Об авторе: Александра Бабкина, директор социальных проектов VK.
Вот уже пять лет компания VK говорит о проблеме травли в интернете. С 2019 года мы изучаем кибербуллинг с разных сторон: что испытывает человек, которого травят, почему люди становятся агрессорами, как предотвратить и остановить травлю. Ко Дню борьбы с кибербуллингом мы подготовили новое исследование, проведенное совместно с консалтинговой компанией UXSSR, о том, как изменился кибербуллинг и отношение к проблеме за эти годы.
О кибербуллинге стали говорить больше
Кибербуллинг — это интернет-травля, в ходе которой волна негатива от одного или группы людей направляется на конкретного человека, нескольких людей, сообщество или компанию. В 2019 году мы впервые в России провели социальную кампанию против хейта в Сети. И тогда, и сейчас, работая над проектом, мы часто слышали: «Кибербуллинг — это детская болезнь», «негатив в Сети — это ничего страшного».
Ксения Стернина, управляющий партнер UXSSR:
«Мы видим, что отношение респондентов к проблеме кибербуллинга за это время изменилось. С одной стороны, все больше людей узнают о проблеме и ее важности. С другой — несмотря на то что все интервью проходили анонимно, респонденты опасались говорить откровенно и делиться своими переживаниями. Нашей задачей было обеспечить безопасность и необходимый уровень комфорта участникам исследования для получения объективных данных».
Несмотря на то что кибербуллинг — виртуальное явление, оно приводит к серьезным психологическим травмам, справиться с которыми можно только с помощью специалиста.
Что относится к кибербуллингу:
- оскорбительные сообщения и комментарии;
- создание фейкового аккаунта специально для того, чтобы оставлять обидные комментарии или рассылать сообщения анонимно;
- распространение непристойных слухов или ложных сведений о человеке;
- рассылка фото и видео, которые могут оскорбить или унизить человека;
- угрозы и запугивание человека в социальных сетях, в том числе и через подачу жалоб на аккаунт жертвы, чтобы его заблокировали;
- газлайтинг — систематическое обесценивание чувств, переживаний и поступков, которыми человек делится в интернете;
- любое сознательное действие, которое тем или иным образом вредит человеку и унижает его.
Кибербуллинг — одна из самых частых проблем, с которыми можно столкнуться в интернете. Согласно результатам исследования, 57% пользователей лично сталкивались с кибербуллингом. В 2019 году с травлей встречались 58% респондентов. Как правило, это происходит в соцсетях, мессенджерах и сервисах для просмотра видеороликов. Чаще всего жертвами кибербуллинга становятся ученики средней школы (24%), старшеклассники (19%) и молодежь 18–24 лет (15%).
На первый взгляд, с 2019 года ситуация не изменилась. Однако на самом деле отношение пользователей к явлению сейчас совсем другое. Половина (48%) участников исследования сходятся во мнении, что кибербуллинг — такая же важная проблема, как и агрессия в реальной жизни. Кроме того, дети стали активнее заявлять о случаях кибербуллинга в их жизни: если в 2019 году 76% не рассказывали взрослым о травле, то сегодня уже больше половины обсуждают кибербуллинг со своими родителями. Эти изменения показывают, что общество стало серьезнее относиться к проблеме, а родители — прислушиваться к детям.
Почему растет уровень кибербуллинга
Согласно результатам опроса, 42% пользователей считают, что уровень кибербуллинга в интернете вырос за последние пару лет. Похожие цифры мы наблюдали и в 2020 году — тогда 49% были уверены, что агрессии стало больше. Во многом ощущение роста уровня кибербуллинга усиливается из-за того, что об этом явлении в принципе стали чаще говорить, обращаться за помощью; признавать, а не замалчивать проблему.
Мария Афонина, психолог, главный эксперт программы «Травли NET», НКО «Журавлик»:
«Горячая линия фонда работает с 2021 года. И сейчас мы видим, как люди обращаются за помощью гораздо чаще, особенно жители крупных городов. Кроме того, проблема в целом стала восприниматься более серьезно. Нас активнее приглашают рассказать про кибербуллинг. Хотя три года назад таких запросов почти не было».
Среди причин роста уровня травли больше половины (67%) респондентов называют безнаказанность агрессоров. Она таится в возможности оставаться анонимным в интернете, а массовый характер травли только усугубляет положение дел.
«Как правило, кибербуллинг групповой и осуществляется анонимной толпой, — объясняет Елизавета Великодворская, координатор психологической службы, кризисный психолог центра «ИНГО». — Есть даже специальные сайты для шантажа, с которых агрессоры-анонимы массово угрожают пользователям. Из-за этого у буллеров возникает уверенность в собственной безнаказанности, и они продолжают травлю».
Кто и почему становится жертвами кибербуллинга
Большинство (38%) участников опроса считают, что жертвами травли может стать человек любого пола и возраста. Однако чаще всего ими становятся дети и молодые люди до 24 лет. По мнению психологов, это происходит потому, что у детей в подростковом возрасте появляется потребность объединиться против кого-то. Поводом может стать конфликт, чувство ревности или зависти, месть.
Кроме того, по наблюдениям психологов, в интернете активно травят молодых женщин. «Наш опыт показывает, что женщины становятся жертвами кибербуллинга и киберсталкинга. Так называемый слабый пол объективируется, существует огромное количество стереотипов, не стоит забывать про гендерное неравенство. Плюс в культуре есть романтизация определенных сценариев ухаживания», — говорит Елизавета Великодворская.
Поводов для буллинга как среди взрослых, так среди детей, как показало исследование, может быть много. Это может быть национальная или расовая принадлежность (24%), сексуальная ориентация (23%), особенности поведения (23%) или внешности (23%).
Агрессоры почти не обращаются за помощью
В проявлении агрессии по отношению к другим людям в интернете признались 4% респондентов. В основном агрессоры вредят незнакомцам — так ответили 48%. Блогерам, селебрити и известным людям достается от каждого пятого (21%). На педагогов и одногруппников нападали в Сети 17 и 16% соответственно.
По признанию самих буллеров, после проявления агрессии они испытывали целый комплекс разных эмоций: раздражение (26%), удовлетворение (25%), подавленность (23%), облегчение (20%), отчаяние (19%) и тревогу (16%).
При этом за помощью, добавляют эксперты, обращаются единицы. «Часто пишут мужчины, но не чтобы попросить о помощи, а чтобы уточнить, какие санкции их могут ждать за проявления буллинга. Их аргумент — виноваты сами жертвы», — отмечает Дарья Хохлова, кризисный психолог, ведущая групп поддержки в «ИНГО».
Наблюдатели травли хотят знать, как можно помочь
Основная масса (81%) тех, кто встречался с травлей, наблюдали ее со стороны. После конфликта каждый третий блокировал агрессора или отправлял жалобу модераторам соцсети, в которой произошла травля. Заступались за жертву 21% респондентов, столько же просили администратора группы заблокировать обидчика. Результаты исследования говорят о том, что значительная часть пользователей соблюдают правила кибергигиены и кибербезопасности и активно используют для этого технические инструменты: каждый второй респондент знает о кнопках «Пожаловаться» и «Это спам».
По наблюдениям психологов, те, кто видит ситуацию со стороны, в отличие от агрессоров, активно обращаются за помощью в НКО — они хотят узнать, как можно повлиять на агрессора. Однако среди наблюдателей нашлись и те, кто никак не реагировал на проявление травли, — таких оказалось 23%. Из них почти треть (28%) не верят, что их действия кому-то помогут, у 22% нет психологического ресурса, чтобы заступаться за жертву. Еще 16% уверены, что они ничего не должны делать в такой ситуации.
Половина участников исследования сходятся во мнении, что кибербуллинг — такая же серьезная проблема, как и агрессия в реальной жизни. Бороться с ней, считают 39%, необходимо через законы и привлечение акторов травли к ответственности. Также респонденты советуют не вступать в коммуникацию с незнакомыми людьми и никак не реагировать на агрессию. 28% считают, что от травли в интернете можно избавиться, если не проводить время на токсичных онлайн-площадках.
Психологи добавляют, что борьба с кибербуллингом может выходить за рамки интернет-пространства, и советуют этим не пренебрегать.
«Мы советуем не замалчивать проблему. Делиться ею с близкими, обращаться в фонды и кризисные центры. Там коллеги оказывают не только психологическую, но и юридическую помощь. Например, центр «Сестры», «ИНГО», — рассказывает Дарья Хохлова.
Как бороться с кибербуллингом
Кем бы вы ни оказались в ситуации кибербуллинга — жертвой, наблюдателем или агрессором, — вы можете остановить этот процесс. Вместе с программой «Травли.NET» мы подготовили рекомендации, которые помогут справиться с травлей в Сети.
Что делать, если вы стали свидетелем травли
- Главное оружие против буллинга — сопереживание. Не думайте и не говорите, что кибербуллинг — это «ничего страшного».
