Что такое «Индекс здоровья российского бизнеса»
«Индекс здоровья российского бизнеса» разработали три российские компании — банк «Точка», маркетинговая платформа Calltouch и платформа онлайн-рекрутинга hh.ru. Индекс призван отражать состояние микро-, малого и среднего бизнеса в России. Индекс рассчитан на основе данных с 2019 года по первый квартал 2023 год. Авторы индекса планируют обновлять его ежеквартально.
Как считали
Эксперты компаний выбрали восемь показателей и определили для каждого вес.
- Обороты компаний — 30%.
- Налоги — 10%.
- Отношение регистраций к ликвидациям — 20%.
- Число открытых вакансий — 15%.
- Уровень заработной платы — 10%.
- Посещение сайтов — 5%.
- Обращения потенциальных клиентов — 5%.
- Конверсии из лидов в покупку — 5%.
Оценка формируется из значения показателей, умноженных на веса. Минимальное значение оценки — 1 балл, максимальное — 100 баллов.
Для расчета были взяты обезличенные данные более 550 тыс. российских компаний. 2019 год был взят как базисный, и все данные рассчитывались относительно него.
Основные тренды индекса
В среднем по всем отраслям «Индекс здоровья российского бизнеса» составил в 2019 году 52 балла, в 2020 году — 50 баллов, в 2021 году — 63 балла, в 2022 году — 62 балла, в первом квартале 2023 года — 64 балла. Максимальное значение в 67 баллов индекс показал в первом квартале 2022 года. За почти пять лет — с 2019 по 2023 год индекс вырос на 23%.
В первом квартале 2023 года относительно первого квартала 2022 года выросли показатели индекса 10 из 20 направлений бизнеса. Больше всего выросли отрасль туризма — за счет развития внутреннего туризма после пандемии, бизнес в сфере искусства и культуры, а также машиностроения и промышленного оборудования — благодаря мерам государственной поддержки и переориентации на отечественное производство.
Значение индекса в первом квартале 2023 года больше всего упало у охранных предприятий, мебельного бизнеса — из-за отрицательной динамики на рынке недвижимости, а также у компаний, занимающихся частными и коммерческими перевозками, из-за подорожания запчастей и сложностей с переориентацией логистических цепочек с Запада на Восток.
Чем объясняется динамика индекса
Юлия Криган, data-журналист банка «Точка», одна из составительниц «Индекса здоровья российского бизнеса»:
«С 2020 года мы видим рост индекса, но в основном это отрасли микро- и малого бизнеса. Средний бизнес же не всегда и не во всех отраслях чувствовал себя хорошо. В среднем, скорее хуже, чем малый и микро-. Основной причиной роста мы считаем господдержку, меры которой усилились с начала пандемии. Это и различные кредиты, и льготные ставки, и преференции в госзакупках: когда большие корпорации обязаны делать определенную долю закупок у малого бизнеса».
Дмитрий Кнатько, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и академический руководитель программы «Управление бизнесом»:
«В первом квартале 2020 года значение индекса сильно упало из-за пандемии COVID-19. События 2022 года неоднородно повлияли на бизнес в России. С одной стороны, результаты микропредприятий и МСП, занятых в сфере торговли, сократились. С другой — для некоторых компаний, занятых в производстве и осуществивших импортозамещение на фоне ухода западных компаний с российского рынка, 2022 год стал периодом бурного роста».
Что думают предприниматели
Российская исследовательская компания Tiburon Research в марте-апреле 2023 года провела опрос среди 400 представителей российского микро- и малого бизнеса. Респондентами стали индивидуальные предприниматели, владельцы компаний, генеральные, коммерческие, финансовые директора, финансовые менеджеры и главные бухгалтеры компаний с оборотом до ₽100 млн в год, имеющих в штате до 50 сотрудников.
Согласно результатам исследования, 54% предпринимателей отметили ухудшение положения микро-, малого и среднего бизнеса в России по сравнению с весной 2022 года. Для 22% респондентов ничего не изменилось, а для 24% — положение улучшилось.
Среди основных проблем предприниматели выделили рост цен на сырье и материалы (45%), проблемы из-за санкций (33%), сокращение выручки (31%), спад покупательской активности и нарушение привычных цепочек продаж (по 29%).
Для решения проблемных ситуаций в бизнесе 29% опрошенных предпринимателей в течение года увеличили цену на свою продукцию/услуги, 27% перешли на российскую продукцию, 20% сократили расходы и объемы бизнеса, 10% взяли новые кредиты.
По мнению предпринимателей, положительное влияние на развитие бизнеса могут оказать рост покупательской способности населения, укрепление рубля, сокращение стоимости сырья, рост спроса на отечественные товары и услуги, а также государственная поддержка. 52% респондентов ожидают снижения налоговой нагрузки, 30% — льготного кредитования, столько же — предоставления субсидий. 45% предпринимателей заинтересованы в сотрудничестве с партнерами из других стран, в частности, из Китая, Белоруссии, Индии, Кореи.