Убытки от ограничений и отключений интернета в мире
По данным сайта Top10VPN, в 2022 году мировая экономика потеряла $23,79 млрд из-за отключения, ограничения работы, перебоев и блокировки интернета и приложений. Это на 232% больше, чем в 2021 году.
Самый большой ущерб, по оценкам экспертов, — в $21,59 млрд — понесла Россия. За ней следуют Иран — $773 млн и Казахстан — $410,7 млн.
Top10VPN — сайт, который тестирует и обозревает VPN-сервисы, проводит и публикует исследования и рекомендации по использованию VPN, а также изучает проблемы цифрового права и безопасности в интернете.
Сервис подсчитывает экономические потери от отключения интернета с 2019 года и приводит рейтинг 20–25 стран, которые пострадали больше всего. Россия впервые вошла в рейтинг в 2021 году, тогда она заняла 20 место.
В оценку убытков входят блокировки соцсетей, отключения интернета, замедление работы интернета. Потери именно России складываются из блокировок и замедления соцсетей.
Почему в мире ограничивали интернет
Среди причин отключения интернета и блокировки соцсетей, сайтов, приложений исследователи выделили:
- военные и политические конфликты — потери в $21,77 млрд;
- протесты — $1,36 млрд;
- военные перевороты — $217,4 млн;
- несоблюдение местного законодательства — $195,8 млн;
- информационный контроль — $164,6 млн;
- экзамены — $67,7 млн;
- политические репрессии — $9,7 млн.
Какие соцсети блокировали больше всего
Из всех социальных сетей больше всего ограничивали работу Twitter — его в 2022 году блокировали в течение 21,6 тыс. часов (это сумма всего времени блокировки в странах по всему миру).
На втором месте в рейтинге — Instagram (владелец Instagram и Facebook — компания Meta Platforms — в марте 2022 года была признана в России экстремистской и запрещена). Его блокировали 9,5 тыс. часов. Далее — Facebook — 7,8 тыс. часов, WhatsApp — 2,9 тыс. часов и YouTube — 28 часов.
Сколько доменов заблокировали в России
«РБК Тренды» запросили у Роскомнадзора информацию о количестве запрещенных и заблокированных сайтов. «За 2022 год в Единый реестр запрещенных сайтов внесено более 384 тыс. ссылок. Порядка 99,7% из них удалены владельцами ресурсов или заблокированы операторами связи», — пояснили в ведомстве.
По данным «Роскомсвободы» (признана иноагентом), РКН внес в реестр запрещенных сайтов около 395 тыс. ссылок, и заблокировал из них порядка 212 тыс. В это число вошли как сайты, так и конкретные страницы в интернете. Среди заблокированных ресурсов, по подсчетам Top10VPN, — 4315 веб-сайтов, которые разместили контент, связанный с событиями в Украине.
24 февраля 2022 года Роскомнадзор потребовал от российских СМИ при освещении военной операции в Украине использовать только данные из официальных российских источников. Ряд российских СМИ, таких как «Дождь» (признан СМИ-иноагентом), The Village, «Медуза» (признан СМИ-иноагентом и нежелательной организацией), «Холод» и другие, были заблокированы. Российские власти объяснили это, в частности, публикацией «недостоверной общественно значимой информации» о ходе боевых действий.
Блокировка Twitter, Facebook и Instagram
1 марта Роскомнадзор стал замедлять работу Twitter «в связи с распространением площадкой недостоверной общественно значимой информации по тематике специальной военной операции на Украине». Годом ранее — 10 марта 2021 года ведомство уже замедляло работу соцсети. Тогда этот шаг объясняли отказом Twitter удалить противозаконный контент. Однако после того как модераторы соцсети удалили больше 91% запрещенной информации, РКН снял ограничения на ее работу.
4 марта Роскомнадзор ограничил доступ к Facebook (а именно замедлил трафик). Причиной ведомство назвало «цензуру» в отношении российских СМИ, в том числе государственных, со стороны соцсети.
11 марта американская компания Meta Platforms, которой принадлежат Facebook и Instagram, временно разрешила пользователям из 12 стран публиковать призывы к насилию по отношению к российским военнослужащим, которые участвуют в специальной военной операции в Украине, а также к руководителям России и Беларуси.
В тот же день Роскомнадзор и Генеральная прокуратура потребовали признать Meta Platforms экстремистской организацией и запретить ее деятельность в России.
14 марта РКН заблокировал Instagram, а 21 марта 2022 года Тверской суд Москвы признал деятельность социальных сетей Instagram и Facebook, принадлежащих компании Meta Platforms Inc., экстремистской и запретил их на территории России.
Комментарий Роскомнадзора:
«С начала специальной военной операции социальные сети, принадлежащие западным ИТ-корпорациям, выступили одними из ключевых площадок по ведению информационной войны против нашей страны, целенаправленно распространяя угрозы в адрес российских граждан, а также многочисленные фейки, подвергали цензуре контент российских пользователей, организаций и средств массовой информации. По имеющейся информации, эта работа была заранее подготовлена и профинансирована недружественными странами.
В связи с этим на территории России были заблокированы зарубежные социальные сети: Facebook, Instagram, Twitter. Некоторые сервисы самостоятельно приняли решение о прекращении коммерческой деятельности в России. Так, от монетизации контента и размещения рекламы по своей инициативе отказался видеохостинг YouTube, а соцсеть TikTok запретила российским пользователям размещать контент.
Позиция перечисленных интернет-платформ, не соблюдающих российское законодательство, продиктована не бизнес-интересами. В ее основе лежат политические интересы тех государств, на территории которых находятся штаб-квартиры IT-компаний».
Почему еще блокировали
Кроме медиа, освещающих события в Украине, Роскомнадзор, согласно данным Top10VPN, блокировал:
- сайты, разместившие утекшие в сеть персональные данные россиян;
- VPN-сервисы;
- материалы с компроматом на чиновников и статьи про взятки;
- сайты, посвященные криптовалюте;
- сервисы защищенной электронной почты;
- сайты, на которых продавались санкционные продукты;
- аниме, песни, тексты песен и клипы;
- ссылки на материалы организаций, признанных в России нежелательными или экстремистскими;
- ссылки, связанные с ЛГБТ-тематикой (ЛГБТ-движение признано экстремистской организацией и запрещено в РФ).
5 декабря 2022 года Владимир Путин подписал указ о запрете пропаганды ЛГБТ и смены пола. Чуть более чем через месяц Роскомнадзор отчитался, что заблокировал уже более 300 сайтов с пропагандой ЛГБТ.
Почему такие большие убытки
Исследователи Top10VPN при подсчете убытков анализируют три основных составляющих:
- блокировки соцсетей;
- отключения интернета;
- замедления работы интернета.
Поскольку в 2022 году в России интернет не отключали и не замедляли (если это не касалось соцсетей), то ущерб в $21,5 млрд складывается только от блокировок соцсетей. Потери от блокировки веб-сайтов исследователи не учитывали, потому что, по их словам, рассчитать их невозможно.
Сэмюэль Вудхэмс, исследователь цифровых прав и автор исследования Top10VPN, объяснил РБК Трендам:
«Вполне возможно, что блокировка других веб-сайтов также оказала экономическое воздействие. Однако подсчитать это невозможно из-за различного характера заблокированных веб-сайтов. Большинство заблокированных ресурсов — это новостные службы, контент, имеющий отношение к военным действиям, и сайты правозащитных организаций. Маловероятно, что это оказывает такое же влияние на российскую экономику, как блокировка социальных сетей, которые поддерживают местный бизнес, увеличивают доходы от рекламы и позволяют компаниям общаться со своими клиентами».
Как считали
Экономический ущерб от отключения интернета и блокировок социальных сетей исследователи Top10VPN рассчитали с помощью Netblocks Cost of Shutdown. Это инструмент, который на основе данных Всемирного банка, Международного союза электросвязи, Евростата и переписи населения США оценивает экономические последствия в результате сбоев в работе интернета и блокировки доступа к сервисам и приложениям.
Для расчета финансовых потерь Netblocks Cost of Shutdown использует метод института Брукингса.
Убытки от блокировки соцсетей
Согласно подсчетам Top10VPN, блокировки социальных сетей принесли российской экономике $21,5 млрд убытков. Этот ущерб значительно выше, чем в таких странах, как Иран и Мьянма, где заблокированных ресурсов намного больше, а во время крупных протестов интернет отключали полностью.
Мы попросили объяснить причины убытков России автора исследования Top10VPN Самюэля Вудхэмса и руководителя лаборатории блокчейн и финтех Школы управления Сколково Егора Кривошею. По их словам, цифровая экономика России гораздо больше, чем экономики других стран в рейтинге. Поэтому эффекты от блокировки таких крупных соцсетей, как Instagram и Facebook, ощущаются сильнее.
Сэмюэль Вудхэмс, исследователь цифровых прав и автор исследования Top10VPN, рассказал РБК Трендам:
«Экономический эффект от отключения интернета во многом зависит от размера цифровой экономики страны и количества людей в сети. Поскольку цифровая экономика России значительно больше, чем в Иране или Мьянме, ограничения обходятся дороже, даже если меры блокировки не такие жесткие».
Егор Кривошея, руководитель лаборатории блокчейн и финтех Школы управления Сколково:
«В экономике очень важен системный взгляд. При отключении одного из элементов эффект идет и на остальные сегменты. Например, при отключении монетизации в социальных сетях первыми страдают сегменты креативной экономики, но через шаг эффекты начинают распространятся и на рекламодателей, и на нишевый бизнес, который использовал социальные сети как канал продвижения и коммуникации с клиентом. Более того, делать спецпроекты и/или делиться данными в коммерческих целях/интегрировать их в сторонние сервисы и сайты становится тяжелее. В последние годы был тренд на переток аудитории из более традиционных каналов (тв, радио, печатные медиа) в интернет (таргетированная реклама, соцсети). Блокировка соцсетей — резкое событие, которое обрубает этот тренд и заставляет компании искать новые каналы работы и рекламы при сохранении клиентских привычек».
Насколько достоверна оценка
После блокировок социальных сетей бизнес и аудитория стали адаптироваться к новым платформам. Уже в марте аудитория Facebook и Instagram сократилась, а «Вконтакте» и Telegram — выросла.
Однако, как рассказал РБК Трендам Сэмюэль Вудхэмс, перераспределение аудитории и адаптация бизнеса к российским социальным сетям в исследовании учтены не были.
Сэмюэль Вудхэмс:
«Возможно, российские предприятия действительно нашли обходные пути и аналоги заблокированных социальных сетей. Со временем это может привести к снижению экономического ущерба. Однако в настоящее время у нас нет данных, подтверждающих это. Поэтому мы не смогли учесть эти изменения в наших оценках».
РБК Тренды обратились с просьбой оценить экономический ущерб от блокировок соцсетей к Минцифры, Минэкономразвития и АНО «Цифровая экономика», но на момент публикации материала оценок не получили.
По данным Mediascope, в 2022 году 71% населения России старше 12 лет посещал социальные сети ежедневно. Самой популярной платформой среди российской аудитории стал YouTube. С января по октябрь 2022 года от общего числа пользователей соцсетей численность аудитории видеохостинга увеличилось на 4% — с 33% до 37%. Вторая по популярности платформа — «Вконтакте». Численность ее аудитории выросла на 2% — с 18% до 20%. Больше всего — на 10% — с 5% до 15% выросла доля аудитории Telegram.
Численность аудитории некоторых других популярных социальных сетей сократилась:
- TikTok — с 22% до 18%;
- Одноклассники — с 6% до 5%;
- Instagram — с 13% до 1%;
- Facebook — с 1% до 0%.
Егор Кривошея:
«Оценка Top10VPN может быть вполне валидной, так как Россия — специфический рынок. Это один из региональных лидеров со своим языком, культурными особенностями и, как следствие, другими потребительскими привычками. Более того, у России блокировки долгосрочные. По сравнению с временными блокировками и отключениями это может приводить к бόльшим экономическим потерям.
Переток аудитории произошел, и лидерство здесь у российских соцсетей: проекты VK, меньше — нишевые проекты. Также аудитория перешла в мессенджеры, например, Telegram, но у этих платформ не всегда есть социальная механика и рекомендации такого же уровня проработки, как у соцсетей, а инструменты монетизации (например, реклама) появились относительно недавно. Так как в социальных сетях важны сетевые эффекты и количество пользователей, то потери могут быть более долгосрочными, но наличие локальных крупных игроков точно сокращает эти потери».