-белом одеянии.
Считается, что именно так был придуман современный образ Санта-Клауса. Облик волшебника менялся год от года, но незначительно, общие черты были прежними. В 1964 году Хэддон Сандблом в последний раз нарисовал Санту, максимально похожего на современного, именно этот образ стали использовать в фильмах, мультфильмах, рекламе других компаний.
А самый знаменитый рождественский образ напитка компания создала в 1995 году — это была реклама с грузовиками, которые везут Coca-Cola. Спецэффекты создавали специалисты студии Джорджа Лукаса, а песня стала одним из главных новогодних и рождественских треков.
С того времени компания регулярно в преддверии праздника выпускает ролики, в 2023 году также вышел новый под названием «Миру нужно больше Сант».
Рецепт Coca-Cola
Когда Эйза Кендлер покупал рецепт у вдовы Пембертона в 1888 году, в инвентарной описи значились такие ингредиенты: экстракт листьев коки, кофеин, масла лимона, лайма, нероли, мускатного ореха, ванилин, цитрусовая кислота, апельсиновый эликсир.
На протяжении всех лет существования Coca-Cola рецепт является одной из самых охраняемых в мире коммерческих тайн и не разглашается. С 1925 года формулу хранили в банке Trust Company, в 2011 году документ переместили в сейф музея World of Coca-Cola в Атланте. Как утверждают в компании, полный список ингредиентов знают лишь несколько человек на планете. Производство ингредиентов распределено между девятью заводами.
Известно, что в составе точно есть сахар, сахарный колер, сахароза, фосфорная кислота, а какие ингредиенты с пятого по девятый — это до сих пор остается предметом споров. Особый интерес представляет самый таинственный ингредиент 7Х. В 1979 году в СМИ писали, что секрет раскрыли, предполагается, что это смесь масел апельсина, лимона, мускатного ореха, кориандра, нероли и корицы. Из двух элементов, давших напитку название, в рецепте не осталось ни одного — кока исчезла из рецепта еще в начале XX века, вместо экстракта ореха колы используют цитрат кофеина.
В 1985 году компания решила изменить фирменный состав. Вместо привычной Coca-Cola был представлен новый напиток — New Coke, чтобы заинтересовать молодежь. По вкусу газировка была больше похожа на главного конкурента, у которого в те годы активно росли продажи, — Pepsi. Однако новость вызвала множество протестов среди возмущенных поклонников классической Coca-Cola, и менее чем через три месяца на полки магазинов вернулся всем знакомый напиток.
Компания Coca-Cola сегодня
С 1990-х The Coca-Cola Company начала расширяться и купила ряд других брендов: пивной бренд Barq, Schweppes, Dr. Pepper, французский бренд Tropico, российскую компанию по производству соков «Мултон».
Расширилась линейка вкусов, появились: ванильная, вишневая, кофейная Coca-Cola, напиток без сахара, со вкусом лайма и другие. Выпускаются постоянные вкусы, а также ограниченные серии.
В пятерке стран, где активнее всего употребляют напитки производства The Coca-Cola Company, — США, Мексика, Китай, Бразилия, Япония.
С 2015 года Coca-Cola находится на первой строчке рейтинга наиболее дорогих брендов безалкогольных напитков. Агентство Brand Finance оценило в 2023 году стоимость компании в $33,1 млрд. Вечный конкурент Pepsi находится на втором месте этого рейтинга и стоит практически в два раза меньше — $18,3 млрд. В рейтинге Interbrand The Coca-Cola Company находится на восьмом месте среди наиболее дорогих компаний, ее опережают только IT-гиганты и автомобильные концерны, стоимость компании на декабрь 2023 года — $58 млрд.
Пост президента компании с октября 2022 года занимает Джон Мерфи, он же с марта 2019 года является главным финансовым директором The Coca-Cola Company. Крупнейшими акционерами с долей от 4 до 10% акций являются американские компании Berkshire Hathaway Inc., The Vanguard Group, BlackRock, State Street Corporation.
В марте 2022 года The Coca Cola Company объявила, что приостанавливает свой бизнес в России. Но в июне 2024 года появились сообщения, что газировка под брендами Coca-Cola, Fanta и Sprite может вернуться на российский рынок: американский производитель безалкогольных напитков Coca-Cola, ушедший из России, снова регистрирует свои товарные знаки в стране. По данным «Ведомостей», в апреле 2024 года The Coca-Cola Company подала в Роспатент три заявки на регистрацию одноименных товарных знаков для напитков.