Как появился и трансформировался жестовый язык

Фото: Freepik
Фото: Freepik
23 сентября отмечается Международный день жестовых языков. Праздник этот существует всего пять лет, однако жестовые языки имеют многовековую историю. Разбираемся, как они появились и трансформировались

Об авторе: Ирина Соловьева, доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета (МГПУ), кандидат педагогических наук. Больше десяти лет она возглавляла школу-интернат для глухих детей, создала десятки учебных пособий и методик для их обучения и социализации. Сейчас Ирина учит студентов МГПУ грамотному сопровождению глухих детей, погружает в тонкости жестового языка. Например, рассказывая о том, что многие известные артисты во время исполнения своих произведений используют жесты — в их числе был великий Шарль Азнавур.

Как появился жестовый язык

Прародителем языка жестов можно считать универсальное движение, которое интуитивно использовали охотники на мамонтов как знак опасности и необходимости соблюдать тишину: палец, приложенный к губам. В Средние века жестами общались монахи, которые давали обет молчания. В XVI веке именно монах — испанец Педро Понсе — разработал первую формальную систему обучения глухих, включавшую использование жестов. В 1755 году французский священник Шарль-Мишель де л'Эпе создал первую бесплатную школу для глухих в Париже, где применял методику обучения на основе языка жестов.

Принято считать, что жестовый язык как система сформировался в конце XVIII — начале XIX века. В наше время элементы жестового языка используют военные, подводники, строители — словом, те, кому по роду деятельности приходится бывать в условиях, когда разговаривать неудобно или нельзя.

Как используют языки жестов сегодня

Сегодня жестовые языки являются неотъемлемой частью человеческой коммуникации. Существуют калькирующий, национальный и контактный типы языков. Калькирующий — это полный аналог литературного языка, который подчиняется тем же законам. Разговорный язык строится по нормам общения мира глухих, у него свои морфология и синтаксис. Собственный жестовый язык есть у каждого народа, национальности. Также существует искусственный международный жестовый «эсперанто», который необходим для общения глухих людей из разных стран.

Одним жестом можно выразить целую мысль, понятие. Например, если немного оттянуть ткань своей одежды, получится идиома «Моя хата с краю», «Не мое дело». Но есть и движения (так называемые дактильные знаки), каждое из которых обозначает лишь одну букву из слова.

Международный день жестовых языков стал символом всех неслышащих людей планеты, которые отстаивают свое право полноценно общаться, учиться и работать наравне с теми, кто обладает слухом. Уже несколько десятилетий в обществе не принято употреблять в их отношении выражение «глухонемой» — ведь у глухих есть свой язык, они могут на нем говорить, а значит, называть их немыми как минимум некорректно. Неслышащие люди успешно учатся в средней школе, сдают ЕГЭ, получают высшее образование, становятся полноценными членами общества.

Социальная экономика Инклюзию в цифровой среде считают важной 85% пользователей соцсетей

Какие существуют проекты для помощи глухим и слабослышащим

Конечно, жестовый язык не панацея. Специалисты, работающие с глухими детьми, знают, как важно научить такого ребенка читать по губам, чтобы он мог получать необходимую информацию, осваивать школьную программу по обычным учебникам наравне со сверстниками. В начальных классах жестовый язык даже находится под негласным запретом. Но умение пользоваться жестами делает глухих, слабослышащих и CODA (слышащих детей глухих родителей) обладателями некой суперспособности.

Старшеклассница московской школы № 2120 Анна Григорян имеет слух, хотя из семьи неслышащих. Она с детства говорит на языке жестов, знает его на все сто и популяризирует — проводит занятия в школе, участвует в конкурсах и проектах, посвященных глухим, и даже сделала научное исследование «Социокультурный профиль представителей элиты сообщества глухих», став самой юной участницей проекта Дома культуры «ГЭС-2» «Исследуя сообщество глухих».

Другой москвич, выпускник школы № 2065 Данила Фоминиченко, стал изучать жестовый язык во время работы над созданием IT-сурдоперчатки, которая помогает переводить жесты в речь. Разработанное школьником устройство определяет жест по положению пальцев и руки в пространстве благодаря датчикам сгиба. Некоторые движения расшифровывает специальная программа. После этого гаджет в режиме реального времени озвучивает показанные слова или выводит их на экран смартфона. Устройство уже понимает основные жесты: «здравствуйте», «глухой», «спасибо», «привет» и «до свидания». Со своим изобретением Данила получил премию журнала «Сноб» «Сделано в России — 2022» в номинации «Наука и технологии».

Обновлено 23.09.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть