Кто такой инфостилист
Инфостилист — это специалист, который подбирает контент и стиль его подачи под запрос клиента.
Каждый день «умные» алгоритмы подбирают контент на сайтах, в приложениях и соцсетях, опираясь на ваше геоположение, поисковые запросы, интересы, покупки и множество других параметров. И все это потому, что кто-то хочет, чтобы вы увидели именно этот контент.
Инфостилист подберет контент точнее, с нужной вам стилистикой и без внешнего влияния. Допустим, вы интересуетесь научными статьями о космосе и хотите получать новости о последних открытиях в этой области. Инфостилист поможет настроить алгоритм, который будет автоматически собирать и фильтровать информацию о космосе из разных источников, чтобы вы ничего не пропустили.
Откуда придет профессия
Современный информационный поток — это постоянная лента сообщений, в которой смешаны новости, реклама, полезный контент, личное мнение, пропаганда. Чтобы найти нужную информацию, приходится фильтровать много информационного шума, тратя на это силы и время.
Можно сказать, что задачи инфостилистов частично выполняют редакторы профильных блогов и сообществ в соцсетях. Они выбирают и проверяют информацию, адаптируют контент под разные форматы и носители. Например, редакторы «РБК Трендов» курируют контент по темам от экологии до образования, создают из статей аудиоподкасты и переделывают лонгриды в короткие посты для соцсетей. Отличие в том, что работают они на широкую целевую аудиторию, а не конкретного пользователя.
Поэтому можно предположить, что профессия придет из медиа и станет важным звеном в цифровой экосистеме. С одной стороны, она удовлетворит растущую потребность в персонализированном контенте, с другой — поможет бороться с информационным шумом.
Ключевые навыки инфостилиста
Задача инфостилиста — подобрать информацию, его формат и стилистику под запрос клиента. Чтобы справляться с этой задачей, специалист должен хорошо разбираться в контенте и уметь с ним работать. Вот ключевые навыки, без которых ничего не выйдет.
Поиск информации. Для этого инфостилист должен хорошо изучить своего клиента — понять, чем он интересуется, увлекается, живет. Если контент не найти в открытых или бесплатных источниках (в том числе иностранных), специалисту нужно получить доступ к закрытым и объяснить клиенту, что для этого требуется.
Очистка и фильтрация контента. Внутри видеороликов или статей периодически встречается реклама, неточности, обобщения или запутанная структура. Задача инфостилиста — проверить факты на достоверность, убрать рекламу и привести в порядок оставшийся материал.
Переупаковка контента. Инфостилист подбирает стилистику и формат подачи контента под запрос читателя. Например, если клиент любит короткие дайджесты — придется сократить и собрать несколько материалов в один, длинные лонгриды — написать к каждому аннотацию и сделать резюме. Зарубежный контент нужно перевести и адаптировать, а сложные термины — расшифровать.
Вот еще несколько полезных навыков для инфостилиста:
- клиентоориентированность — умение разобраться в задаче и предпочтениях клиента;
- критическое мышление — проверка информации и сортировка подходящего материала;
- бережливое производство — организация процесса передачи информации так, чтобы по пути ничего не терялось;
- управление проектами и людьми — постановка задач программистам, редакторам и контент-мейкерам;
- управление знаниями — сбор базы знаний из контента, который специалист подбирает клиенту.
Тренды и направления профессии
Инфостилист — профессия на стыке контента и коммуникации, поэтому можно выделить тренды, связанные с форматом потребления контента. Например, сооснователь и CEO PR-агентства Vinci Agency Александр Изряднов выделяет несколько трендов в подаче контента.
Во-первых, это сокращение объема сообщения. Чем быстрее становится мир вокруг, тем меньше у нас времени на потребление контента. Внимание все больше захватывают короткие видео по 30–60 с, посты и твиты в соцсетях.
Во-вторых, вместе с сокращением объема сообщения происходит его вынужденная декомпозиция на несколько месседжей. Изряднов считает, что скоро мы увидим резкое увеличение количества однотипных сообщений, доносящих одну и ту же мысль.
В-третьих, это параллельное потребление контента. За просмотром сериала мы можем одновременно не только листать ленту в соцсетях и разговаривать с другом, но и гуглить сведения об этом же сериале или актерах.
Другой тренд — использование нейросетей в работе с контентом. К примеру, нейросеть ChatGPT уже умеет писать посты, придумывать идеи и имитировать стилистику речи известных людей. Допустим, если заказчик — фанат Илона Маска, то инфостилист с помощью нейросетей может подстроить подачу материала под стиль подачи информации бизнесмена.
Инфостилисту придется отслеживать подобные тренды и подстраивать контент под запросы клиента. И чем сильнее будет меняться медиапространство, тем быстрее придется адаптироваться.
Как стать инфостилистом
Для начала будущему инфостилисту нужно научиться работать с контентом в разных форматах. Например, можно пройти курс «Контент-менеджер» в Skillbox, а также подобрать узкоспециализированные программы под нужные навыки. Или получить образование в университете — допустим, поступить на бакалаврскую или магистерскую программу медиакоммуникаций в НИУ ВШЭ, МГУ или СПбГУ.
Параллельно полезно развивать критическое мышление. Например, пройти бесплатный курс Мичиганского университета о критическом мышлении на платформе онлайн-образования Coursera, прочитать статьи об этом навыке на «РБК Трендах», а дальше — практиковаться и развивать.
Дополнительно стоит научиться разбираться в запросах и потребностях клиента. А еще осваивать новые технологии — как минимум разобраться, как работать в популярных нейросетях, таких как ChatGPT, Midjourney, «Шедеврум», Kandinsky 2.2, GigaChat, YandexGPT.