От скаутов до пионеров: история детских оздоровительных лагерей

Кадр из сериала «Пищеблок».
Кадр из сериала «Пищеблок». (Фото: «Среда»,QS Films)
Лето — время, когда дети отправляются в оздоровительные лагеря. «РБК Тренды» рассказывают, что это такое, как они появились и как устроены сейчас

Что такое детский лагерь

Детский лагерь — вид детского отдыха, направленный на оздоровление, образование и развлечение детей. Обычно лагеря организуются летом во время школьных каникул. Однако некоторые работают круглый год, например «Артек», «Орленок», «Океан», «Сириус».

В детском лагере дети учатся самостоятельности, общаться со сверстниками, брать на себя ответственность, расширяют кругозор, занимаются спортом, творчеством, интеллектуальной деятельностью, развивают лидерские качества.

Лагеря различаются по расположению — на природе, в городе, возле моря, по длительности смен — от нескольких дней до нескольких недель, по тематике — спортивные, языковые и т.д. В лагерях предоставляются сбалансированное питание не менее четырех раз в день, медицинская помощь и охрана.

Максим Артемов, директор автономной некоммерческой организации «Содружество вожатых Ямала»:

«Согласно одной из версий, детские лагеря называются таким же словом, как исправительные учреждения, потому что в советское время одной из целей была профилактика асоциального поведения детей в каникулярное время. Считалось, что дети, особенно из неблагополучных или социально не защищенных слоев населения, становились рассадником потенциального криминализированного поведения. Кроме того, лагерь — это безопасное место организации досуга, потому что дети всегда под присмотром взрослых. Поэтому первые лагеря создавались в том числе как необходимость организовать досуг детей на определенной территории с целью недопущения негативных моделей поведения».

История детских лагерей

Активный отдых в деревне

Первый детский лагерь появился в 1876 году в Швейцарии. Пастор Герман Вальтер Бион, служивший в церкви в рабочем районе Цюриха, взял 68 детей и десять родителей-добровольцев с собой в деревню. Родители присматривали за детьми и помогали пастору организовывать отдых. Мальчики спали в стогах сена, девочек расселили по местным семьям. Ребята занимались домашними делами, строили шалаши, пели песни, ходили в походы, собирали овощи, фрукты и цветы. По возвращении домой пастор и родители отметили, что свежий воздух и физическая активность оказались полезными для здоровья детей. После этого детские лагеря стали открываться в Швейцарии, Франции и Англии.

Скаутское движение

Летом 1907 года в Англии зародилось скаутское движение — прообраз пионерского. Генерал-лейтенант лорд Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл собрал группу из 20 мальчиков на острове Браунси в проливе Ла-Манш и проводил занятия в форме игр и соревнований, на которых дети учились выживать в дикой местности, изучали растения, следы животных и птиц, оказывали друг другу первую помощь в экстремальных ситуациях. Через год Баден-Пауэлл выпустил книгу «Скаутинг для мальчиков», которая стала популярна и привела к появлению многочисленных скаутских отрядов по всей Европе.

Среди атрибутов скаутского движения, которые придумал Баден-Пауэлл, — зеленый галстук, отрядный флаг и девиз «Будь готов!». Кроме того, он ввел должность «старшего лидера» (прототип вожатого), а также традицию подведения итогов дня у вечернего костра.

Скаутское движение в США

Американский бизнесмен Уильям Бойс в 1909 году в Лондоне спросил у прохожего мальчика дорогу до отеля. Мальчик проводил предпринимателя и отказался от предложенных ему денег за помощь, сказав, что он бойскаут и помогать людям — его обязанность. Бойс заинтересовался движением и в 1910 году создал детскую и молодежную организацию «Бойскауты Америки». После этого в стране начали появляться другие скаутские отряды, например «Американские бойскауты» и YMMIA — «Молодые люди» — молодежная скаутская программа Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. В 1912 году Джульет Гордон Лоу основала скаутское движение для девочек «Герлскауты Америки». Сейчас в США две официальные национальные скаутские организации — «Бойскауты Америки» и «Герлскауты Америки».

Скауты выезжают на природу — устраивают походы, занимаются скалолазанием, конной ездой, ходят на рыбалку. Детей учат ориентироваться на местности, оказывать первую помощь, разжигать костер, добывать пищу, готовить ее. Скауты также занимаются общественно полезной работой — от уборки улиц до помощи малоимущим.

Однако начиная с 2010 года бывшие участники «Бойскаутов Америки» стали подавать на организацию в суд за случаи сексуального насилия. По информации The Washington Post, к июню 2023 года в суд обратились более 82 тыс. мужчин, которые, когда они были мальчиками, подвергались насилию. Тем не менее организация до сих пор функционирует.

Бойскауты Америки, 1918 год
Бойскауты Америки, 1918 год (Фото: Wikipedia)

Пионерское движение в СССР

В 1909 году книгу Бадена-Пауэлла прочитал полковник Олег Пантюхов и летом 1910 года собрал одну из первых русских скаутских дружин в Царском Селе.

В 1919 году, после Октябрьской революции, скаутские отряды распустили. Однако в 1922 году было принято решение создать пионерские отряды. Заместитель наркома, педагог и идейный вдохновитель движения Надежда Крупская так сформулировала установку пионерской организации: «Быть пионером — значит принимать участие в улучшении окружающей жизни, думать над тем, как это сделать».

Символика скаутского движения немного изменилась: вместо зеленого галстука — красный, вместо девиза «Будь готов!» — «Всегда готов!», также со временем была введена форма: красная пилотка, белая рубашка, голубые шорты или брюки для мальчиков и юбки для девочек. При этом сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, распределение детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра.

Сначала в пионерские отряды объединяли детей рабочих и крестьян, а функционировали они в рамках комсомольских ячеек заводов, фабрик, учреждений. В конце 1930-х годов пионеры стали участвовать в военно-оборонной работе. Во время Великой Отечественной войны дети — члены пионерского движения помогали в госпиталях и на заводах. После войны пионеры участвовали в субботниках, собирали макулатуру и металлолом, участвовали в спортивных секциях и творческих кружках, помогали тем, кому нужна помощь, — одиноким старикам, беспризорникам, фронтовикам. Через Всесоюзную пионерскую организацию прошли более 210 млн человек за весь период ее работы.

В пионеры принимали школьников 9–14 лет. Вопрос о приеме выносился на общее обсуждение и открытое голосование пионерского отряда при школе. Принятый в ряды пионеров школьник в присутствии товарищей произносил клятву, после чего ему повязывали галстук и вручали значок.

Гимн пионеров «Взвейтесь кострами» в исполнении сводного хора пионеров и школьников города Москвы, 1972 год.
(Видео: Музыка на советском телевидении / YouTube)

Советские пионерские лагеря

В 1925 году по инициативе председателя Российского общества Красного Креста Зиновия Соловьева был основан «Артек». Изначально это был палаточный лагерь-санаторий для детей, страдавших туберкулезной интоксикацией. Однако скоро стали строить спальные корпуса и принимать детей со всего Советского Союза и разных стран мира не только для лечения легочных заболеваний, но и для отдыха в целом. Например, в 1937 году в лагерь приехали дети из Испании, где тогда шла гражданская война. Во время Великой Отечественной войны «Артек» был эвакуирован на Алтай, где принимал сибирских школьников. Детей, которые во время начала войны отдыхали на смене, эвакуировали в Сибирь вместе с лагерем.

Линейка в лагере «Артек» в 1925 году
Линейка в лагере «Артек» в 1925 году (Фото: Wikipedia)

В 1950–1980-е годы система детских оздоровительных лагерей развивалась наиболее активно. Лагеря стали строиться по всей стране. Самые крупные из них — «Орленок», «Космос» (сейчас ДСОК «Жемчужина России»), «Океан», «Алые паруса». Отдых был направлен на оздоровление, военно-патриотическое и идейно-патриотическое воспитание детей.

В летних лагерях дети играли в различные игры и участвовали в конкурсах, соревнованиях по разным видам спорта, готовили концерты и номера, были задействованы в коллективно-творческих делах, посещали дискотеки. Стали распространяться КТД — коллективно-творческие дела. Это творческое дело, например создание отрядной газеты, которое дети в отряде делают вместе и по итогам которого есть конкретный творческий продукт. Распорядок дня был составлен так, чтобы дети постоянно были чем-то заняты и у них было минимум свободного времени.

Пример детского советского лагеря. Отрывок из фильма Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».
(Видео: Киноконцерн «Мосфильм» / YouTube)

Пионерское движение сегодня

19 мая 2022 года в Госдуму внесли законопроект о всероссийском детском и молодежном движении «Большая перемена» — аналоге пионерии, а 14 июля Владимир Путин подписал этот закон. В декабре 2022 года для новой организации было выбрано другое название — «Движение первых», в марте 2023 года представили логотип — он выполнен в красно-белых цветах, и на нем изображена цифра «1» в виде стрелочки. Среди целей организации — патриотическое воспитание, профессиональная ориентация, организация досуга.

По словам одного из авторов проекта, депутата Артема Метелева («Единая Россия»), если ничего не делать для воспитания молодежи, то есть «большие риски потерять большое количество людей — молодых людей, подростков, которые уйдут в экстремистские движения».

Новое движение, по его словам, сможет помочь ребенку найти свою цель в жизни — благодаря предоставлению ему новых возможностей, например дополнительного образования, а также роли наставников и коллектива единомышленников. Без отдельно созданного движения охватить большое количество детей и развивать такую воспитательную деятельность проблематично, сказал Метелев.

Социолог, профессор НИУ ВШЭ Даниил Александров называет принципиальным вопрос, как будет выстроена работа детского движения. По его словам, если организацию постараются создать «максимально прозрачно унифицированным образом», при том что «страна слишком большая», есть риск, что движение станет «бессмысленным и забюрократизированным проектом».

Педагог, писатель, автор просветительского проекта «Альтернативное образование в России» Алексей Семенычев считает, что молодежное движение создается не для детей, а для взрослых — определенной категории избирателей, которые скучают по Советскому Союзу. По его мнению, в нынешней организации «нет никакой идеи», которая бы всех объединяла. Как отмечает эксперт, детям не нравится, когда их учат жить, зато им интересны такие вещи, как выставки, дискуссионные клубы, мастер-классы, общение и встречи с учеными, писателями, дизайнерами и людьми других профессий. Семенычев считает, что отличный способ для развития — это общественные пространства.

Современные детские лагеря

В России

Сегодня в России, как и во всем мире, нет единой системы детских лагерей, как это было в Советском Союзе. Однако в большинстве лагерей от пионерских лагерей осталось очень много. Например, сохранилось деление на отряды и вожатые.

Вожатые «Мосгортура», 2021 год
Вожатые «Мосгортура», 2021 год (Фото: из личного архива автора)

Дети по-прежнему играют в игры — спортивные, интеллектуальные, станционные (перемещение команд между локациями и выполнение на них заданий), ходят на кружки, участвуют в общелагерных мероприятиях и готовятся к ним.

Лагерная дискотека на открытом воздухе.
(Видео: из личного архива автора)

В ряде современных российских детских лагерей сохранился подход к организации плотного распорядка дня.

Пример распорядка одного дня смены в летнем морском лагере «Мосгортура»:

  • 8:00 — подъем
  • 8:00–8:30 — время личной гигиены
  • 8:30–9:00 — зарядка
  • 9:00–9:30 — завтрак
  • 9:30–10:00 — уборка в комнатах
  • 10:00–11:30 — пляж
  • 11:30–12:00 — время личной гигиены
  • 12:00–13:00 — мастер-класс по лепке из глины
  • 13:00–13:30 — обед
  • 13:30–14:00 — отрядная работа (здесь вожатый решает, чем он будет заниматься с отрядом, например, он может готовиться к вечернему мероприятию или играть с детьми)
  • 14:00–16:00 — тихий час
  • 16:00–16:30 — полдник
  • 16:30–18:00 — пляж
  • 18:00–18:30 — время личной гигиены
  • 18:30–19:00 — ужин
  • 19:00–19:30 — подготовка к вечернему мероприятию
  • 19:30–21:00 — вечернее мероприятие: конкурс отрядной песни
  • 21:00–21:40 — второй ужин и анализ дня
  • 21:40–22:00 — время личной гигиены
  • 22:00 — отбой

Кроме того, сохранилась традиция вечернего костра, которую ввел еще Пауэлл. Однако форма проведения мероприятия немного изменилась, и вместо настоящего костра вожатые устраивают для детей «огоньки», где каждый может высказаться о том, что его волнует, не встречая при этом никакого осуждения.

Пример «огонька» знакомств, который проводится в первые дни смены и на котором дети, уже зная имена друг друга, знакомятся ближе
Пример «огонька» знакомств, который проводится в первые дни смены и на котором дети, уже зная имена друг друга, знакомятся ближе (Фото: из личного архива автора)

Главное отличие современных лагерей от пионерских — отсутствие идейно-политического воспитания. Организация отдыха детей в лагере направлена на их оздоровление и развитие — физическое, интеллектуальное, творческое. В соответствие с этим принципом и составляются программы в лагере.

За рубежом

Самый большой лагерь в мире — Philmont Scout Ranch — главная база бойскаутов Америки. Она находится в штате Нью-Мексико и занимает площадь более 554 кв. км. Дети в лагере ходят в походы, катаются на лошадях, учатся выживать в дикой природе.

В Европе родители часто отправляют детей в лагеря во Франции и Швейцарии. Востребованы образовательные лагеря, где дети практикуют языки, учатся снимать фильмы, развивают навыки предпринимательства, программирования, играют в разные игровые виды спорта — волейбол, футбол, баскетбол и другие. Также популярен каякинг.

Инклюзивность

Некоторые российские лагеря, среди которых «Орленок», «Мосгортур», «Артек», Little People Camp, «Наш солнечный мир», «Подсолнухи», организуют инклюзивные смены для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также интегрируют их в обычные отряды. Отдых в лагере важен и полезен для детей с ОВЗ — в коллективе они социализируются, учатся знакомиться и общаться с другими людьми, быть самостоятельными, делать привычные для многих вещи, например мыть голову и стирать белье. Здоровые дети в смешанных отрядах учатся толерантности и общению с особенными детьми.

Для работы с детьми с ОВЗ на смену едет подготовленный персонал — врачи, специально обученные вожатые, воспитатели, педагоги дополнительного образования.

Сколько именно в России лагерей, которые проводят инклюзивные смены, неизвестно. Однако эта сфера развита слабо. Среди причин, по которым обычные лагеря не могут принять детей с ОВЗ, — отсутствие подходящей инфраструктуры и достаточного количества обученного персонала.

Социальная экономика Инклюзию в цифровой среде считают важной 85% пользователей соцсетей

Что не так с детскими лагерями

Нередко бывает, что дети конфликтуют с другими ребятами или сталкиваются с буллингом, и вожатые не всегда могут справиться с ситуацией. Однако бывают случаи и пострашнее. Например, в июне 2023 года в лагере в Амурской области отравились 70 детей, а в Нижегородской области мальчик умер, заразившись стрептококковой инфекцией. В 2022 году в селе Доброе Пушкинского района 23-летняя вожатая в состоянии алкогольного опьянения, поспорив со своей коллегой, кто из них лучший вожатый, несколько раз ударила ее ножом. Раненая умерла. В 2016 году в лагере «Парк-отель «Сямозеро» в Карелии утонули 14 детей. Несколько сотрудников лагеря стали фигурантами уголовного дела и получили тюремные сроки по приговору суда.

Не всегда лагеря и административно-педагогические составы соответствуют нормативным и профессиональным требованиям, и это приводит к трагическим последствиям.

Максим Артемов:

«Сказать, что сейчас есть понятие среднестатистического лагеря, довольно сложно. Как в советское время, так и сейчас, это огромный диапазон. Сейчас есть прогрессивные лагеря, у которых с советскими общего мало — они используют современные педагогические методики, продвинутые технологические решения, например «умные» браслеты, которыми можно безналично расплатиться в буфете, открыть дверь в комнату, отметиться на занятии. Директор же анализирует эти данные и на их основе может, например, скорректировать программу.

Однако очень много лагерей сегодня от советских не отличаются практически ничем — ни инфраструктурой, ни системой управления лагерем как объектом, ни педагогической программой, ни ритуалами. Все побережье Краснодарского края усыпано детскими лагерями, и значительная часть их них — это «совок».

Как выбрать лагерь для ребенка

Во-первых, нужно проверить документы — есть ли разрешение от Роспотребнадзора, Управления внутренних дел, Государственного пожарного надзора. Как правило, они размещены на сайте. С критериями, которым должен соответствовать лагерь, можно подробно ознакомиться в «Типовом положении о детском оздоровительном лагере».

Во-вторых, следует выбрать тот лагерь, программа которого соответствует интересам ребенка. Современные лагеря реализуют программы, посвященные самым разным сферам — от науки и программирования до спорта и творчества. Кроме того, есть лагеря, которые вывозят детей за границу. Обычно — чтобы учить иностранный язык.

Максим Артемов:

«В государственные лагеря, как правило, ездят дети из социальных категорий населения — малообеспеченные, сироты, дети родителей — участников вооруженных конфликтов. Есть частные лагеря с узконаправленным профилем.

Профильность может быть предметная, например физика, математика, бывают учебно-научные лагеря для одаренных детей. Например, преподаватели из топовых вузов дают глубокие знания, которые дети не могут получить в школе. Есть игровые тематические лагеря, где ребенок погружается в игровой вымышленный мир, например супергероев. Есть лагеря, которые прокачивают soft-skills и другие метапредметные навыки, где ребенок самостоятельно выбирает свой трек развития. Большой популярностью пользуются спортивные и языковые лагеря.

Прежде чем отправить ребенка в лагерь, родителям в первую очередь нужно оценить бытовые навыки ребенка. Во-вторых, нужно честно поговорить с ребенком и представить лагерь так, чтобы ребенок сам им заинтересовался. Многие родители, несмотря на то что их дети могут не хотеть ехать в лагерь, все равно отправляют их. В итоге ребенок испытывает сильный стресс, жалуется, как ему плохо, и родителям приходится его забирать.

Кроме того, будет полезно найти людей, которые либо работали в лагере, либо отправляли туда детей. Причем советую не верить отзывам на сайтах, потому что негативные отзывы могут удалять».

Обновлено 30.06.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть