А в чем тренд?
С 2000-х годов культура и творчество рассматриваются как некая магическая формула, с помощью которой можно обновить здания с неудобным наследием, например, выведенные из эксплуатации тюрьмы, психиатрические лечебницы, сооружения военного времени. В последнее время к ним добавляются скотобойни. Например, в Лондоне в такое здание переезжает музей города. Исследователи призывают не игнорировать прошлое этих сооружений.
История производства мяса в городах
Уже больше 200 лет в городах Европы и Северной Америки мясо стараются производить вдали от городских центров. С начала XIX века скотобойни размещают в основном в окраинных районах, чтобы уменьшить частоту перевозок живых животных. На рубеже ХХ века, на фоне опасений по поводу гигиены и жестокого обращения с животными, муниципальные европейские власти создали государственные скотобойни для регулирования мясной промышленности. Они чаще всего располагались на периферии городов, а для перевозки животных использовалась железная дорога. Кроме того, они оснащались оборудованием для механизации процесса забоя и ускорения производства. С ростом аграрной промышленности в 1960-х годах производство мяса в городских центрах окончательно прекратилось.
Здания полностью переделывают
Многие из исторических скотобоен в центрах городов были снесены. Однако оставшиеся получили статус культурного наследия. Например, с 1976 года Музей Лондона располагался в районе Барбикан в центре столицы Великобритании. Однако в 2022 году он переехал в викторианские здания, в которых раньше находился Смитфилд, крупнейший в городе оптовый мясной рынок. На протяжении 800 лет здесь располагалось мясное производство, холодильные камеры, лавки и скотобойни.
А в 2006 году на территории бывшей скотобойни и рынка Мадрида открылся центр современного искусства Matadero Madrid. Он включает в себя кинотеатры, съемочную площадку и выставочное пространство.
В Португалии город Порту перестраивает пространство для производства мяса Матадуро-де-Кампанья 1910 года в район для офисов, художественных галерей, музеев и аудиторий. В подобных переоборудованиях неудобная история зданий игнорируется.
Полное игнорирование прежнего предназначения
Шанхайская муниципальная скотобойня — это огромное бетонное сооружение. Оно было построено в 1930-х годах, чтобы удовлетворить спрос иностранных поселенцев на говядину и баранину. В 2006 году здание было перепрофилировано во флагманский проект 1933 Old Millfun для творческих индустрий и дорогих магазинов.
Помещения комплекса, предназначенные для содержания животных, ожидающих смерти, превратили в площадь для проведения культурных мероприятий, показов мод и свадеб. В зале для убоя, где миллионы животных истекали кровью, теперь проводятся светские вечеринки, демонстрации роскошных автомобилей и костюмов.
Перепрофилирование с оглядкой на историю
Архитекторы предлагают заменить такую избирательную перестройку на «адаптивное повторное использование». Этот термин подразумевает переоборудование старых зданий без игнорирования их истории. Например, швейцарское архитектурное бюро Херцог и де Мерон превратило заброшенную лондонскую электростанцию Bankside в здание галереи современного искусства Tate Modern, не забыв о ее прошлом. Бывший турбинный зал и нефтяные резервуары были использованы в качестве уникальных инсталляционных и перформансных пространств. В Гамбурге Херцог и де Мерон аналогичным образом переоборудовали склад 1960-х годов на берегу Эльбы в концертный зал. Поместив новую стеклянную конструкцию на старый кирпич, они подчеркнули историческое значение оригинального строения.
В ЮАР британский архитектор Томас Хизервик превратил комплекс ям для хранения зерна 1920-х годов в Кейптауне в музей Zeitz MOCAA, посвященный современному искусству всего африканского континента. Хизервик сохранил большую часть оригинальной бетонной оболочки. Внутри был вырезан яйцевидный атриум, напоминающий органическую структуру и форму зерна.
Архитекторы не должны забывать про наследие скотобоен
Перепрофилирование исторических зданий неизбежно влечет за собой изменение понимания прошлого. Однако оно может затронуть и настоящее: посетители могут задуматься о проблемах, связанных с этим зданием. Для перепрофилированных скотобоен существуют конкретные инструменты. К примеру, технология дополненной реальности может наложить изображения прошлого на пространство. Это поможет посетителям лучше понять, что чувствовали рабочие и животные в здании раньше. А приложения и аудиогиды могут рассказать о том, что происходило здесь несколько десятков лет назад.