Российский FinTech-2023: оплата в мессенджерах и электронные кошельки 2.0

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Об эксперте: Ксения Земскова, директор FinTech-проектов компании red_mad_robot.

Банкинг превращается в сервис

На данный момент BaaS (banking as a service) самый быстроразвивающийся сегмент рынка, который ежегодно растет на 30%. Такая модель банкинга позволяет создавать финансовые продукты любой нефинтех-компании. Механика простая: банки сдают в аренду свою инфраструктуру и технические решения — платежные сервисы, процессинг или кэш-менеджмент.

Ключевыми пользователями BaaS являются цифровые банки, финтех-стартапы, которым необходимо быстро создать инфраструктуру, а также нефинтех-компании, которые хотят добавить ценности к своим основным предложениям за счет встроенных финансовых услуг. На российском рынке уже есть банки, которые работают по такой модели. При этом банк предоставляет финтех-компаниям возможность подключить куайринг (возможность оплаты по QR-коду. — РБК Тренды) на базе своего процессинга. Это позволит бизнесу моментально принимать платежи без открытия расчетного счета и экономить на комиссии и обслуживании терминалов. А для пользователей это означает возможность быстро совершать оплату по QR без карт и лишних сложностей.

Стоит упомянуть и технологию встроенных финансов (Embedded Finance), ответвление BaaS, которая позволяет интегрировать платежи, кредиты, услуги по страхованию, а также инвестиционные инструменты в любую нефинансовую услугу или продукт. Встроенные финансы ориентированы уже не на бизнес, как BaaS, а на конечного пользователя. Задача технологии — «поймать» момент, когда у пользователя возникает потребность в покупке, и предложить ему сразу же совершить ее, не откладывая.

Например, возможность купить понравившиеся товары в рассрочку предлагают крупные маркетплейсы, вроде Ozon (через собственный банк) и Lamoda (сотрудничает с сервисом «Мокка»). Из поставщиков BaaS-решений можно назвать российский стартап TalkBank, который позволяет встроить в цифровой сервис такие финансовые продукты, как депозиты, кредиты, электронные кошельки и другие.

По нашим оценкам, в ближайшие пять лет использование ВааS, в частности, Embedded Finance, позволит цифровым сервисам увеличить доход от каждого пользователя в 2-5 раз.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Платежи и DeFi: как российский FinTech продолжит развиваться в 2023 году

Открытые банковские API

Открытый банкинг (Open Banking) — это предоставление доступа к банковским данным пользователя для сторонних сервисов. Данные предоставляются с согласия всех сторон, в первую очередь, самого пользователя. Open Banking позволяет финтех-компаниям создавать для клиентов максимально персонализированный и бесшовный опыт работы с финансами. Концепция не нова: в Европе и США она существует уже на законодательном уровне.

Как это работает на практике для конечного потребителя: клиент пользуется услугами крупного банка, но хочет подключить к своим данным «умную» аналитику или агрегировать все свои счета в одном приложении. Для этого банк через открытый API должен предоставить данные сторонней компании, которая специализируются на таких услугах.

Распространение Open Banking дало толчок к развитию новых «финтехов» — стали появляться сервисы, которые не просто агрегируют все кредиты, ипотеки и другие финансовые продукты пользователя в одном месте, но оказывают дополнительные услуги: например, рекомендуют сумму, которую стоить отложить на образование детей или покупку автомобиля. Похожие вещи делает европейский сервис Curve.

В России концепция открытого банкинга только набирает популярность. В 2020-м ЦБ выпустил первые стандарты открытых API, однако они носили рекомендательный характер. Конечно, стоит понимать, что это достаточно дорогая инициатива, потому что у каждого банка будут свои особенности реализации.

Интересно, что Open Banking активно развивается в Казахстане — в июле 2022 года была создана рабочая группа по созданию Open API в стране.

Оплата через мессенджеры

Встраивание финтех-решений в мессенджеры — понятный паттерн, который легко ложится на механику общения в чатах, когда пользователь может, переписываясь с продавцом или покупая кофе в соседней кофейне, оплатить счет сразу в мессенджере, не переходя в отдельное приложение.

Оплата в мессенджерах происходит преимущественно через чат-боты — когда решение о покупке принято, клиент попадает в интерфейс подключенной платежной системы, не выходя из мессенджера. Популярность таких переводов связана с несколькими факторами. Прежде всего это массовая востребованность мессенджеров (по данным Mediascope, в феврале 2022 года в России хотя бы раз в месяц 54 млн пользователей пользовались Telegram, а 84 млн — WhatsApp). Кроме того, оплата в мессенджерах — это альтернатива приложениям банков, удаленных из Google Play и App Store.