- Определите для себя, что происходит, постарайтесь назвать вещи своими именами. Это не позволяет интернет-агрессорам прикрывать высокими целями совершаемое насилие.
- Поддержите человека, скажите, что происходящее никак не относится к нему самому, ни в коем случае не его характеристика, а исключительно несправедливое отношение одного конкретного человека или группы людей.
- Если кибертравля еще не разрослась, то расскажите, как именно можно заблокировать преследователей. Посоветуйте прекратить всякое общение с такими людьми.
- Если ситуация опасная, то, возможно, следует обратиться в полицию или призвать к общественному резонансу. Многие соцсети противостоят кибертравле. Например, VK блокирует профили и сообщества, через которые распространяют прямые угрозы жизни и здоровью, призывы к суициду в различной форме, враждебные, угрожающие и поощряющие насилие высказывания, призывы к изоляции или сегрегации, словесные подтверждения превосходства одних групп над другими для оправдания насилия, дискриминации и т.д.
- Расскажите жертве, как получить психологическую поддержку. Это можно сделать, например, в центрах «Сестры» и «ИНГО».
- Если необходимо, расскажите, как противостоять травле с привлечением правоохранительных органов.
- Если вы можете быть рядом с человеком, столкнувшимся с кибербуллингом, — будьте. Иногда даже молчаливое присутствие или теплое объятие способно дать возможность страдающему человеку почувствовать себя значимым и важным и не терять доверие к миру.
Как быть, если вы стали жертвой кибербуллинга
- Блокируйте обидчика. Это главный инструмент в борьбе с киберагрессорами. С его помощью мы блокируем возможность дальнейших агрессивных действий. Вступать в диалог, пытаться доказать свою точку зрения, оправдываться — все это не работает.
- Жалуйтесь. Во всех соцсетях и на игровых платформах есть функция «Пожаловаться». Фиксируйте скриншотами оскорбления и агрессивные комментарии, распространение личной информации и отправляйте жалобы админам сайта. Социальные сети и мессенджеры постоянно работают над улучшением алгоритмов, выявляющих хейт, на основании таких жалоб.
- Сохраняйте спокойствие. Обратитесь за помощью к близким и родным. Кибербуллинг способен нанести серьезную травму с последствиями. Если чувствуете, что не справляетесь, обратитесь к специалисту.
- Устройте себе информационный детокс на какое-то время: не заходите в Сеть, пока не будете в ресурсе. Сфокусируйтесь на чем-то положительном из своей реальной жизни. Отношения, друзья, работа, спорт, прогулки — все что угодно, что приносит хорошие эмоции и отвлекает от жизни в Сети.
Как защитить себя от кибербуллинга
- Не выкладывайте компрометирующую информацию. У любых данных, попавших в Сеть, есть все шансы остаться там навсегда.
- Своевременно меняйте пароли, защищая себя от взлома.
- Выставьте настройки приватности в зависимости от назначения профиля (личный, профессиональный, публичный).
- Уважайте своих собеседников, соблюдайте тактичность, ваши слова могут быть восприняты по-разному.
Чего точно не стоит делать?
- Вступать в диалог с агрессором, доказывать свою позицию, переходить на личности, оправдываться — обидчик получит необходимую реакцию и продолжит буллить.
- Воспринимать хейтинг как здоровую критику. Агрессия и оскорбления не имеют никакого отношения к адекватным критическим замечаниям.
- Переживать ситуацию в одиночестве — обязательно обращайтесь за поддержкой к друзьям, близким или психологу.
Что делать, если вы проявили себя как агрессор
- Признайте свою ответственность. Подумайте, как ваши слова и действия могли повлиять на других людей. Постарайтесь не искать оправдания своему поведению. Если вы совершили ошибку — признайтесь себе в этом.
- Разберитесь в причинах. Попытайтесь понять, почему вы повели себя так, а не по-другому. Например, вспомните, какие события привели к произошедшему, что могло вас расстроить или разозлить.
- Ошибаться — это нормально. Не ругайте себя за то, что вы ошиблись. Самое важное сейчас — это то, что вы понимаете, что были неправы и хотите это исправить.
- Возьмите паузу, чтобы справиться с сильными эмоциями. Побудьте наедине с собой, отправьтесь на прогулку или займитесь физическими упражнениями. Когда эмоции утихнут, вам будет легче остановиться и поступить по-другому.
- Обратитесь за помощью. Травля имеет последствия не только для жертвы, но и для хейтера. Если вы чувствуете себя плохо — вы имеете право на поддержку и помощь. Попросите близких о поддержке и обратитесь к специалистам, которые могут помочь вам вести себя по-другому.