Возможность платежей и денежных переводов внутри мессенджеров есть в WhatsApp и Viber, однако эти функции сейчас недоступны в России. Платежи внутри чатов также реализованы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».

Фото:Frisbee
Социальная экономика Домашняя разработка: на какие мессенджеры перейдут российские компании

Оплата по QR

Еще несколько лет назад многие эксперты считали, что тренд на QR-платежи, охвативший Азию, в России не приживется. Однако 2022 год показал иное: оплата по QR может занять достойное место среди альтернативных платежных методов. Для бизнеса это существенно экономит время и ресурсы на подключение эквайринга и обслуживание торгового оборудования.

СБП (система быстрых платежей. — РБК Тренды) — основной драйвер технологии в России. Оплата по QR-коду выглядит так: покупатель сканирует код продавца, выбирает банк и подтверждает оплату. Система не использует данные банковской карты, а обращается напрямую к банковскому счету. Фактически человек совершает не покупку, а перевод со своего счета на расчетный счет продавца.

При этом есть и другие решения от банков (среди них — «Сбер», «Тинькофф» и Газпромбанк), которые тоже в перспективе могут получить массовое использование. В июне 2022 года «МИР» анонсировал альтернативный способ оплаты через QR, где коды сканирует продавец, а не покупатель. Работать это будет так: в приложении Mir Pay у клиента будет формироваться QR-код, который продавец считает и спишет деньги.

Лидером станет тот, кто быстрее займет долю рынка. Так сделал Kaspi Bank в Казахстане, где QR для приема оплаты стоит практически в каждой торговой точке.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Как банки и бизнес продвигают прием платежей по QR-кодам

Электронные кошельки 2.0

Многие финтех-игроки возвращаются к созданию электронных кошельков, популярных в 2010-х. Среди них — VK Pay, Яндекс Pay, Gazprom Pay, MIR Pay. Сегодня платежный инструмент позволяет агрегировать карты разных банков в одном месте, списывая деньги напрямую со счета без использования устаревшего сценария пополнения баланса.

Популярность электронных кошельков набирает обороты за счет простоты и безопасности использования, бессрочности и дешевизны — конечный потребитель с их помощью сможет отправлять и получать переводы, расплачиваться за покупки, не используя при этом ни наличные, ни банковский счет. Одно из главных преимуществ электронных кошельков — анонимность: до определенной суммы пользователи могут получать и отправлять деньги без необходимости «светить» персональными данными.

Кроме того, они будут становиться все более важны, примером чего являются Apple Pay и Google Pay, а также набирающие популярность суперприложения WeChat Pay и Alipay в Китае. Еще один из примеров — 23 января 2023-го семь банков в США (включая Wells Fargo, Bank of America и JPMorgan) объявили о решении создать конкурента PayPal и Apple Pay — цифровой кошелек с возможностью расплачиваться в онлайн-магазинах привязанными банковскими картами.

По данным PwC, на электронные кошельки к 2024 году будет приходиться более половины всех платежей электронной коммерции по всему миру, поскольку потребители переходят от карточных транзакций к транзакциям между счетами и на основе QR-кодов.

Рост доверия к не-банкам

Пользователи готовы использовать BigTech-компании в качестве провайдера финансовых услуг. Финансовые услуги становятся коммодити: кто владеет первой точкой контакта с аудиторией, тот и «банк». Это означает, что долю рынка займут компании, которые первые предложат пользователям наиболее удобный, быстрый и безопасный способ оплаты — и ему совсем не обязательно быть под эгидой известного банка.

Платформы конкурируют за время клиента и количество задач, которые можно решить самым быстрым и удобным способом, не выходя из приложения или экосистемы. Так, Ozon получил банковскую лицензию и активно развивает финтех для розницы и бизнеса: предоставляет рассрочку, банковскую карту с кэшбеком, экспресс-кредиты и другое. «М.Видео — Эльдорадо» приобрел кредитного брокера и развивает свою финтех-платформу с фокусом на электронные платежи и потребительское кредитование, включая BNPL (buy now pay later, «покупай сейчас, плати потом». Это сервис, который позволяет оплачивать онлайн-покупки равными частями в течение короткого периода времени. — РБК Тренды). А МТС продвигает собственную финтех-экосистему: компания объединила МТС Банк и МТС Деньги в одно приложение и создала необанк для геймеров NUUM.

Обновлено 14.04.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть